Найти тему

Обращение к Народу Абхазии князя Теймураза Шарвашидзе (Чачба)

1,8K прочитали

Мшыбзиақәа, аҧсуа жәлар! Сара Ҭеимураз Шарвашиӡе-Чачба соуп, саҧсыуоуп, Қьелешбеи ду иабиҧара сеиуоуп. Мои дорогие абхазские братья и сёстры, уважаемые соотечественники! С глубоким сочувствием и болью воспринял я трагическую новость о пожаре в Абхазской национальной картинной галерее, где в огне погибла бесценная часть нашего культурного наследия: до 4-х тысяч картин известных абхазских и российских художников, в том числе 226 картин выдающегося абхазского художника, князя Александра Чачба-Шервашидзе.

Случилось страшное. Мы потеряли значительную часть себя, своей истории и культуры. Это огромная трагедия, которую, безусловно, можно было избежать. 21 января 2024 года войдёт в историю Абхазии как «чёрный день». День национальной скорби. Это урок на всю нашу жизнь и жизнь всех наших последующих поколений. Это чёткий и недвусмысленный знак свыше. Если хотите, это открытое предупреждение, посланное нам от самого Бога, чтобы мы не забывали свою ответственность перед человечеством за сохранение и развитие нашей национальной культуры.

Теймураз Шарвашидзе (Чачба), 25 января 2024 года
Теймураз Шарвашидзе (Чачба), 25 января 2024 года

Эта потеря должна стать началом национального возрождения Абхазии. Отныне мы все вместе должны сделать всё возможное, чтобы сберечь как зеницу ока известные феномены нашей культуры. В первую очередь, это абхазский язык, который в настоящее время находится в некотором забвении. Наша обязанность – передать его наследие следующим поколениям в чистом и непорочном виде, сохранив его богатство и уникальность.

Учитывая то, что мы потеряли 21 января, абхазский народ, многонациональное гражданское общество Абхазии при поддержке представителей деловых кругов республики должны взять на полный учёт и сохранить все предметы живописи и скульптуры, разновидности музыки и танца, произведения литературы и фольклора. Мы должны сохранить яркие образцы нашей материальной культуры. Это национальные виды архитектуры, одежды, кулинарии. Это наши традиции и обычаи, социальные институты и многое другое.

Князь Теймураз Шарвашидзе (Чачба) и второй Президент Республики Абхазия Сергей Багапш, г. Сухум
Князь Теймураз Шарвашидзе (Чачба) и второй Президент Республики Абхазия Сергей Багапш, г. Сухум

Болью в моём сердце отзываются слова Александр Шервашидзе-Чачба из письма к своей дочери. Он тогда писал: «При окончании моей карьеры как декоратора, совершенно перестал думать о своей жизни. Несмотря на то, что остался без средств на существование ‒ отправляю все свои работы на свою родину». Как известно, Александр Шервашидзе-Чачба в это время испытывал крайние неудобства из-за отсутствия денег. Были моменты, когда он голодал. Но деньги в его жизни непременно появились бы, если бы он распродал свои картины, находясь во Франции. Однако он выбрал путь патриотизма, жертвуя собою ради Родины. А многие из нас, отказываясь от жертвенного пути патриотизма, не думая о культуре и истории своего народа, занимаемся исключительно зарабатыванием денег, в том числе нечестными путями.

Потеря картин – это невосполнимая утрата для всего абхазского народа. Но мы не должны опускать руки. Мы обязаны приложить все усилия для того, чтобы вернуть в Абхазию оставшиеся в мире картины Александра Шервашидзе, а также другие предметы, касающиеся истории Абхазии.

Я, Теймураз Шарвашидзе-Чачба, как один из родственников Александра Шервашидзе, заявляю, что сделаю все возможное и невозможное для достижения этой цели. Мало кто знает о том, что ещё в 80-х годах прошлого века, в 1984 и 1985 годах меня, как представителя рода Шарвашидзе, исследователя и популяризатора великокняжеского рода, включили в состав делегации из Советского Союза, которая занималась организацией переноса праха Александра Шервашидзе в Абхазию и передачи его картин, согласно личному завещанию великого художника, в Абхазию и Грузию.

С тех пор прошло почти 40 лет. Многое стёрлось из моей памяти, но помню точно, что мы отлично справились с возложенной на нас обязанностью. Знаю и то, что из примерно пятисот картин Александра Шервашидзе до 350-ти работ должно быть передано Абхазии, а до 150-ти картин должны были остаться в Тбилиси. Но в последний момент руководством Грузинской ССР было решено отправить в Абхазию более 220 работ. Остальные работы, примерно 275-280 картин, были оставлены в Грузии.

С тех пор, а именно с середины и конца 80-х годов, у меня зародилась мечта собирать воедино по всему миру все вещественные ценности, относящиеся как к истории рода Шарвашидзе-Чачба, так и к истории Абхазии в целом. После распада Советского Союза, мне пришлось жить и работать в различных странах Европы. В это время я стал общаться с дворянскими обществами европейских стран, что позволило мне начать более углублённое, чем раньше, изучение истории рода Шарвашидзе-Чачба.

Особенно полезными были для развития моего проекта знакомство и дружба с английским лордом Садлей; переписка с тогдашним принцем Чарльзом, ныне королём Англии Карлом Третьим; дружба с принцем Монако Рене Третьим; дружба с королём Марокко Мохаммедом Шестым; с потомственными и влиятельными дворянами Германии, Швейцарии, Лихтенштейна, Дании, Франции и других стран.

Цель предпринятых мною действий сводилась к идее создания реестра всех основных реликвий, предметов, картин и письменных источников по истории Абхазии и абхазского народа по всему миру для того, чтобы, уточнив их месторасположение, в будущем начать их выкупать и передавать на хранение в Абхазский государственный музей и иные очаги абхазской культуры.

В настоящее время я знаю точно, где, в каких музеях, архивах и частных коллекциях находятся те или иные предметы истории и культуры Абхазии и абхазского народа. Я мог бы и сегодня с вами поделиться этой информацией, что, безусловно, окрылило бы вас, обрадовало, обнадёжило, что не всё потеряно, что вместе, сообща мы сможем всё. Однако я не делаю этого здесь и сейчас только по одной причине. Я хочу, чтобы все эти предметы, местонахождение которых мне известно, были куплены именно нами, чтобы эти предметы были возвращены именно в Абхазию, чтобы нам в этом никто не мог помешать. Думаю, что вы меня поняли. Мы должны объединиться и приложить все усилия для того, чтобы вернуть наше культурное наследие на родину.

Я призываю всех абхазских соотечественников, кто располагает дополнительной информацией о местонахождении картин Александра Шервашидзе или других предметов, касающихся истории Абхазии, сообщить об этом мне или официальным органам Абхазии. Давайте вместе справимся с выпавшим на нашу долю испытанием и возродим дух нашей нации через её искусство и историю.

С любовью к Абхазии и абхазскому народу ‒ князь Теймураз Шарвашидзе-Чачба.