Краудлендинг как инвестиционное направление активно набирает популярность в России. В связи с этим возникает много вопросов: какое будущее ждет краудлендинг в нашей стране? Почему инвесторам стоит серьезно относиться к этому инструменту?
Эти и другие вопросы мы разберем в нашей статье.
Когда краудлендинг появился в России?
Развитие направления началось в 2010 году, когда на рынок вышла первая краудлендинговая платформа «Вдолг.ру». Одновременно со «Вдолг.ру» начали свою работу несколько других краудлендинговых платформ. Инвесторы, хоть и были заинтересованы, все же опасались вкладывать деньги в направление, которое почти никак не регулировалось.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», который вывел краудлендинг в легальное поле и снизил риски, связанные с онлайн-инвестициями. Все действующие платформы должны быть внесены в Реестр операторов инвестиционных платформ — регистрация в нем подтверждает законность деятельности.
Как краудлендинг помогает малому и среднему бизнесу?
Оформление и выдача займов представителям малого и среднего бизнеса (МСБ) осложняется множеством нюансов: скудная кредитная история или ее отсутствие; небольшой оборот бизнеса; отсутствие залогового имущества. А во многих случаях у клиента еще и сильно ограничено время на поиск средств из-за срочного ремонта, накладок с товаром, получения госконтракта или других обязательств.
Все больше представителей МСБ для привлечения инвестиций стали выбирать именно краудлендинговые платформы, и вот почему:
- список документов для предоставления средств минимален, и это ускоряет процесс;
- индивидуальный подход при рассмотрении заявок: платформы учитывают не только финансовые показатели, но и особенности, потребности каждой компании — это увеличивает вероятность одобрения на получение средств;
- гибкие условия финансирования: компания может выбирать и корректировать условия, отталкиваясь от своих целей;
- платформы обеспечивают прозрачность всех финансовых операций.
Отдельно можно отметить, что инвестиционные платформы, как правило, имеют большую аудиторию пользователей. Для бизнеса это дополнительная возможность повысить свою узнаваемость.
Какие перспективы у рынка краудлендинга в России?
По данным наших коллег из Мани Френдс, объем рынка краудлендинга за 2022 год составил почти 12 млрд рублей — это примерно на 3,4 млрд выше, чем в 2021 году. А к концу 2023 года эта цифра выросла в 2 раза — до 24 млрд 108 млн рублей!
Несмотря на значительные результаты, краудлендинг в России пока не получил такого широкого распространения, как в США, Европе и Азии. Согласно отчету, опубликованному на портале Market Research, мировой объем рынка краудлендинга в 2022 году составил 147,9 млрд долларов. Доля российской части рынка — менее 0,1%.
Какие факторы могут замедлять развитие краудлендинга в России?
Недостаточная осведомленность
Успех новых направлений часто зависит от уровня информированности потенциальных инвесторов и компаний. Недостаточная осведомленность о том, как работает краудлендинг; его преимуществах и связанных с ним рисках, может замедлять темп развития рынка.
Привычка
Доверие и привычка играют важную роль в финансовых вопросах, поэтому многие до сих пор отдают предпочтение привычным банковским продуктам.
Доступ к традиционным банковским услугам
В регионах, где привычные банковские услуги хорошо развиты и доступны, люди могут быть менее мотивированы изучать альтернативные способы приумножить капитал.
Экономические условия
В периоды экономической неопределенности частные лица и предприятия становятся более консервативными в своем финансовом выборе. Инвестиции в краудлендинг, как и любой другой инструмент инвестирования с высокой ставкой, имеет риски для инвесторов. Он заключается в возможном дефолте заемщика — когда компания не может выполнять свои кредитные обязательства.
Что нужно для развития краудлендинга в России?
Краудлендинг — это относительно новый инструмент для российского рынка, но его перспективы в России выглядят многообещающе. Объем рынка продолжает расти, как и число пользователей платформ: количество компаний-заемщиков, зарегистрированных на инвестиционных платформах, как сообщает ЦБ РФ на конец 2022 года, превысило 60 тыс., а общее число зарегистрированных инвесторов составило 54,6 тыс.
Но, по мнению экспертов, для более активного развития и распространения краудлендинга нужно:
- повысить уровень осведомленности потенциальных пользователей о краудлендинге и работе краудлендинговых платформ;
- больше и чаще говорить о мерах и способах защиты прав инвесторов и компаний, привлекающих инвестиции;
- больше общаться с текущей и потенциальной аудиторией: проводить вебинары или семинары для ответов на вопросы и развенчания страхов и мифов;
- подробно и регулярно писать о рисках, связанных с инвестициями в краудлендинг и о мерах, которые платформы принимают для их снижения;
- устраивать выгодные и интересные акции, которые помогут привлечь пользователей и побудить их начать пользоваться платформой;
- развивать культуру инвестирования среди населения. Очень важно донести, что краудлендинг — это не только способ получения дохода, но и возможность поддержать интересные и перспективные проекты.
Рынок краудлендинга растет и обретает все большую популярность и востребованность как со стороны инвесторов, так и со стороны бизнеса. В ближайшие годы это направление ожидают рост и трансформация, а краудлендинговые платформы со временем могут стать неотъемлемыми игроками на российском финансовом рынке.