Выступление председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина на конференции «Духовный фактор народной Победы» (Москва, НИЯУ МИФИ, 6 мая 2015 года). Вероятно, публикуется впервые.
* * *
Рад, что удаётся сказать пару слов людям, которые создают будущую интеллектуальную элиту Отечества – как хочется надеяться, волевую элиту, которая будет очень скоро решать, что будет происходить с Россией в её настоящем и скором будущем.
Не случайно сегодня так много споров как об истории в целом, так и об истории Великой Отечественной войны в частности. Не случайно сегодня Святейший Патриарх Кирилл так настойчиво, так много говорит об истории, о понимании ее единства: с разными периодами, с разными государственными лидерами, с разными социальными элитами и разными ценностями (несмотря на то, что ценности у нас по большому счету оставались всегда едиными). Вокруг истории споры ведутся потому, что некоторые силы хотели бы без нашего участия и без нашей воли спрогнозировать и построить наше будущие. Мы никому не должны давать такой возможности! Своё будущее мы должны определять сами, а значит – мы должны знать правду о нашей истории. Видя все ошибки, грехи и преступления, но в тоже время видя и то, что наша страна, которая сталкивалась с невероятными для любой другой страны Евразии угрозами и вызовами, выстояла, состоялась как великая, состоялась как свободная, не зависящая от какого бы то ни было внешнего фактора. И Русская Церковь это всегда понимала.
22 июня 1941 года Церковь в одночасье сделала свой выбор - когда Сталин, судя по всему, испугался и начал колебаться, когда в народе было много неопределённости. Буквально за несколько часов местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий выпустил пастырское послание, в котором сказал: «Господь нам дарует победу», – в момент, когда для многих это было не очевидно, в момент, когда Россию атаковал очень мощный неприятель, всё просчитавший: Гитлера был очень трезвый, как ему казалось, расчёт относительно быстрой победы над Советским Союзом. Это был неприятель, обладавший несметным количеством оружия, неприятель, за которым стояла почти вся Европа, кроме Великобритании (ведь, если говорить о промышленном потенциале, то на Гитлера и на его союзников тогда работала вся Европа, а большое количество стран просто воевало на его стороне). Тем не менее, митрополит Сергий в этот момент говорит: «Господь нам дарует победу» - и решимость, непоколебимость народного духа впервые выразила именно наша Церковь.
Сегодня споры продолжаются. Опять есть люди, которые сомневаются в нашем будущем, считают, что нужно уступать тем, кто хотел бы нас поработить, подчинить своей воле. Кто-то сегодня скажет: «А зачем воевать? А зачем вообще было воевать в сороковые годы - ели бы немецкие сардельки, пили бы баварское пиво!» Эти разговоры были особо популярны в девяностые годы, но и сегодня они периодически ведутся. Иногда пытаются говорить, что христианин должен сдаваться на милость победителя. Да, христианин должен прощать личного врага, но долг христианина, священный долг, – защищать свободу своего народа, особенно свободу жить по вере, и защищать своих близких, своих родных людей, свой народ, свою Родину! Именно поэтому тогда Церковь назвала войну священной, не колеблясь ни минуты, и говорила об этом все четыре года войны.
Сегодня некоторые пытаются сказать, что было несколько правд на тот момент, и по-своему правы были те из русских людей, кто пошёл воевать на стороне Гитлера. Сегодня некоторые утверждают, что можно приравнять жертву и агрессора. А на самом деле тогда Церковь сказала, и сегодня она повторяет: правда была одна, Господь был тогда с нашим народом, именно с нашим народом, потому что он отстаивал - даже в форме Советского Союза, при советском строе - ту цивилизацию, которая единственная могла сохраниться в послевоенном мире как цивилизация, способная раскрыться в качестве христианской, что она до сего дня, слава Богу, и делает.
Вот об этих моментах истории нужно помнить - потому, что Господь дал нам великую силу, и эта сила победила гораздо более мощного, по многим меркам, неприятеля. Что это значит для нас сегодня? Нам нужно быть способными как народ, как страна совершать великие победы – не обязательно на поле брани, хотя если будет брошен такой вызов, нам придётся отвечать, если мы хотим остаться самими собой, – но на поле науки, на поле технологий, на поле стремления предложить всему миру новые рецепты выхода из глобальных проблем, которые сегодня есть в мире.