Увеличить пропускную способность планируют в 5 раз
«БТС-Мост» и Газпромбанк хотят увеличить пропускную способность инфраструктуры с 8 млн до 43 млн тонн, сообщает «Коммерсантъ».
История вопроса:
– Совместно с Газпромбанком мы вышли с предложением реализовать второй этап за счет частных инвестиций с увеличением пропускной способности до 43 млн тонн, – заявил глава совета директоров «БТС-Мост» Руслан Байсаров на встрече с Президентом России Владимиром Путиным.
Как пояснил «Ъ» заместитель гендиректора по перспективному развитию «БТС-Мост» Виталий Шишмарев, консорциум выступил «с инициативой реализации второго этапа строительства по схеме договора с отсрочкой платежа (EPCF) в течение десяти лет после завершения строительства».
Стройка будет осуществляться за счет привлечения кредитного финансирования и без бюджетных средств, добавил он. Сумму он не назвал, уточнив, что период реализации второго этапа проекта, а также объемы и виды работ, которые должны быть в него включены, сейчас рассматриваются партнерами и Минтрансом. В Газпромбанке от комментариев отказались.
– Формат EPCF просто предполагает, что подрядчик отвечает за все четыре блока – проектирование, закупки, строительство и финансирование, – поясняет гендиректор аналитической компании Sherpa Group Александра Галактионова. – У нас в законодательстве нет закрепленного понятия EPC, EPCF, EPCM, EPCFM и прочих форм.
Стороны могут обсуждать любые удобные для себя условия, в том числе размер кредитной ставки и тех средств, которые заказчик должен будет вернуть подрядчику, «все зависит от того, какие на тот момент будут макроэкономические условия, ставки и так далее». По ее словам, для классического EPCF десять лет – довольно долгий срок.
– Согласно программе развития НТУ, мощности станции должны быть увеличены до 43 млн тонн уже в 2024 году. Исходя из проектов развития морских терминалов, потребность в мощностях железнодорожной станции к 2030 году может достигать 60 млн тонн, – утверждает источник на транспортном рынке.
Дефицит железнодорожной инфраструктуры ведет к кратному росту перевозок автотранспортом в сообщении с портом и ограничивает рост объемов перевалки через порт Новороссийска.
– Все, что к нам в порт Новороссийска привезут, – мы все перевалим, – говорят в «Транснефти».
По информации «Ъ», принадлежащий ей НМТП сейчас переваливает примерно 24 млн тонн грузов при мощностях 44 млн тонн без учета жидких углеводородов.
В ГК «Дело» планомерно наращивают мощности своих терминалов в Новороссийске – как контейнерного, так и зернового.
– По итогам 2023 года мы обработали рекордные объемы – 603 тыс. TEU и 8,2 млн тонн зерна, – говорят в группе. – Мощности станции Новороссийск остаются лимитирующим фактором для увеличения отправок через это направление.
Предполагаемые инвестиции во второй этап НТУ под Новороссийском, полагает источник издания, знакомый с обсуждением, сопоставимы со средствами на тоннели и мосты на БАМе и составляют порядка ₽500 млрд, а вернуть ОАО «РЖД» предстоит гораздо большую сумму с учетом процентов.
Перспективы повышения тарифов для финансирования стройки – будь то какая-то разновидность инвестиционного тарифа для локальных игроков или общесетевого тарифа – компании, работающие в Новороссийске и через него, встречают с осторожностью.
– Повышенный тариф ударит по экономике грузоотправителей и производителей экспортной продукции, – отмечает один из них.
В ГК «Дело» отметили, что при формировании тарифов принципиально важно придерживаться «взвешенного долгосрочного подхода», чтобы условия работы были предсказуемыми и позволяли реализовывать длительные инвестиционные проекты.
Напомним, Руслан Байсаров и Газпромбанк примут участие в третьем этапе развития Восточного полигона. LR