НАСА официально сообщило: марсианский вертолет Ingenuity по прозвищу «Джинни» закончил миссию. Несколько дней назад, возвращаясь на базу, машина потеряла связь с ровером, через который «вертушка» и общается с Землей. Инцидент случился, когда вертолет был еще в воздухе. Стали гадать: что-то его сбило? Ну не птица же. И в песчаную бурю он бы в полет не отправился. Теперь НАСА говорит: Ingenuity стоит на твердой поверхности, с ним есть связь, но лопасти повредились во время приземления. Летать больше не в состоянии.
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
Что все-таки вывело вертолет из строя? Сторонники теории заговоров уже городят свои версии. Из официальных отчетов НАСА складывается пока такая картина.
Одно из приземлений вертолета получилось не мягким. Такое уже случалось трижды, но как-то обходилось. Как следует из обтекаемых формулировок, вертушка села туда, где его не видели камеры ровера. Может, за камень, может, просто в стороне от зоны обзора.
Чтобы понять, где вертолет и что с ним, 18 января НАСА решило быстро и ненадолго поднять его в воздух, и сразу опустить. Строго вертикально. Мол, покажись. Машина послушалась команды. Ingenuity взлетел на 12 метров, повисел без малого пять секунд, и принялся снижаться со скоростью метр в секунду.
Но на высоте метр связь с ним была потеряна (именно об этом инциденте НАСА и сообщало). Связь восстановили на следующий день. Оказалось, лопасти измялись. Не вполне понятно, как это установили. Из одной реплики пресс-релиза вроде бы следует, что ровер подкатил к бедолаге и сфотографировал его со стороны. Но в другом месте прямо сказано, что ровер слишком далеко и вертолета не видит. В НАСА говорят, что все еще не понимают причины, почему время от времени рвалась связь, и как так вертолет вдруг терял ориентацию.
Скорее всего, сработала совокупность факторов. Лопасти могли истереться из-за пылевых бурь и потерять прочность. Понятно, что во время бурь машина не летала, но и в ангаре ведь не стояла. А блок управления мог испортиться из-за космической радиации. В целом работать на планете с атмосферой сложнее, чем в полностью безвоздушном пространстве, например, на Луне, где единственная угроза – метеориты. А метеориты часто не летают.
ХОТЕЛИ КАК МЕНЬШЕ
Ingenuity летал над Красной планетой три года. А рассчитывали его всего на месяц работы. За этот месяц вертолет должен был взлететь пять раз. В реальности он поднимался в воздух 72 раза, налетав в общей сложности два часа. Да, полеты были короткими и недалеко.
Свой первый полет вертушка совершила 3 апреля 2021 года. Цель была сугубо демонстрационной и экспериментальной. Во-первых, надо было посмотреть, как винтокрылая машина справится с чрезвычайно разреженной марсианской атмосферой. Несмотря на то, что на Марсе часто дуют сбивающие с ног ветра, даже на высочайших земных горах воздух плотнее, чем там. И, конечно, уверенности, что лопастям будет за что зацепиться, не было.
Во-вторых, хотели опробовать принципиально новую систему управления машиной. Сигнал до Марса и обратно летит от пяти до 20 минут, в зависимости от позиций планет. Медленно ползущим ровером управлять еще можно. Вертолетом уже нет. Поэтому в него вмонтировали блоки самостоятельного принятия решений. И решения, как видим, он принимал самые разумные. Раз так долго проработал.
Хотя планировалось, что Ingenuity не будет летать выше 3-5 метров, и не дольше полутора минут за раз, в реальности он превзошел оба параметра. За два часа (если быть точным, два часа и восемь минут) суммарного полета Ingenuity пролетел 16 км. Когда посмотришь на изображение героя – а вертушка напоминает чуть увеличенный детский вертолетик на батарейках – понимаешь, что это действительно много.
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА МАРШЕ
Самое поразительное, но инженерам с Земли удалось модернизировать вертолет, приспособить его к новым задачам.
Когда стало понятно, что машина летает, и пробные запуски прошли очень успешно, решили сделать его разведчиком для ровера. Вертолет взлетает, смотрит, что рядом есть интересного, и туда направляет машину на колесах.
Для этого пришлось научить вертолет самостоятельно выбирать место посадки. Очищаться после атаки пыльной бури. Это, кстати, оказалось не так сложно. В машине предусмотрен режим тестового запуска двигателя, или покачивания – туда, сюда. Оказалось, что пыльная буря оставляет в узлах аппарата гигантское количество мелкой грязи, раз. И что такое покачивание неплохо ее сбивает, два.
Зима стала отдельным вызовом. Предполагалось, что вертолетик полетает весной, и все. Зимой стал замерзать бортовой компьютер. Он несколько раз зависал и самопроизвольно перезагружался. Но путем манипуляций с энергетической системой научились его прогревать.
ВСЕГО ЭТОГО МОГЛО НЕ БЫТЬ
Сейчас НАСА в пресс-релизе пишет выспренние слова, мол, «наша миссия – делать невозможное возможным». После столь ошеломляющего успеха, конечно, все забыли, что вообще-то многие в НАСА были против вертолета. Проект долго не получал нормального финансирования и разрабатывался на голом (почти) энтузиазме.
Особенно противился главный по науке в НАСА Кеннет Фарли. Он говорил, что вертолет – игрушка, штучка для пиара. На ровере не хватает места для научного оборудования, а вы еще это чудо тащите. И зерно истины в этой позиции было. Вертолет – несмотря на все вышесказанное – был капризен в обслуживании и отвлекал на себя внимание команды. Его способности как разведчика преувеличены – несколько раз ровер опережал воздушную машину, потому что ту то сносило, то не туда заносило.
Наконец, сложно сказать, какие именно научные результаты принес вертолет. Ведь цель миссии в целом – обнаружение жизни. Ради этого и ровер посадили в русло высохшей реки. Но, справедливости ради, данных маловато и с ровера, отчего сторонники теории заговора твердят – «скрывают».
И все-таки я скорее присоединюсь к восторгам. Неизвестно, когда нам в реальности осваивать Марс пешком, ногами. Но факт, что без воздушного транспорта там никуда. Колесами по пересеченной местности далеко не уедешь. И эту малютку будут вспоминать, когда над Красной планетой взлетят настоящие винтокрылые машины.
Автор: Евгений АРСЮХИН