Во все времена были, есть и будут гении и подражающие им. В наше время, увы, подражателей куда больше, чем истинных гениев.
Одним из очень неоднозначных, но однозначно гениальных художников был Василий Васильевич Верещагин. Он один побил столько разных рекордов, что их перестали даже считать. Он был рекордсменом по скорости, количеству написанных картин и даже их величине.
К примеру, «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.» — полотно, которое по сей день считается третьим по величине в мире.
Это был человек необыкновенной работоспособности. В течение одной своей рабочей поездки в Германию, например, он создал столько работ, что в обществе стали шептаться о большом количестве рабов, спрятанных в подвалах его дома, которые пишут картины за него. Люди не могли поверить, что один человек может написать так много шедевров за такой короткий срок.
Впрочем, если посмотреть на его образ жизни, то можно понять, как это было и почему. Художник вставал в пять утра и сразу начинал работать. В его доме все ходили на цыпочках и боялись издать лишний звук, чтобы не потревожить и не отвлечь хозяина от работы.
В мастерскую вход был вообще воспрещен. Завтрак приносили на подносе и бесшумно ставили перед дверью. И не дай Бог хоть какая-то тарелка или вилка загремит! Художник мог сразу выйти из себя и наброситься на виновника с ругательствами.
Весь дом подчинялся его графику работы и настроению. И такой строгий распорядок дня давал свои плоды. В Мюнхене Верещагин написал серию из своих лучших картин — «Туркестанскую серию». Его картины готовы были разбирать чуть ли не с мольберта, но он категорически не желал продавать их по отдельности, а потому выставил совершенно непомерную цену за каждую картину в отдельности, зато был согласен снизить ее, если кто-то купил бы их все разом.
И покупатель нашелся. Сергей Третьяков купил в 1875 году всю «Туркестанскую серию» примерно за 2 миллиона долларов. Для того времени это была умопомрачительно рекордная сумма. Правда, мечта художника все равно не сбылась. Сегодня эти картины поделены между коллекциями Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге. Всего братья Третьяковы приобрели напрямую у Верещагина 138 картин и около 400 рисунков. Это тоже один из рекордов.
И вот, когда Василий Васильевич уже был широко известным художником, его чуть не предали анафеме. И причиной тому стали две его картины: «Святое семейство» и «Воскресение Христово» (судьба его ныне неизвестна).
Казалось бы, что может быть скандального в картине с евангельским сюжетом?
Верещагин приехал в Вену с выставкой, где представил свои работы. В первый же день выставку посетило 1400 человек и Верещагин писал, что это мало, но для первого дня сойдет. Зато во второй день местный архиепископ — кардинал Гангльбауер — пришел просто в неописуемую ярость, ознакомившись с евангельским циклом Верещагина.
И если в случае с «Семейством» дело могло обойтись богословской дискуссией о том, были ли у Христа братья и сестры, то глядя на репродукцию «Воскресения» (судьба оригинала, увы, неизвестна, сохранилось только очень некачественное изображение), Его Высокопреосвященство можно понять. Это весьма энергичная и интересная, но все же карикатура художника-атеиста на святой сюжет.
Архиепископ призвал всех католиков бойкотировать выставку, что стало лучшей рекламой! Народ повалил на выставку тысячами. Тогда святые отцы распространили ноту, где предупреждали, что каждый, кто посетит выставку, обязан будет потом каяться три дня, исповедаться и сделать пожертвование церкви за свой проступок.
После этого на выставку поперлись даже те, кто и не собирался делать это ранее, хотя бы для того, чтобы посмотреть, что же такое сотворил этот русский, отчего церковники так лютуют.
Кто-то падал перед картинами на колени, кто-то обливал их кислотой, на художника рисовали карикатуры и призывали сжечь на костре из его же полотен. Однако Верещагин был в восторге и очень доволен собой. В итоге, и так знаменитый художник приобрел такую мировую славу, что один американский бизнесмен предложил ему полмиллиона долларов за аналогичную выставку в США на любых условиях.
Как говорится, все пиар, кроме некролога! И только у художников некролог — лучший пиар (и повышение цены картин вдвое)!
P.S. У меня за неделю почти тысяча новых подписчиков и часть пишет, что им привычнее было бы читать меня вКонтакте или на другой площадке. Сообщаю, что теперь все статьи будут дублироваться еще и вКонтакте для тех, кому там привычнее. Ссылка вот:
Ну, а на Телеграм-канал всегда есть вот этот зеленый банер внизу каждой статьи. Тыкайте и будет вам много дополнительной информации.