26 января 2020 года на скамеечке возле своего храма в Москве окончил земную жизнь протоиерей Всеволод Чаплин. Царствие ему Небесное!
С этим замечательным человеком и пастырем я познакомился в 2014 году, когда батюшка был ещё «при должностях» в Московской Патриархии. Личная встреча ошеломила меня почти полным несоответствием между медийно-официозным образом о. Всеволода и реальностью. Казавшийся заочно холодным «чиновником», при реальном общении отец Всеволод предстал очень живым, открытым, отзывчивым человеком. В дальнейшем вплоть до смерти отца Всеволода я общался с ним регулярно – как вживую, так и в переписке.
После отстранения протоиерея Всеволода от больших церковных должностей он начал вести очень бурную и неоднозначную медийную и даже политическую деятельность. Кого-то это пугало и отталкивало (и таких людей можно понять). Все мы страстные, каждый несёт последствия греховного повреждения человеческого естества, человеческой воли. Наверное, было это и у о. Всеволода. Многое в его делах и речах (в том числе исходя из личного общения тет-а-тет) казалось мне происходящим от обиды, гордости. Но всё же преимущественной, превозмогающей его стороной было совсем другое.
Его душа всегда оставалась чувствующей, живой, отзывчивой. Он умел быть, если брать выражение святого апостола Павла, «всем для всех», находил язык почти с любой аудиторией, людьми самого разного социального положения. На его приходе преподобного Феодора Студита в Москве, в скромной обшарпанной трапезной, отца Всеволода можно было обнаружить беседующим с самыми разными людьми: от высоких чиновников и представителей культурно-эстетической «богемы» до всяческих «маргиналов» и бедняков.
Пожалуй, лишение больших должностей помогло ему в последние годы жизни в полной мере проявиться именно как пастырю. Отец Всеволод любил беседовать с прихожанами, ходить с общиной храма в музеи. Никого не чурался, всем старался уделить внимание. Заботился о качественной катехизации. В части епархиально-патриархийной отчётности был совершенно лоялен и конструктивен.
Особенно хочу отметить небезразличие отца Всеволода ко всему, что связано с жизнью Церкви в современности и Её будущим. Кто-то считал его банальным церковным «оппозиционером» а-ля Кураев, но отец Всеволод по факту гораздо глубже подобных характеристик. Он реально переживал о Церкви, любил Церковь. А уж то, насколько во внешней деятельности это соединялось с какой-то «оппозиционностью» и личной обиженностью – сейчас неважно и пусть останется на суд Божий.
Особое наполнение для меня общение с отцом Всеволодом приобрело в 2016 году, когда в связи с планируемым Критским лжесобором с большой остротой перед православным миром встал вопрос о том, куда и каким путём мы идём, сохраняем ли верность Евангелию и святоотеческому Преданию. Отец Всеволод тогда собрал группу неравнодушных людей, чтобы поразмышлять над «критским» богословием и судьбами Церкви. Персонально в части меня это вылилось в составление мною документа «Вопросы брака и семьи в контексте решений собора на Крите» – одного из серии текстов, подготовленных в рамках инициированной отцом Всеволодом работы.
Впоследствии было ещё многое в совместном труде с отцом Всеволодом, включая анализ проекта так называемого «нового катехизиса» Русской Православной Церкви, успешно «потопленного», милостью Божией, усилиями неравнодушных христиан.
Пожалуй, было бы здорово, чтобы когда-нибудь все люди, более-менее близко знавшие отца Всеволода, написали воспоминания о нём, а затем эти тексты были бы собраны в какой-то сборник.
…28 января 2020 года. Отпевание отца Всеволода в храме преподобного Феодора Студита. Церковь переполнена. Собрались все, кто мог и кто вряд ли хоть в каких-то ещё форматах и ситуациях соберётся в одно время в одном месте: от протоиерея Николая Балашова до полковника Квачкова. Там и я был, вознося молитву за почившего пастыря.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), - учит нас слово Божие. Вера отца Всеволода достойна подражания. Нельзя быть равнодушным. Нельзя быть предателем. Надо – быть верным Богу и Церкви. Надо – являть это словом и делом. Надо – быть благодарными тем, кто являл нам Истину, Любовь, Доброту.
Автор – Евгений Иванов