Речь –это способ изрекать звуки слов или их записывать буквами. То есть, это действие.
Язык –это система общепринятого народом набора звуков и их сочетаний, слов и их изменений.
Раньше и народ называли языком.
В мудром русском языке слово язык имеет ещё и другое значение - языком называется бегающее во рту образование без костей, но с корнем.
И это правильно, потому что наш язык во рту усвоил грамоту, правильное положение каждого звука для того, чтобы правильно произносить звуки и складывать их в слова. То есть два основных значения слов ЯЗЫК связаны друг с другом тесной связью.
Что мешает ребёнку сразу говорить правильно и грамотно?
У него долго складывается связь между ухом, улавливающим звуки речи, самим языком и, что главное, осознанием того, что ухо услышало, а язык среагировал и передал в мозг.
Дело в том, что мы звуки речи сначала усваиваем как бы по отдельности, разделяем их из потока услышанного, а потом опять складываем с единый поток, но уже прочувствованный языком. И только потом осознаём. То, что сложили, то и осознали.
Почему звуки воспринимаются искажённо, если язык знает, как и при какой позе получается любой звук родного языка? Дело в том, что воздушная струя, возникающая во время речи у детей, имеющих проблемы с тонусом мышц (высокий или низкий), искажает звучание звука.
Губы, щёки, челюсти и язык напрягаются, пытаясь пропустить через себя звуки. Получается плохо.
Человек, привыкший преодолевать трудности, старается ещё больше напрячься, чтоб пропустить через себя звуки речи. Напрягает и плечи, и живот.Всё, порочный круг замкнулся.
Трудится, пыхтит, но ничего хорошего не получается.
Следующий, заключительный этап издевательства над речью –маленький человечек перестаёт вслушиваться в чужую и, что ужаснее, в свою речь.
Дислалик готов. Детки, который с рождения наделены умом и пониманием происходящего (а таких сейчас очень много рождается), вообще отказываются говорить уже к двум годам. Страх, жуткий страх сказать неправильно, страх, что тебя не поймут, сидит у них в голове и мешает им развиваться.
Никаким уговорами, требованиями, наказаниями тут не поможешь.
Только понемногу, на простых звукосочетаниях, начиная с уровня гуления, переходя к лепетным словам, замечая успехи, подбадривая, можно снимать страх перед говорением. При этом обязательно настраивать уши на вслушивание в звуки слов.
Какой первый звук (не буква), какой последний, потом искать второй звук, потом тот, который спрятался в слове (например, звук З или Ж). Так ребёнок начнёт вслушиваться в речь и не бояться говорить.
Если дела идут медленно и уговорить что-то сказать не получается, можно начать с обучения чтению.
Сначала простых слов типа АУ, УА, УМ, МУ. Потом добавлять буквы и начать читать слова длиннее, сразу пропевая все звуки, не по слогам, а целиком читать нараспев слова.
Чем раньше начнётся работа, тем быстрее сложится система языка и доверие к языку во рту, который знает, как грамотно не только говорить, но и писать слова.