В этой части будут приведены фотографии, схемы и короткие выдержки из книг разных авторов о раскопках и внутреннем устройстве курганов с нашими комментариями. Давайте посмотрим на них другими глазами и советуем обращать внимание на детали. Надеемся, Вы сами убедитесь, что если воспринимать эти конструкции как жилища, то объяснения их в качестве рукотворных захоронений станут казаться какими-то дикими.
Раскопки курганов
Для начала приведём пример масштабности процесса раскопок 2-х курганов – Куль-Оба и Чертомлык (Рис. 14) - из книги И.Б. Брашинского [6]:
«… В марте 1830 г. Главный штаб его императорского величества по военным поселениям принял решение переселить 108 семей отставных матросов из Севастополя в Керчь. Для них предполагалось построить за счет казны небольшие домики «с малыми расходами». Поспешность, с какой следовало провести строительство, и стремление сократить расходы до минимума привели местное начальство к решению отрядить двести солдат резервного батальона Воронежского пехотного полка собирать камень на большом холме, расположенном в шести верстах от города по дороге на Феодосию и носившем у местного населения название Куль-Оба, что по-татарски означает «холм пепла».
Этот холм уже давно привлекал внимание окрестных жителей, которыми он был облюбован в качестве удобного места для легкой добычи камня. Но несмотря на нещадное разрушение, Куль-Оба, покрытая огромной шапкой каменных глыб, продолжала величественно возвышаться в окружающей степи… Для постройки матросских домов камня требовалось много, и приказано было доставить в Керчь от трехсот до четырехсот куб. саженей его… При этих работах в качестве наблюдателя, посланного градоначальником И. А. Стемпковским, присутствовал и смотритель керченских соляных озер Павел Дюбрюкс. Чутье и накопленный опыт исследователя подсказывали ему, что Куль-Оба представляет собой не естественный холм, а является творением рук человеческих — курганом, а в таком случае под насыпью и каменным навалом должна была находиться древняя гробница. «Занимаясь более четырнадцати лет раскапыванием курганов в окрестностях Керчи, — пишет Дюбрюкс, — я был уверен, что не ошибся и сообщил свое замечание господину Стемпковскому». Градоначальник приказал капитану, руководившему заготовкой камня, увеличить количество солдат на северной стороне кургана, где Дюбрюкс предполагал вход в гробницу. Распоряжение было выполнено, и 19 сентября Стемпковскому доложили об открытии угла строения из тесанного камня. Градоначальник в сопровождении целой свиты, в состав которой входили и все керченские археологи и любители древностей, немедленно выехал на место. Здесь взору прибывших открылся узкий проход в склеп и в конце его вход, заложенный камнями. Никто не отваживался спуститься в коридор: над ним нависал тройной ряд огромных камней, грозивших раздавить любопытного смельчака. Камни подпирались наполовину истлевшими бревнами и едва держались.
…Три дня трудились солдаты, пока наконец 22 сентября в 4 часа пополудни коридор, так называемый дромос, ведший в камеру, не был расчищен и через отверстие, проделанное в верхней части заложенного камнями входа, можно было проникнуть в склеп. Он представлял собой квадратную камеру площадью около 20 м2, сложенную из огромных, прекрасно отесанных и тщательно пригнанных друг к другу известняковых блоков. Свод камеры возвышался в виде ступенчатой пирамиды: каждый верхний ряд камней несколько выступал над нижним, образуя ступеньку.
Погребения оказались совершенно нетронутыми. Все здесь лежало в таком состоянии, как в момент похорон тысячелетия назад. Лишь дерево, ткани и кости частично истлели и рассыпались.
В склепе были похоронены три человека. Главное захоронение принадлежало знатному воину, лежавшему на деревянном катафалке. Это, должно быть, был человек очень высокого роста. В отчете Дюбрюкса указано, что длина его бедренной кости равнялась десяти с половиной вершкам (46.67 см — размер бедра человека ростом 193 см). …Рядом с ним, на полу, лежал скелет женщины, очевидно, его жены или наложницы. Некогда ее тело покоилось в саркофаге из кипарисового дерева с росписью, украшенном пластинами из слоновой кости. …За саркофагом царя в склепе лежал скелет раба конюха. За его головой в специальном углублении лежали кости лошади, греческие бронзовые поножи и шлем…».
В приведенном описании, помимо грандиозного объема каменной насыпи кургана обратим внимание на очень важную деталь. Хотя гробница была нетронутой, жена воина была найдена лежащей на полу, а не в саркофаге, изготовленном из кипарисового дерева и слоновой кости, куда её обязаны были положить согласно «церемонии». Наше объяснение – она по какой-то причине встала ночью с кровати (которую археологи считают саркофагом) и смерть настигла её в том месте, где она находилась в тот момент.
А вот рассказ о раскопках другого кургана [6]: «… через три года, в 1862 г., Забелину было поручено провести раскопки Чертомлыцкого кургана. …На раскопки Министерством императорского двора была отпущена крупная по тому времени сумма — 1000 рублей. Работа на кургане началась 26 мая 25 конноподводными «грабарями». 30 мая работало уже 86 «грабарей», каждый с конной подводой. Работать было трудно… Вскоре, несмотря па успешный ход раскопок, стало ясно, что за год с ними не справиться — слишком велика была громада кургана. За полтора месяца работы было вынуто 2178 кубических саженей, т. е. более 17000 м3 грунта, а до конца было еще очень далеко. «Могила (т. е. курган) так огромна, — писал Забелин в отчете Археологической комиссии, — что, несмотря на достаточное число рабочих и отличную спешность работы, мы нынешним летом не успеем окончить ее расследование и едва ли можем дойти к сентябрю даже до материка. Во всяком случае тогда продолжать исследования будет весьма затруднительно по случаю осенней погоды». Поэтому он предложил прервать работы не доходя до материка, так как оставлять неисследованную могилу на зиму «опасно ввиду посторонних исследователей», т. е. грабителей-кладоискателей. В середине июля работы были прекращены, Чертомлык продолжал хранить свои тайны.
В начале 1863 г. граф Строганов предписывает Забелину во что бы то ни стало закончить исследование кургана в этом году. Казна не жалеет денег, она отпускает на раскопки еще 5000 рублей и в случае необходимости обещает дополнительно еще 2000…
В июне работа на кургане была возобновлена. На этот раз было нанято 116 землекопов с подводами и раскопки пошли быстрым темпом. Вскоре дошли до могильной ямы. Она была огромной: глубина ее достигала почти 12 м от уровня материка. Легко представить, каких трудов стоило извлечь с такой глубины сотни кубометров грунта. Наконец дно могилы было очищено. Могила оказалась совершенно пустой — она была ограблена начисто. Была обнаружена грабительская мина (лаз), по которой грабители проникли к погребению вскоре же после похорон…
Терпение археологов, все же продолжавших изучать разграбленное погребение, было вскоре щедро вознаграждено. Погребальное сооружение Чертомлыцкого кургана представляло собой сложное подземное сооружение: от каждого из углов центральной могильной ямы отходили большие боковые подземелья — ниши, которые оказались не тронутыми расхитителями. По-видимому, к моменту ограбления входы в них были завалены землей, что и спасло их от хозяйничанья непрошенных посетителей, или же неожиданный обвал земли в грабительской мине, задавивший, как мы знаем, одного из них, не дал довести преступный замысел до конца. В трех нишах также были захоронения, и в каждой — множество различных предметов: золотых и серебряных украшений — шейных гривен, перстней, браслетов, бляшек, украшавших одежду (одних золотых бляшек было найдено около 2500), бронзовых наконечников стрел, ножей и т. д. Особенно богатым было одно из погребений, где были похоронены женщина и мужчина — наложница царя и его виночерпий…»
Как Вам, после прочитанного, представляется процесс возведения этих курганов? В качестве иллюстрации на Рис. 15 приведена фотография 1981 г., сделанная через сто с лишним лет после первоначальных раскопок и хорошо передающая масштабы, как проведенных, так и предстоящих земляных работ.
Скифские сооружения
Но курганы это не только земляные и каменные насыпи над отдельными строениями, под ними находят еще сложные и внушительные по масштабам сооружения. Вот несколько примеров.
Читаем на сайте:
«Байкара. Могильник. Эпоха бронзы, ранний железный век, раннее и позднее средневековье. Находится в 3,5 км севернее города Сергеевка
Археологи обнаружили, что это вовсе не курган, насыпь, а самое настоящее архитектурное сооружение. Приблизительно в пятом веке до нашей эры его построили древние скифы. Вскрытый большой курган Байкары обнаружил признаки четко спланированного культового сооружения скифов, относящегося ориентировочно к 5 веку до н.э. его размеры, формы конструкции и методы ее возведения позволяют предположить, что все это строила огромная масса хорошо организованных людей. В строительстве такого масштаба проявились изрядные навыки, накопленные местными племенами к тому времени. А осуществление всего проекта стало возможным лишь в среде людей, объединенных сильной властью и ей подчиненных.
Возведено оно из земляных блоков. Сверху земляная конструкция покрывалась глиняным слоем (или замком, на языке строителей) с целью гидроизоляции, а затем слоем из мелкого камня. Внутренний свод строения держался за счет плетеной деревянной конструкции. Основание (пол) кургана был выстелен в радиусе девяносто метров берестой. Древним пришлось ободрать для этого по нашим меркам не менее девяносто вагонов леса. Такое огромное количество березовой коры было использовано не только с практической, строительной целью (гидроизоляция), но имело и символический, религиозный смысл (белый цвет – цвет чистоты). Но это открытие еще не так занимало археологов. Главная цель оставалась прежней – захороненные внутри этого сооружения древние люди. Судя по количеству ходов (их насчитали три), столько же и должно быть захоронений…».
Ну никак они не могут понять, что это всё делалось для более-менее комфортной жизни.
А вот выдержка из рассказа одного заслуженного археолога про другой курган:
«… сначала сарматы копали круглую большую яму диаметром 20 метров и глубиной два метра - это размер самого главного, центрального кургана. Размеры остальных поменьше, но технология при этом все равно оставалась такой же. Затем всю глину, что была внизу, они обкладывали валом по краю. Сверху выкладывались шалашом большие деревья, скрепленные между собой крепкими медными скобами. Шалаш очень мощный был, состоял примерно из пяти-семи слоев деревьев! Потом его сверху обкладывали хворостом и засыпали землей. Сверху он был обложен ветками или дерном. В результате получалось грандиозное сооружение, высотой метров 15 и диаметром 100 метров. Сбоку от могилы располагались специальные ворота, через которые заносили покойника».
Вероятно, он имел в виду курган Аржан-2 (Рис. 16), который мы уже упоминали в Части 1. Приведенное там на Рис. 2 «царское» захоронение находится как раз в самом центре этого сооружения. И это уже какой-то скифский вариант египетских пирамид - строить гигантское сооружение, чтобы засунуть в него одного покойника.
И вообще, объяснение нахождения умерших людей в курганах сложившимися к тому времени похоронными обрядами и традициями (как и объяснение строительства пирамид в качестве усыпальницы для фараонов), сродни объяснению нахождения в космосе космического корабля с мертвым астронавтом на борту тем, что этот корабль был специально построен «соратниками» астронавта исключительно для того, чтобы отправить умершего «воздухоплавателя» на небо, поближе к душам предков. А если там летает пустой космический аппарат, говорить о том, что он был ограблен «космическими пришельцами-грабителями».
Конечно, скифы делали сооружения и «попроще». На Рис. 17 приведены фотографии сруба из уже неоднократно упоминаемого кургана Аржан-2. Как Вам такие строения? В них комфортно жить и зимой. И всё это они делали бронзовыми топорами. Причём их ничем не отличить от подобных, срубленных умельцами в наше время. Если речь идет о степи и о кочевниках, то дерево для них должно быть настолько дефицитным материалом, что тратить его на погребения, было очень расточительным, тем более делать двойные стены, пол и потолок. А ещё остругивать доски пола и внутреннюю поверхность сруба (фото справа)? Другой вопрос, каким образом «степняки» освоили искусство строительства деревянных срубов? И почему размеры «погребальных» помещений намного превышали размеры человеческого тела для «стандартного погребения» 2х1 м, а отдельные тела еще укладывали и в отдельные выдолбленные из цельного ствола колоды. Ответ прост. В этих срубах они жили, а в колодах спали. Двойной сруб делали для тепла, как у нас сейчас используют двойное остекление. Дверей и окон тогда не было, а вход был через отверстие в крыше. Да и потом, строительство таких сооружений примитивными орудиями должно было занимать столько времени, в течение которого покойник уже бы разложился. Или они заранее (как фараоны) готовили такие срубы под будущий похоронный обряд?
А как вам такая «погребальная камера» (Рис. 18)? А ситуация на фотографии напоминает совещание бригады современных строителей возводящих заказчику новый дом. Может точно также работали и скифы (только бронзовыми топорами), возводя эту сложную конструкцию.
А зарисовка насыпи этого кургана (Рис. 19) очень похожа на Рис. 5с, из 2-й части нашего повествования.
Приведённые выше фотографии (Рис. 16-18), сделанные в степных районах, заставляют задуматься ещё и над вопросом, откуда и как кочевники доставляли такие бревна. Ответ, возможно, так же прост, как и предыдущие. До потопа климат был мягче и теплее, и там где сейчас голая степь, раньше была лесостепь и такие деревья росли прямо здесь, на месте. Подтверждением произошедшему изменению климата могут послужить раскопанные на дне песчаного карьера в Венгрии теплолюбивые кипарисы (Рис. 20). А Венгрия это как раз западная граница скифской «империи». Кстати, это те же самые кипарисы, что растут сейчас на восточном побережье США, расположенном по широте намного южнее Венгрии. и по которым мы определяли дату Всемирного Потопа.
Археологи при раскопках курганов разделяют обнаруженные в них останки, соотнося их по времени создания и по схожести хозяйственного инвентаря, конской амуниции, типам наконечников стрел, к той или иной культуре и возрасту. Но это не совсем верный подход. На близкой территории в одно и то же время, могли располагаться и старые заброшенные столетия назад поселения, и только что построенные, и «зрелые», где с момента их создания проживало и проживает уже несколько поколений. Это по времени. Но постройки делятся ещё и по назначению: жилые, хозяйственные, подсобные, временные или постоянные. Если бы сейчас, не дай Бог, конечно, нас накрыло водами Потопа, то погребенными под слоем осадков оказались бы и города с небоскребами, и садовые товарищества, и Рублевка, и заброшенные деревни. И это был бы единый временно́й срез. Эти строения все де-факто существовали на момент катастрофы. Такая же ситуация была и в скифское время, и это надо учитывать.
Еще надо обязательно учесть, что воды и отложения Потопа могли смыть, переместить, а затем захоронить под своими осадками части конструкций сооружений и тела людей уже совсем в другом месте, создав тем самым «ложные» погребения, не имеющие к этому новому месту никакого отношения. К примеру, вот описание захоронений особого типа из книги (Сулимирский, 2010): «На Украине известно множество сарматских захоронений IV–V веков н. э. в верховьях Днепра... Для этой группы характерны так называемые «речные могилы» – плоские захоронения в поймах рек, заливаемых весенним половодьем. В таких могилах воинов часто хоронили вместе с конями и клали в них золотые украшения, оружие и богато украшенную конскую упряжь. Аналогичные «речные могилы» были обнаружены на Волге и в отдельных районах Казахстана».
На самом деле, это мог (могли) быть просто погибший от удушья всадник вместе с лошадью, замытый осадками вместе со всем, что на нём в этот момент было.
А вот ещё одно наблюдение-сравнение (Рис. 21). При взгляде на зарисовки могильников из книг и статей про раскопки, порой возникает ассоциация их с планами БТИ, которые делают все наши дачники, оформляя свои дома. На наш взгляд очень похоже. Такие сооружения по конфигурации даже больше подошло бы называть не могильниками, а «квартирниками». Обратите внимание, что линейные размеры помещений в могильнике и садовом доме одного порядка.
Скифские городища
В этом разделе приведены выдержки из книги Т.Н. Высотской [12], описывающей скифские городища в Крыму, в которой приводятся очень важные наблюдения и факты. Вот что она пишет:
«Скифы возводили не только добротные жилища для зажиточных людей, но и полуземлянки для бедняков. Малоимущие люди жили, по-видимому, в отдельном, отведенном для них районе города, - у оборонительного вала. Именно здесь раскопками последних лет открыты четыре однотипные прямоугольные полуземлянки размером 5,40х3,60 м или 4,40х2,70 м. На 0,8 м они были углублены в землю, а наземные стены сложены из саманных кирпичей. Изнутри стены были обмазаны глиной и побелены. С трех сторон вдоль стен полуземлянок шли лежанки, сделанные из земли и поставленных на ребро сырцовых кирпичей. Мебели у скифов не было, так что на таких лежанках они сидели и спали. Крыша полуземлянок была либо односкатная, либо двускатная земляная или камышовая. Входов не обнаружено. Вероятно, пользовались приставными деревянными лестницами. Лишь в одной из полуземлянок открыты остатки очага.
Чаще всего могильники находят случайно, как это было с Усть-Альминским. Его искали долго, но безуспешно. Но вот в 1964 г. Бахчисарайский лесхоз стал террасировать для посадки сосен склоны балки, примыкающей к городищу с востока. На одном из склонов под ножом бульдозера показались человеческие кости, бусы, посуда. Археологи пришли к выводу, что это и есть могильник.
Усть-Альминский некрополь выделяется среди других позднескифских могильников прежде всего богатством и хорошей сохранностью погребений. Здесь, так же как и в Неаполе, богатых людей хоронили в склепах, но не в каменных, а в земляных. Среди них некоторые отличались большой глубиной — до 4,5 м.
Часто умерших хоронили на различных растительных подстилках из трав или листьев. В одном из склепов Усть-Альминского могильника погребенный лежал на листьях дуба.
После того как было совершено погребение в грунтовой подбойной могиле или в склепе, яму или вход в склеп плотно забивали камнями, чтобы мертвые не покинули свое новое жилище. Иногда у входа в склеп хоронили собаку — она должна была стеречь покой мертвых.
Дорогую посуду, предметы роскоши, ценные ткани могла купить только аристократия. А поскольку обычай требовал, чтобы на тот свет умершего сопровождали предметы, окружавшие его в быту, по количеству и качеству инвентаря, найденного а могилах, не трудно установить, кто был богат, а кто беден. Любопытно, что в мавзолее и в склепах, наряду с аристократами, одетыми в дорогие одежды, иногда расшитые золотыми бляшками, лежали бедняки, которых сопровождали всего лишь несколько бусин или один горшок.
Вполне возможно, что эти бедные люди были слугами или рабами своих господ и поэтому их захоронили в той же усыпальнице. Не исключено, что они умерли не своей смертью, а были убиты при погребении хозяина.
Выяснение социальных сторон жизни скифского общества — дело трудное. Ведь письменных источников у нас крайне мало. Поэтому лишь захоронения дают возможность судить об имущественном, а следовательно, и социальном неравенстве у этого народа.
Гибель пришла внезапно. Она обрушилась с такой силой, что от пожаров и разрушений, от грозящей смерти оставалось одно бежать, бросив дома, утварь, дорогие вещи. Надо было спасать жизнь. Но и это удавалось не всем.
На пороге одного из домов городища Алма-Кермен остался лежать убитый мужчина в возрасте 35—40 лет. Он погиб от удара по голове каким-то круглым предметом. Поодаль лежал другой убитый. На том же городище пожар уничтожил дом с фресками, крыша его рухнула внезапно. На полу оказались погребенными краснолаковые и лепные сосуды, амфоры с пшеницей и рожью, различные предметы труда и быта. А кроме того, два золотых предмета — слиток золота и золотая подвеска, украшенная альмандинами.
Внезапная гибель обычно позволяет хорошо сохраниться памятнику. Если люди преднамеренно покидают поселение или жилище, то они, как правило, уносят с собой весь свой скарб, любую мелочь. Ведь в далеком прошлом у людей в повседневной жизни было так мало вещей! (Здесь археологи явно противоречат сами себе. Вещей было мало, они очень ценились и в тоже время их расточительно клали в могилы к умершим – прим авт.). Но когда происходит катастрофа, будь-то землятресение, извержение вулкана или внезапный набег беспощадного врага, тогда бросали все, что имели.
Одновременно в Крыму было уничтожено большинство скифских городищ. Погибла столица государства. В верхних слоях в разных районах Неаполя обнаружены погребения насильственно убитых людей. Их не успели похоронить. Они оставались лежать там, где погибли: в зерновой яме, на развалинах оборонительной стены и т. п. Трагедия была всеобщей.
Но что же произошло? Кто стал виновником этих событий? Разногласий среди ученых по этому поводу сейчас, в сущности, нет. Все признают, что гибель скифского государства произошла а середине III в. н. э. и связана с вторжением на полуостров готов. Подтверждают это и письменные источники, которые свидетельствуют о приходе в Крым в III в. н. э. готских дружин».
Факты, приведенные выше, свидетельствуют о произошедшей на этой территории (в Крыму) внезапной катастрофе, в которой погибли все жители. Все вещи остались на своих местах. Останки людей находят повсюду. В мавзолеях богатые соседствуют с бедными. Останки людей находят в разных местах на улице. Собаки погибли на своем посту, охраняя дом хозяев. Всё это прекрасно вписывается в наш сценарий, почти мгновенной гибели всех живых существ на бо́льшей части северной Евразии от удушья. А тех, кто начнёт что-то говорить о датировке этого события, можно перенаправить к нашим статьям о достоверности метода радиоуглеродного датирования. (А готам, даже если бы они и были, больше нечего было делать, как закапывать это поселение 4.5 метровым слоем грунта).
Очень интересно наблюдение про отсутствие входов в жилище. Оно пересекается с «грабительскими» лазами, обнаруженными практически во всех подкурганных строениях. Получается, что это обычные для скифов того времени входы в свои жилища. А так как жили они в полуземлянках, то это не составляло для них особого труда. Тем более что лестницы у них были. Подтверждением этому служат и факты обнаружения лазов не только прямоугольной, но и овальной формы. Специалисты знают, что вырубание в деревянной конструкции отверстия овальной формы потребует значительно больших затрат времени и сил. Ну а «грабители» бы точно не стали такие делать.
Ну а в следующей части мы перейдем к самим «обитателям» скифских курганов.
Использованная литература
6. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. Ленинград. Издательство «Наука»: 1979. 144 с.
7. Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.
8. Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München, Berlin, London, New York, 2007
9. Мыглан В.О. и др. Царский курган Аржан-2 в Туве: дендрохронологический аспект. Археология, Этнография И Антропология Евразии, 2006, 4(28), с. 130-138.
10. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата: 1963. 320 с.
11. Евразия в скифскую эпоху: радиоуглеродная и археологическая хронология. СПб, 2005. 290 с.
12. Высотская Т.Н. Скифские городища. Симферополь: Таврия, 1989. 96 с.