Найти в Дзене
ЕГЭ - легко!

Отменить ЕГЭ? Разбираем аргументы против единого экзамена

Оглавление

В 2009 году ЕГЭ был утверждён в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. В этом году ЕГЭ исполняется 15 лет, а слухам о возможной отмене ЕГЭ исполняется ровно столько же. Каждый год в новостях мы слышим как какой-нибудь чиновник, депутат или общественный деятель агитирует за отмену ЕГЭ. У противников единого экзамена за эти годы появился целый свод аргументов, некоторые из них я предлагаю сегодня разобрать.

Дисклеймер: В этой статье высказывается личное мнение автора, основанное на его личном опыте и здравом смысле. Статья не несёт в себе цели кого-то оскорбить. Автор признаёт дискуссионность данного вопроса и не претендует на абсолютную истину.

ЕГЭ - угадайка

Начнём с самых абсурдных аргументов. Обычно фразы о "примитивных тестах" и "угадайке" можно услышать от людей очень далёких от ЕГЭ. Например, известно высказывание депутата государственной думы и известного телеведущего Петра Толстого:

"Много разговаривал с учителями и родителями, никто слова хорошего не говорит о ЕГЭ. Все, что нам обещали инициаторы этого нововведения, оказалось пшиком. Тестовая система привела к тому, что старшеклассников два-три года натаскивают с заполнением машиночитаемых текстов, чтобы они правильно проставили крестики – а предметам, которым должны учить, не учат."

А вот такую информацию можно найти на сайте партии ЛДПР:

Старшеклассники часто называют сдачу ЕГЭ - «шоу Интуиция». Потому что выпускникам приходится либо угадывать, какой из четырех предоставленных вариантов ответа выбрать, либо механически зубрить подобные тесты заранее.

Опять же, в этой статье мы не будем обсуждать политическую карьеру Петра Толстого или депутатов ЛДПР. Мы просто оценим их высказывания. По-моему всем ученикам готовящимся к ЕГЭ, а также их репетиторам и учителям очевидно, что данные высказывания, мягко говоря, не соответствуют действительности. Тем, кто всё еще думает, что ЕГЭ - это примитивные тесты, я бы посоветовал открыть демо-вариант ЕГЭ 2024 года по профильной математике и попробовать порешать, можете начать с задачи по стереометрии, чтобы сразу оценить сложность.

Почему же некоторые люди думают, что ЕГЭ - это угадайка? На самом деле ответ достаточно прост - они застряли в 2009 году. Если вы посмотрите на ЕГЭ пятнадцатилетней давности вы поймёте откуда растут ноги у этого мифа.

Первая страница варианта ЕГЭ 2009 года
Первая страница варианта ЕГЭ 2009 года

Действительно, в те времена ЕГЭ по профильной математике имел 10 тестовых заданий с выбором ответа (часть А), 11 заданий, в которых проверялся только ответ (часть B) и 5 заданий с развёрнутым вариантов решения (часть C). За 15 лет ЕГЭ претерпел много изменений: часть А убрали полностью, а часть С увеличили. Да и в целом задачи современного ЕГЭ намного интереснее и намного лучше проверяют знания учеников, чем задачи старого ЕГЭ. Мне могут возразить, что тесты присутствуют в современном ЕГЭ, просто по другим предметам, например: в ЕГЭ по русскому языку есть блок заданий с вариантами ответов. Да это правда, но тесты ЕГЭ 2024 не идут ни в какое сравнение с тестами 2009 года. Например: перед вами одно из заданий "примитивного теста" в ЕГЭ по русскому языку

Задание 10 из Демо-версии ЕГЭ 2024
Задание 10 из Демо-версии ЕГЭ 2024

Ну вот, угадайка. Да вот только из 5 пунктов нужно выбрать все правильные: выбрал лишний - 0 баллов за задание, не выбрал правильный - 0 баллов. Количество правильных ответов неизвестно. Думаю, что базовые знания теории вероятности намекают нам, что шанс угадать крайне мал. Единственный способ получить правильный ответ - вписать правильные буквы во все 15 слов, ошибёшься хотя бы в одном слове - 0 баллов. Вот такие они "примитивные тесты"

Ну и вишенка на тортике. Цитирую один из популярных каналов, который снял ролик агитирующий за отмену ЕГЭ

"Представьте ситуацию: какой-нибудь Вася-троечник тупо угадал половину, натыкал от фонаря крестиков в бланк с ответами и опередил отличника, который решал всё сам. И в итоге у них одинаковые баллы и поступят они на равных в один ВУЗ. Разве это справедливо?

Невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. А вообще, если кто-то вам начинает говорить о том, что ЕГЭ - это "угадайка" - не надо его слушать, этот человек явно не разбирается в теме ЕГЭ.

ЕГЭ убил систему образования

-4

Сегодня, российское массовое образование находится в кризисе. Наверное, мало кто с эти может поспорить. Уровень знаний среднестатистического школьника с каждым годом снижается. Многие называют современную молодежь "жертвами ЕГЭ". Некоторые политические партии открыто говорят, что единый экзамен разрушил российскую школу и для возрождения образования нужно отменить этот пресловутый ЕГЭ.

Как вы думаете, на чём держится система образования? Я считаю, что прежде всего, на хорошем учителе. Без квалифицированного и мотивированного педагога ни одна образовательная система не будет эффективно работать. Огромный дефицит хороших учителей является главной причиной развала российского образования.

Сколько зарабатывает учитель? По данным росстата 49 тысяч рублей, но по данным сайта ГородРабот.ру (они считают среднюю зарплату, предлагаемую в вакансиях на должность учителя) 29 тысяч рублей. И это учитывая Москву и Петербург. Если посмотреть на среднюю зарплату учителя в маленьких городах или сёлах, то она окажется раза в 2 меньше. О какой мотивированности может идти речь если учитель получает так мало? Чтобы сводить концы с концами, многие берут двойную ставку, это приводит к выгоранию и падению качества образования. В провинциальных школах большая текучка, некоторые предметы не преподаются вообще, потому что школа не может найти учителя. Как следствие уровень знаний молодёжи снижается.

Подробнее можно узнать тут -> https://journal.tinkoff.ru/pedstat/
Подробнее можно узнать тут -> https://journal.tinkoff.ru/pedstat/

Конечно, есть Москва, где учителя получают достойный оклад (120 тысяч в среднем), да и хорошие учителя у нас остались, которые умеют мотивировать учеников. Но если смотреть на общую картину, то поводов для радостей мало. Да, государство вроде как пытается что-то делать: учителя могут претендовать на субсидии и выплаты, 2023 год был объявлен годом учителя, премия "учитель года" у нас есть. Но этого недостаточно. Пока ставка регионального учителя равна МРОТу наше образование продолжит разрушаться. Подробнее о проблемах массовой школы можно узнать у Алексея Саватеева, я с ним полностью солидарен в этом вопросе.

А что в итоге? Получается, что кризис российского образования произошёл вовсе не из-за ввода ЕГЭ. Да, единый экзамен повлиял (в каких-то моментах даже негативно) на программу обучения в школах, но это не идёт ни в какое сравнение с бедственным положением учителей в современной России. Отмена ЕГЭ не поможет возродить качественное образование, просто потому что упадок образования произошёл по другим причинам. Поэтому "жертв ЕГЭ" правильнее будет называть "жертвами КМШ" (кризиса массовой школы)

Мафия репетиторов

-6

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок поступил в хороший ВУЗ, желательно на бюджетной основе. С этим готовы помочь сотни онлайн-школ, курсов и репетиторов, которые обещают понятно рассказать необходимый материал и закрепить его на практике. Конечно же, их услуги стоят денег. Если твой ребёнок готовится к 3 экзаменам с помощью репетиторов, то существенная доля семейного бюджета утечёт в их карманы. Конечно, это не очень приятно. А из-за чего все эти траты? Из-за ЕГЭ, соответственно, если отменить ЕГЭ, то и платить репетиторам не придётся

В чём ошибка этих рассуждений? Во-первых, родители массово платят репетиторам, потому что обычная государственная школа не способна подготовить учеников к ЕГЭ. Это значит, что проблема не в самом экзамене, а в упадке государственного образования, то есть мы возвращаемся к проблеме прошлого раздела.

Во-вторых, представим, что ЕГЭ отменили и вернули старую систему. Теперь ученики сдают сначала выпускные экзамены, а потом вступительные в каждый ВУЗ. Тогда появится новая проблема: кризис массовой школы никуда не делся, школа не в состоянии дать знания, которые нужны при поступлении в ВУЗ. Что вы будете делать? Правильно, наймёте репетитора, который поможет подготовиться к вступительным экзаменам. То есть от репетиторства нам не уйти, более того при таком сценарии репетитор будет стоить дороже, так как он будет готовить к поступлению в конкретный ВУЗ, то есть будет иметь более узкую специализацию, соответственно цена будет выше.

Есть, конечно, ещё более радикальное решение - запретить всех репетиторов. Но это не решение проблемы - это борьба со следствиями кризиса массовой школы. Репетиторы выполняют важную социальную роль: они затыкают те дыры, которые не смогла закрыть школа. Рост числа онлайн-школ - это индикатор деградации государственного образования.

Ученики или заключённые?

-7

Когда я был в 11 классе я очень много слышал про "жёсткий контроль" на ЕГЭ. Охранники с немецкой овчаркой, которые обыскивают тебя на предмет шпаргалки, учителя, которые пристально смотрят за каждым твоим движением, камеры слежения, которые всегда направлены на тебя. А поход в туалет больше похож на перемещение в карцер: тебя сопроводят до отхожего места, будут стоять под дверью и томно дышать через щёлку. И не дай бог, если они услышат, что ты чем-то там шуршишь - сразу выломают дверь и вышвырнут с экзамена. Настоящая пытка для детей.

На самом деле это всё неправда. Да, ученики проходят через рамку, но охранник не имеет права их обыскивать: если рамка запищит, то ученика просто попросят выложить все металлические предметы. Никакой овчарки, конечно же у него нет и быть не может. Учителя, которые контролируют процесс сдачи экзамена, не сверлят учеников взглядом. Пристально смотреть за каждым учеником не имеет смысла - в кабинете висят камеры. Кстати, камер всего две: одна снимает учеников спереди, другая - сзади. И они просто висят и никак не напоминают о себе. Если ты честный ученик, то тебе не о чем беспокоиться. В туалет тебя не сопровождают: контролирующие учителя сидят в коридоре и напрямую с тобой не взаимодействуют. В самом туалете за тобой тоже никто не следит, вместо этого учителя отмечают время твоей отлучки и заносят его в бланк твоей работы.

Конечно, не везде всё так гладко. Были случаи, когда охранники превышали свои полномочия, когда учителя оказывали психологическое, а иногда и физическое давление на сдающих, но это единичные случаи. На самом деле, тут дело скорее не в экзамене, а в людях, которые бывают не совсем адекватными. Поэтому те, кто считает, что ЕГЭ - это тюрьма, не правы. Когда ты решаешь вариант, ты не думаешь ни о камерах, ни о учителях, ни об охраннике. Никакой давящей атмосферы контроля на ЕГЭ нет, если ты, конечно, ученик честный. Если ты всё-таки пронёс телефон, то ты и на камеры будешь поглядывать, и на учителей коситься, и в туалете тебе покажется, что за тобой следят. Но это происходит не из-за того, что ЕГЭ - тюрьма, а потому что ты нечестный ученик. Поэтому не надо ничего проносить на экзамен и вам не придётся лишний раз волноваться.

-8

В заключение хочется отметить, что я не идеализирую ЕГЭ, у него есть проблемы и недостатки, я даже планирую посвятить им целую статью. У противников ЕГЭ есть достойные аргументы, но в этой статье я разобрал 4 популярных аргумента, которые я считаю необоснованными. И ещё хотел напомнить, что это личное мнение автора и вы можете с ним не согласиться. Также я провожу опрос по теме, можете проголосовать за свой вариант.

Спасибо за прочтение статьи. Я много времени и сил потратил на сбор материала, поэтому поддержите этот пост лайком, если хотите, чтобы такие длинные статьи выходили чаще. Подписывайтесь если вы интересуетесь всем, что связано с ЕГЭ и поступлением в ВУЗ. А если у вас есть, что добавить, предложить или оспорить, то пишите ваши мысли в комментариях. В будущем вас ждёт много контента)