Я как-то мельком упоминал, что "Созданный в бездне" мне зашёл не так уж сильно. Нет, я посмотрел это аниме, мне было интересно, оно определённо не находится где-то на дне, но вот оно не оставило после себя ощущения, что оно станет какой-то классикой, что нужно ждать продолжения.
И мне стало интересно разобраться, потому что обычно так не бывает - если я посмотрел условную "Девушку, которая видит это" и думаю, что это полная фигня, то я могу объяснить, почему это полная фигня. Я могу объяснить, почему "Провожающая в последний путь Фрирен" - хорошая вещь, даже несмотря на то, что я её до сих пор не смотрел, потому что жду выхода всего сезона целиком. А вот на "Созданный в бездне" реакция получилась довольно уникальная. Так что давайте разбираться, почему "Созданный в бездне" - это хорошая, но, скажем так, довольно-таки переоценённая вещь (по крайней мере, на мой взгляд).
Ну а для того, чтобы разобраться, давайте прямо сходу нырнём в самую сложную и самую спорную тему, при обсуждении которой любой автор вынужден ходить по очень тонкой грани - тему подростковой сексуальности (и, да, оба произведения, о которых пойдёт речь - преимущественно для просмотра взрослыми). Тема такая, что мне придётся обойтись без описаний конкретных сцен и переходить к эзопову языку, а пост рассчитан на тех, кто смотрел.
Ну что, поехали. И поехали мы не куда-нибудь, а в сторону "Евангелиона", а именно фильма "Конец Евангелиона". Сейчас он смотрится вполне себе нормально, но вот в момент выхода он довольно-таки сильно умудрился подогреть пятые точки критикам и фанатам - мол, первая половина вышла неплохой, а вторая - ну вообще какая-то размытая фигня, просто плевок в душу и вообще, оригинальный финал в сериале был лучше. И на самом деле, такую точку зрения вполне можно понять, если не учитывать одного момента - всё так и должно быть. И раскрывает это приснопамятная сцена в больнице между Синдзи и находящейся в коме Аской.
Дело в том, что история Синдзи не очень стандартна. Она, на самом деле, не является аркой развития персонажа, аркой становления героя, а совсем даже наоборот - это история падения. Изначально ведь Синдзи - неплохой парень с высокими моральными идеалами, правильными ценностями, правильными поступками и всем прочим. И мы, зрители, наблюдая за тем, как он всё глубже падает в депрессию, искренне ему сочувствуем.
И тут наступает эпизод в больнице. И в нём Синдзи поступает крайне мерзко - просто представьте, что бы мы подумали о персонаже, если бы наше знакомство с ним началось с этого эпизода. Этот эпизод полностью перечёркивает положительное представление о Синдзи, и дальше мы смотрим на него уже совсем другими глазами. Эта сцена является концом вот этой арки падения, дном, которого Синдзи достигает, и от которого отталкивается, начиная строить нового себя - ведь это, по сути, первый поступок, который он совершает осознанно. Он не уходит домой, как это велели бы сделать ему его моральные устои, он остаётся и действует осознанно, прекрасно понимая, что поступает неправильно, и сам сразу же после это об этом говорит.
При этом стоит отметить интересную вещь - это отношение у персонажей к такому понятию как "любовь". Потому что, несмотря на то, что Синдзи и Аска с самого начала испытывают определённый интерес друг к другу, любовь они понимают совершенно по-разному. Для Синдзи любовь - это проявление эмоций, сочувствие, забота и прочие такие вещи, Аска всё это воспринимает как нечто дружеское, а любовь для неё отличается именно наличием каких-то физических контактов. И во время эпизода в больнице Синдзи не просто отказывается от своих моральных идеалов, он ещё и делает шаг навстречу убеждениям Аски, проявляя свою симпатию именно как физическое действие сексуального характера. Ну а Аска, которая во время комплементации это видит, осознаёт, что её взгляд был не совсем правильным, и только физическое влечение без эмоций - это, цитата, "отвратительно". Да, это слово именно про это, об этом рассказывала Юко Миямура, актриса озвучки Аски - что фраза Аски в этом моменте никак не хотела придумываться и писаться, и тогда Хидзаки Анно, автор "Евангелиона", описал ей похожую ситуацию, и спросил, что бы она думала. Она ответила: "Отвратительно", и именно эта реплика попала в фильм. То есть, Синдзи и Аска в этом моменте делают шаг навстречу друг другу и к тому, чтобы в будущем найти какое-то общее для них обоих понимание любви.
То есть, смотрите, у нас есть спорная, шокирующая сцена, касающаяся подростковой сексуальности. И для чего она нужна? Она влияет на глобальный сюжет. Она раскрывает главный посыл произведения. За счёт шокирующей составляющей она меняет восприятие зрителя в ту сторону, в которую это нужно автору. Она развивает обоих персонажей и взаимоотношения между ними. Ну гениально же (а вы ожидали от обсуждения "Евангелиона" какое-то другое слово?)
А теперь посмотрим на "Созданный в бездне". В самых первых эпизодах тоже затрагивается эта тема - нам показывают, что в приюте в качестве наказания для Рико, главной героини, применяют подвешивание на верёвках в обнажённом виде. И... А что "и"-то? Для чего вот здесь "обнажёнка"? Она не двигает сюжет, она не развивает персонажа, она не показывает какую-то мысль, которую нельзя выразить другим способом. И дальше это повторяется и не один раз - вот персонажи купаются вместе, разговаривают про различия мальчиков и девочек - и что? Ничего, собрались, забыли и пошли дальше. Даже Нанати, дважды (!) переживает самую жуткую борьбу со своими внутренними демонами, и оба раза её характер и поведение после этого никак не меняются.
Самое же плохое - это то, что после осознания этого момента как-то начинаешь замечать - а ведь в "Созданном в бездне" всё такое. Шок ради шока, насилие ради насилия, обнажёнка ради обнажёнки. Да, сцена, где Рэг собирается отрезать заражённую ядом руку Рико - шокирует и впечатляет. Может, Рико после этого станет сложнее пользоваться рукой? Может, Рэг поймёт, насколько Рико ему дорога и изменит к ней отношение? Может, хоть что-то из-за этого поменяется? Фигушки. Да, мадам Пельмень - просто персонаж из категории богинь, интересный, харизматичный, с потрясающим дизайном, в меру сочувствующий, в меру пугающий. Выступает в роли наставника главных героев, раскрывает один из важных сюжетных твистов (да и вообще, всё аниме тащат второ- и третьестепенные персонажи). И что? После встречи с ней, как и после любого другого испытания, после любого другого события ничего не меняется - Рико как была любопытной и жизнерадостной, такой и остаётся, как шла в Бездну, так и идёт, что умела, то и умеет.
"Созданный в бездне" не выглядит как цельная история, это, скорее, такой ситком типа "Симпсонов", только в жанре цветастого панк-фэнтези-триллера, где просто есть какие-то эпизоды, которые происходят в этом месте, и которые между собой не очень связаны. Да, отдельные эпизоды могут шокировать, могут быть очень интересными, и, чего уж там, могут заставить просто рыдать, но всё равно это не ощущается как какая-то большая и цельная история, которой "Созданный в бездне" пытается быть. И я, честно сказать, не очень верю, что "Созданный в бездне" справится с делом, когда дойдёт до главного сюжета - воссоединения Рико с её матерью Лизой. То есть, это, скорее всего, тоже будет что-то сильное и эмоциональное, но стоящее совершенно в отрыве от всего остального произведения. Да и, признаемся, шок-контент тоже не вечен, его невозможно постоянно накручивать и надеяться, что зритель к нему не привыкнет. Типичный пример - это «Пацаны». В оригинале это никому нафиг не нужный комикс, о том том, какие супергерои жестокие сволочи и как их жестоко убивают, а вот сериал, куда добавили нормальную историю и нормальное развитие персонажей уже с первого сезона получил статус культового.
Является ли всё это ну совсем страшным диагнозом для аниме? Да нет, смотреть "Созданного в бездне" всё равно довольно интересно (если, конечно, вас не отпугивает шок-контент). И, пожалуй, просто досадно оттого, что сеттинг, созданный мангой и аниме, предоставляет гораздо больше возможностей, чем их реализует автор.