Найти тему

Почему работа с государственной организацией - не всегда гарантия получения оплаты? Приемы гос.должников, чтобы не платить по долгам.

Орловский горсовет одобрил выделение Трамвайно-троллейбусному предприятию (ТТП) г. Орла 52 млн рублей для погашения долгов перед кредиторами и разблокировки счетов.

Хорошая новость, ведь один из этих кредиторов, которым должно ТТП, - клиент нашей компании. Да, мы не сидели сложа руки, включились в дело о банкротстве ТТП, проводили переговоры с должником, делали всё необходимое для погашения данного долга. И вот теперь, надеюсь, погашение долга перед нашим клиентом вышло на финишную прямую.

К сожалению, далеко не все государственные и муниципальные предприятия и учреждения ищут пути погашения долгов перед своими кредиторами и конструктивно работают в этом направлении.

Я всегда думал, что государство должно быть образцом исполнения обязательств по платежам контрагентам. Это должно поддерживать стабильность экономики. На практике видим совершенно другие примеры.

Число обанкротившихся ФГУП и АО с госучастием не счесть. Лидируют по этому показателю, я думаю, подведомственные организации Минобороны.

В приемах и уловках, применяемых чтобы не платить, государственные организации бывают гораздо изобретательнее частных.

Про расчеты только по спецсчетам или счетам в рамках гособоронзаказа знают многие. С таких счетов деньги не взыскать. Но и использовать их не очень удобно, деньги можно тратить не на всё и только под контролем.

Одно ФГУП придумало
проводить расчеты только по залоговым счетам. Взыскание по ним также невозможно. А вот пользоваться деньгами с них можно гораздо проще, чем деньгами со спецсчетов или счетов ГОЗ. Расчеты по контрактам проводились ФГУП только по этим счетам. Предприятие функционировало, объем долгов нарастал. А чтобы не платить и по банкротным заявлениям, предприятие приняло на баланс крохотный объект водоснабжения в отдаленном поселке и стало субъектом естественной монополии. Обанкротить субъекта естественной монополии практически невозможно даже с многомиллиардными долгами.

А вот самое новое изобретение от одного из очень креативных ведомств.
Это ведомство вместо ФГУП или АО создало публично-правовую компанию (ППК). И добилось принятия постановления Правительства РФ о том, что деньги на расчетных счетах ППК относятся к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание. То есть, принудительно списать деньги с любых расчетных счетов ППК по исполнительному листу вообще невозможно ни самому взыскателю, ни судебному приставу. Таким образом, ППК вообще может спокойно работать и не платить по своим долгам.

Вывод из всего этого только один:

Хотя государственные/муниципальные организации внешне кажутся надежными контрагентами, которым априори можно доверять, на практике это может быть далеко не так.
Нужно каждый раз тщательно перед заключением сделки (или принятия решения об участии в торгах/закупках) изучать потенциального контрагента - государственную организацию, анализировать его платежеспособность, судебные дела с его участием и т.п.

Сам по себе статус государственной/муниципальной организации совершенно не гарантирует получение от нее оплаты.

Читайте, как проверить контрагента перед заключением с ним сделки:
Как не получить безнадежный долг уже на этапе выбора контрагента?