Страховщики не ожидают снижения уровня мошеннических выплат в автостраховании в 2024 году.
Приемы злоумышленников в организации сценариев претензий на страховые выплаты становятся виртуозными, постановки страховых событий — реалистичными, аппетиты на получение возмещений — повышенными. Сами мошенники становятся более молодыми и трудноуловимыми.
В СК «Ренессанс страхование» обратили внимание на рост подставных ДТП на востоке страны, «где мошенники используют восстановленные после ДТП премиальные японские праворульные автомобили».
По оценке «Росгосстраха», «повышенная активность криминала сейчас наблюдается по следующим регионам: ЮФО и СКФО, Москва и Московская область, Липецкая и Челябинская области».
В СК «Совкомбанк страхование» отмечают активность страховых мошенников в Приморье, Московском регионе, Новосибирской области, некоторых регионах Северного Кавказа.
«В регионах, где были созданы рабочие группы страховщиков, в том числе с участием представительств органов власти, мы наблюдаем резкое снижение мошенничества», — делают вывод в «Ингосстрахе».
Тренд к росту продаж автомобилей на российском рынке (в первую очередь китайского и российского производства) продолжится в 2024 году, такой прогноз представил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов. Это означает, что общие сборы автостраховщиков будут расти, предположил он. «Можно ждать и роста показателя мошеннических выплат в течение этого года», — допускает Ефремов.
В автокаско мошенники, как и ранее, пытаются заработать на страховании разными способами. При этом каждый год они делают это все более умело, когда мошенничество видно по косвенным признакам, но доказать практически невозможно.
Вице-президент ВСС подтвердил наличие проблем у автостраховщиков в сфере доказывания умысла нарушителей, склонных к реалистичным постановкам ДТП на дорогах. Они продолжают разыгрывать такие спектакли в «слепых» зонах, при движении на кольцевых автодорогах, при движении задним ходом — типичные сценарии для постановочных ДТП. «Доказать, что в этих авариях у «пострадавшего» была возможность избежать столкновения, но он провоцировал ДТП, удается с помощью записей с дорожных камер. Именно поэтому ВСС и страховщики получили право доступа к такой информации и настаивают на нем», — обратил внимание он.
Ефремов считает, что рост стоимости автомобилей и запчастей к ним вдохновляет мошенников. Он привел пример группы обнаруженных злоумышленников в Ульяновской области, чья деятельность была проанализирована службами безопасности страховщиков. «Эти люди приобрели пять автомобилей одной марки, модели, цвета. Один автомобиль разбили, поврежденные детали перевешивали на целые авто и требовали от разных страховщиков выплат», — привел он пример.
Распространенными схемами обмана на сегодня являются провокации ДТП на перекрестках с кольцевым движением, с резким торможением перед автомобилем жертвы в тот момент, когда он перестраивается. Иногда избежать таких ситуаций можно благодаря использованию видеорегистратора, в идеале — с двумя камерами.
В том числе мошенники активно используют приложение РСА для оформления «большого» европротокола с лимитом 400 тысяч рублей и бьют автомобили по-настоящему. В регионах, в которых работает каршеринг, он также активно используется и облегчает мошенникам жизнь, поскольку автомобиль каршеринга используется мошенниками в качестве «битка»
Ефремов напомнил, что рост цен на брендовые автомобили и запчасти к ним не так давно вызвали волну покупок брендовых дорогостоящих автомобилей с большим пробегом. Машинам придавали косметический лоск, затем предъявляли после инсценированных ДТП к оплате СК вместе с букетом якобы «свежих», полученных скрытых повреждений. «Такие злоупотребления страховщикам крайне сложно доказывать», — признал он. Однако число разоблачений мошенников и судебных разбирательств увеличивается.
Так что, уважаемые законопослушные автомобилисты, полис ОСАГО / Каско в помощь, или видеорегистратор. В начале 2000-х годов от автоподставщиков спасало на тот момент добровольное страхование гражданской ответственности, сейчас все стало только труднее.