Найти в Дзене

Знали ли славяне руны?

Последняя публикация, в которой была предпринята попытка адекватно рассмотреть вопрос бытования рун у славян — это изданная во Львове в 1906-ом году книга «Runy i runiczne pomniki słowiańskie» польского слависта Яна Лецеевского. И она сразу же начинается с обзора фальсификаций славянских рунических надписей и надписей, ошибочно принятых за славянские. Дальше автор подробно описывает и разбирает подлинные, на его взгляд, рунические надписи. Однако уже в том же году работа Лецеевского была раскритикована (см. например рецензию Любора Нидерле): при более тщательном анализе выяснилось, что все надписи, которые он считал древними и славянскими, оказались либо подделками, либо неславянскими. После этого масштабных работ, посвящённых рунам у славян, не выходило (либо они мне неизвестны). Тем не менее, учитывая тесные славяно-германские контакты, использование славянами германских рун чуть более чем возможно, и в подтверждение этого есть некоторые археологические и этнографические данные.

В 2017-ом году недалеко от чешского городка Ланы в поселении
пражской культуры (носители которой известны греческим и латинским источникам как склавины, праслав. *slawēne) был найден фрагмент коровьего ребра 540-585-го гг. исписанный рунами старшего футарка (рис. 1). Надпись ᛏᛒᛖᛗᛞᛟ представляет из себя конец (с пропуском пары рун) футарка: по всей видимости, она была «букварём» для обучения, к тому же вырезанным неопытным резчиком (ср. с более поздними берестяными грамотами такого же назначения). Данная надпись примечательна тем, что одновременно является первой рунической надписью, найденной в негерманском контексте, и древнейшей надписью, найденной у славян вообще. Судя по форме рун, славяне должны были перенять их где-то в Центральной Европе, либо же знание рун могло сохраняться в результате сохранения преемственности поселений лангобардов и славян (взаимоотношения этого германского племени с ранними славянами вообще довольно интересная тема, которой, возможно, стоит посвятить отдельный пост).

Рис. 1. Кость с надписью на старшем футарке, найденная в поселении в Ланах (близ Бржецлава)
Рис. 1. Кость с надписью на старшем футарке, найденная в поселении в Ланах (близ Бржецлава)

В поселениях Сурская Забора пеньковской культуры, отождествляемой с антами, другой ветвью славян, было найдено биконическое пряслице (рис. 2) с изображением свастики [卍] с одной стороны и руны Альгиз [ᛉ] — с другой. Из более ранних находок — рунические знаки в черняховском поселении Лепесовка на Южной Волыни (рис. 3). Черняховская культура довольно твёрдо определяется как археологическое отражение готской державы Ойум, в состав которой входили разные народы, в том числе и ранние славяне. Конкретно поселение Лепесовка относится к черепинской группе памятников, которые восходят к волыно-подольской группе позднезарубинецких памятников, продолжающих традиции праславянской зарубинецкой культуры.

Рис. 2. Биконическое пряслице из Сурской Заборы
Рис. 2. Биконическое пряслице из Сурской Заборы
Рис. 3. Обломки керамики из Лепесовки
Рис. 3. Обломки керамики из Лепесовки

Что касается более поздних эпох, то на знакомство славян с рунами указывают родовые знаки польских моряков в Померании, многие из которых имеют руноподобный вид. В статье «Runy słowiańskie u ludu» 1909-го года есть упоминания об употреблении польскими крестьянками письменности, похожей на руническую, однако данное свидетельство вызывает у меня сомнения.

Итого, можно заключить, что славяне (или некоторая часть славян), пребывавшие в тесных контактах с германскими племенами, были знакомы с рунами и использовали их как мантическую систему и как знаки собственности. Достоверных рунических надписей на славянском языке обнаружено не было, поэтому неизвестно, использовались ли они славянами как письменность. Также, ввиду недостатка сведений, ничего нельзя сказать о том, каким было славянское понимание рунических знаков и каковы были их имена, отличались ли они от германских или были им тождественны.

Отдельно замечу, что популярный в былое время «вендский строй» из восемьнадцати рун является личной оккультной наработкой рунолога Антона Платова, основанной на рунах с поддельных прилвицких идолов (которые почти полностью повторяют датские руны), в которой прослеживается сильное влияние т. н. «арманического футарка», созданного в 1902-ом году ариософом Гвидо фон Листом, и к древней славянской традиции никакого отношения не имеет.