Найти в Дзене
Oksana Smirnova

Владимир Стасов - кто он? Что за человек?

Вот и закончилась выставка в Отделе эстампов Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге "Пламенный истолкователь и поборник русского искусства В. В. Стасов»: к 200-летию со дня рождения". Жалко, что она закрылась чуть раньше времени, чем планировали.

Личность Владимира Васильевича Стасова - неординарная. Он может нравиться, он может раздражать. Но, одного не отнять - он гений, разносторонний человек. Нет такого направления, где о чём-то он не знал. Он всё изучал досконально, сам вникал в каждый вопрос. Давайте разберёмся, кто он?

Родился Владимир Васильевич Стасов в 1824 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его мать, Мария Абрамовна Сучкова, рано умерла в эпидемию холеры, когда Владимиру было 7 лет. Воспитанием мальчика занимался отец, известный архитектор Василий Петрович Стасов​. Как архитектор первые свои здания он проектировал без специального образования. Однако, он стал вторым в России архитектором, который получил звание профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры. Он всё таки получил долгожданное образование и не только в России, но и за её пределами, уже проработав не один год. Стасов возвёл многие известные здания Петербурга​ и Царского Села. Почти все постройки того времени в Санкт-Петербурге проходили под руководством и по планам Василия Стасова. Архитектор входил в Совет по строительству Исаакиевского собора​, возводил комплекс зданий Смольного монастыря​, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца ​и Малого Эрмитажа​; кроме того, он возглавлял строительство Ямского рынка, складов Инженерного департамента, перестройку здания Училища правоведения. В последние годы жизни зодчий контролировал строительство здания Нового Эрмитажа​.

Не много о братьях и сёстрах:

У Владимира есть два старших брата — Николай и Александр. Николай стал военным, дослужился до высоких чинов, плац-майор Зимнего дворца, затем генерал-майор придворного ведомства. Александр закончил училище правоведения, занялся коммерцией и дослужился до поста директора крупнейшего в стране частного пароходного общества «Кавказ и Меркурий».

Его младший брат Дмитрий Стасов был известным адвокатом, выступавшим защитником на многих политических процессах, в том числе по делу Каракозова, совершившего покушение на Александра II. Дмитрий также выступал адвокатом композитора Петра Чайковского и его издателя Юргенсона. Принимал активное участие в составлении первого судебного уложения (в 1860-х годах) и был первым председателем Совета присяжных поверенных в России (в Петербурге). С небольшими перерывами он оставался на этом посту до самой своей смерти в 1918 году, присяжные поверенные считали его «совестью сословия». О нём тоже можно много говорить, у него очень интересная судьба. Он был хорошим музыкантом и другом композитора Михаила Ивановича Глинки, который за большой рост называл его «мой любезный великан». Вместе с пианистом, композитором и дирижёром Антоном Григорь­евичем Рубинштейном и Василием Алексеевичем Кологривовым, музыкальным деятелем, Д.В.Стасов был одним из учредителей Русского музыкального общества, а затем и Санкт-Петербургской Консерватории. Петербургская консерватория, как и ранее Русское музыкальное общество ставило своей целью знакомить широкую русскую общественность с лучшими образцами классической музыки. Дмитрий Васильевич Стасов был одним из основателей общества помощи литераторам и учёным. Он же был основателем и бессменным председателем общества помощи слушательницам медицинских курсов, а потом женского Медицинского института в Петербурге. Не было такого общественного начинания, в котором Д. В. Стасов не принимал бы участия. Поэтому Александр II приказал выслать его в 1880 году из Петербурга (из воспоминаний дочери, Елены). При этом, как передавали, царь раздраженно заметил: «плюнуть нельзя, чтобы не попасть в Стасова». Имел троих детей, с не менее интересной судьбой: Старшая дочка — Варвара Дмитриевна, по мужу Комарова, известна как писательница под псевдонимом Владимир Каренин. Кроме нескольких художественных произведений, она была автором исследования о французской писательнице Жорж Санд (которой зачитывалась мать девушки), а также двухтомника о В. В. Стасове. Она же подготовила к изданию переписку М. А. Балакирева и В. В.Стасова (представлена на выставке), а также участвовала вместе с Н.А.Римским-Корсаковым в издании переписки М.П.Мусоргского со В.В.Стасовым. Она привела в порядок архив семьи Стасовых, переданный ею в Литературный музей Академии наук в Ленинграде. Она умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде. Вторая дочь, Елена Дмитриевна Стасова, революционерка. После знакомства с Надеждой Крупской в середине 1890-х и дружбы с Александрой Коллонтай, вступила в большевистскую партию, была членом ЦК, занимала ведущие посты в Коминтерне, была секретарем и соратником Владимира Ленина. Сын - Борис Дмитриевич врач по профессии. По окончании Военно-медицинской Академии работал в Мариинской больнице в Ленинграде. Участник русско-японской войны 1904–1905 гг., участник первой и второй мировых войн. После строительства больницы при ГРЭС Волховстроя более 15 лет был ведущим врачём-хирургом.

Одна из сестёр Владимира Стасова — Надежда Стасова организовала борьбу за высшее образование для женщин. В 1860-х годах Стасова с соратницами занималась проблемами петербургских бедняков. В 1867 году Надежда Стасова и её соратницы организовали движение в пользу высшего женского образования. Благодаря её усилиям появились Владимирские курсы, где девушкам разрешалось находиться наравне с мужчинами, затем первое высшее учебное заведение для женщин, Бестужевские курсы (по имени их главы — профессора Константина Бестужева-Рюмина). В 1894 году Н.В.Стасова организовала общество «Детская помощь» и открыла сады для детей и одни из первых в России яслей. Замужем не была, детей нет.

Вторая сестра — София Стасова, имеет хорошее образование, знала несколько языков (как и все в семье Стасовых), вышла замуж за Василия Матвеевича Кларка. С семьёй Кларков тесно дружил отец семьи, Василий Петрович. Матвей Егорович Кларк — одарённый инженер и организатор, прошедший путь от слесарных дел мастера до управляющего, с 1824 года — смотритель Санкт-Петербургского чугунолитейного завода. А старший брат Владимира, Николай, был женат на Маргарите Матвеевне Кларк. Ещё с Кларками связан и сам Владимир Васильевич, который с молодых лет любил Софию Серову, сестру своего друга-художника Александра Ивановича Серова. Но, София предпочла выйти замуж за другого, лесного инженера, Петра Дютур, родив ему ребёнка. Но, вот вторая дочка Софии Дютур, Надежда, была рождена от Владимира Васильевича. Этот эпизод послужил одной из причин ссоры между Стасовым и Серовым. Пётр Дютур знал о происхождении дочери (В.В,Стасов сам пришёл объясниться в своём проступке), но воспитывал и любил её как родную. Впоследствии, Надежда Петровна выйдет замуж за представителя семьи Кларк.

Вернёмся к «становлению» Владимира Васильевича Стасова:

Отец приучил своих детей к систематическому чтению и изложению своих мыслей на бумаге — так Владимир полюбил литературный труд. С детства В. В. Стасов готовил себя в архитекторы, и отец постоянно брал его с собою на работу. В своей автобиографии он вспоминает, что бывал с отцом на строительстве Смольного и Измайловского (Троицкого) соборов. В детстве Владимир Стасов мечтал поступить в Академию художеств​ и пойти по стопам отца. Но отец хотел, чтобы сын стал чиновником, поэтому в 1836 году отдал сына в училище правоведения, как и старшего его брата, Александра, а потом младшего, Дмитрия.

Владимир Васильевич Стасов вспоминал учёбу в училище, как самое счастливое время. Именно в училище Стасов стал по-настоящему интересоваться искусством, особенно музыкой. Вместе с друзьями он разыгрывал партитуры, перекладывал оперы и балеты, исполнял романсы и арии, участвовал в спектаклях и концертах. Во время учёбы Стасов познакомился с молодым музыкантом Александром Серовым. Вместе они с упоением обсуждали работы современных живописцев, новинки литературы и сочинения знаменитых композиторов. За время обучения они изучили почти всю зарубежную и отечественную музыкальную литературу. Но главным идейным вдохновителем Владимира Стасова в вопросах искусства стал критик Виссарион Белинский.

В 1843 году Владимир Стасов окончил училище, получив чин титулярного советника, чиновника 9-го класса. Много лет он проводит на государственной службе, занимая различные должности в департаментах Сената. Началась скучная и однообразная служба мелкого чиновника. Он устроился помощником секретаря в Межевом департаменте Сената. Через пять лет он перевёлся в Департамент герольдии, а еще через два года — в Департамент юстиции. Сухие служебные дела не удовлетворяли Владимира Васильевича, душа его не лежала к юриспруденции. Однако служить нужно было, так как средств на жизнь было немного. Титулярный советник Стасов всё свободное время по-прежнему отдает искусству: много играет на фортепиано, часто посещает Эрмитаж, наряду с музыкой и живописью серьезно изучает графику. Более всего его занимало искусство. Стасов считал, что искусству нужны критики-профессионалы. Он разделял мнение Виссариона Белинского: искусству нужны люди «которые, не производя ничего сами, тем не менее занимаются искусством, как делом своей жизни… изучая его сами, объясняют его другим». Позднее Стасов выдвинул девизом своей жизни «быть полезным другим, коли сам не родился творцом».

В 20 лет В.В.Стасов он уже писал отцу:
Я твёрдо намерился сказать вам всё то, что давно лежало во мне, и что давно я собирался передать вам, но не был ещё готов. Время слишком быстро идёт вперед, откладывать некогда, итак прямо к делу.
Вы знаете, что когда я стал разбирать все существующие произведения искусств и вместе стал рассматривать все писанное об них, ибо ни одно из них не может и не должно существовать без критики, то я не нашел художественной критики в том смысле, как она должная быть ….Для такой критики не надобно никакого таланта, надобна только известная степень учения и учёности, следовательно, всякий человек мог сам произвести такую критику….

В 1844 году он знакомится с К.П. Брюлловым, в 1849 году – с М.И. Глинкой. Его первые публикации появились в журнале «Отечественные записки» в 1847 году.

Стасов занялся вопросами искусства, литературы и истории и, начиная с 1847 г., проявил себя как крупнейший художественный критик и археолог (не "капающий" и ищущий с кисточкой и лопаткой, а с помощью изучения рукописей и старинных книг).

В 1851 году Владимир Стасов уехал за границу вместе с уральским промышленником и меценатом Анатолием Демидовым в качестве его секретаря. Стасов понимал, что критик должен разбираться во всех областях культуры, и потому в Европе общался с музыкантами и учеными, художниками и архитекторами, изучал европейское искусство.

В 1860-х годах Стасов также подружился с участниками Артели свободных художников. Представители движения бунтовали против академизма в живописи: они хотели писать картины на жизненные темы, а не на постановочные сюжеты. Стасов разделял их идеи, отстаивая принципы реализма. Он боролся с академизмом, религиозно-мифологической тематикой и оторванностью искусства от народа. Реализм провозглашал, что искусство должно познавать мир и быть «учебником жизни».

В 1870 году на смену артели пришло Товарищество передвижных художественных выставок. Вдохновленные идеей народничества, московские и петербургские живописцы взялись за просветительскую работу и организацию выставок. В. В. Стасов поднял на необыкновенную высоту молодое движение, получившее название «передвижников», во главе которого стоял И. Н. Крамской и в составе которого были И. Е. Репин, В. Е. Маковский, В. Г. Перов, В. В. Верещагин, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, скульпторы М. М. Антокольский и И. Я. Гинцбург. Стасов хвалил и защищал новое течение в противовес старому, исходившему из царской Академии художеств, проповедовавшему «искусство для искусства».

Столь же велико влияние В. В. Стасова в области музыки. В Петербурге Владимир Стасов подружился с молодыми композиторами Милием Балакиревым и Александром Даргомыжским​, создателями художественного объединения композиторов «Могучая кучка», название которому дал Стасов. В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» критик написал в рецензии, посвящённой кон­цер­ту в честь славянской де­ле­га­ции на Всероссий-ской этнографической выставке: «...сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала крылатой. Союз также называли «Новой русской музыкальной школой» или Балакиревским кружком. За границей его именовали «Русской пятёркой». Участники этого кружка — Милий Балакирев, Модест Мусоргский​, Александр Бородин​, Николай Римский-Корсаков​ и Цезарь Кюи​.

Именно Стасов знакомил русскую публику с такими гигантами в области музыки, как Берлиоз и Лист, и с новой порослью, поднявшейся за «могучей кучкой», — А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым, А. С. Аренским.

Владимир Васильевич до самой своей смерти не терпел праздности и был в высшей степени активен. Когда проходили исследования Керченских катакомб, появились работы В.В.Стасова в области славянского и восточного орнамента. После смерти сестры, Надежды Васильевны, появились работы по истории женского высшего образования в России, монография посвященная сестре «Надежда Васильевна Стасова».

Параллельно Стасов работал в Публичной библиотеке в Петербурге: он помогал собирать исторические материалы, организовывал выставки древнерусских рукописей. За 50 лет службы в Санкт-Петербургской публичной библиотеке Владимир Стасов собрал большую коллекцию сочинений деятелей искусства, и многое сделал для открытия свободного доступа в библиотеку. Первый раз В.В.Стасов появился в Императорской Публичной библиотеке благодаря барону Модесту Андреевичу Корфу, которым познакомился во Флоренции, когда был секретарем Демидова. Ещё тогда тот к нему обратился с просьбой помочь разобраться в рукописях и составить свой отчёт, за его работу хорошо оплачивая. Поэтому долгое время Стасов работал на безвозмездной основе, изучая и читая все возможные издания из фондов библиотеки. Долго отказывался от предлагаемых высоких постов в библиотеке, так как не хотел быть зависимым не от кого. Семнадцать лет Владимир Стасов был добровольным помощником Публичной библиотеки, работая в ней безвозмездно, а затем, с 1872 года, в течение ещё тридцати четырех лет — штатным сотрудником, занимая самые различные посты.

В.В.Стасов  в рабочем кабинете в Императорской Публичной библиотеке
В.В.Стасов в рабочем кабинете в Императорской Публичной библиотеке

В отделе рукописей РНБ хранятся также предварительные материалы для альбома Владимира Стасова «Славянский и восточный орнамент». Учёный работал над ним почти тридцать лет, используя материалы отечественных и зарубежных библиотек и музеев. Будучи идеологом русского стиля в архитектуре и в искусстве в целом, Стасов искал корни национального своеобразия на Востоке. В своей работе «Происхождение русских былин» он выступил с сенсационной для того времени версией, утверждая, что их прообразом послужили восточные сказания.

Кроме того, ученый пытался доказать, что русский орнамент, та же вязь, происходит из Индии и Центральной Азии. Более того, он был уверен, что даже православные церковные песнопения не имеют отношения к Греции, а связаны с восточными мотивами. И полагал, что многие слова в русском языке заимствованы из так называемых туранских языков — группы тюркских языков, входящих в алтайскую языковую семью.

Итогом изучения эпохи Петра Великого стала выставка портретов в Императорской Публичной библиотеке "Галерея Петра Великого" в 1878 году.

Стасову принадлежит заслуга формирования коллекции музыкальных рукописей, которая стала одной из крупнейших в мире. Он десятилетиями собирал «Галерею Петра Великого»; особое внимание уделял приобретению лубочных картинок — как русских, так и восточных; высоко ценил фотографию. С готовностью помогал нуждавшимся в консультациях художникам, скульпторам, композиторам, архитекторам, коллекционерам, исследователям и писателям. Обладая прекрасной памятью, Владимир Васильевич мог давать библиографические справки. Стасова не без основания называют последним российским энциклопедистом. Это был учёный, который занимался решительно всем: музыкальной культурой, изобразительным искусством, художественной критикой, историческими исследованиями.

Ещё Стасов был инициатором того, чтобы украсить читальный зал в новом корпусе со стороны нынешней площади Островского скульптурными бюстами выдающихся деятелей науки и культуры. В его списке значилось более шестидесяти имен. Этот мемориальный «проект» существует по сей день, правда, не в полном объеме. Сегодня в универсальном читальном зале воротиловского корпуса — восемнадцать бюстов.

Заведующий фондом эстампов и фотографий Борис Мегорский на экскурсии, на которую я успела попасть на выставке, рассказал нам об одном факте, связанном со Стасовым: в последние годы своей жизни тот работал над путеводителем по Императорской публичной библиотеке. Он не был издан, но рукопись сохранилась в архиве РНБ. В 2023 году её подготовили к публикации, в 2024 году она увидит свет.

Стасова нередко упрекали в парадоксальности, пристрастности. Он отвечал, что ничего плохого в этом не видит, не терпит половинчатости, золотой середины, не любит людей, которые ни холодны, ни горячи, а всегда лишь тёпленькие.

Его откровенно травили, особенно газетчики из «Нового времени». Однако он не склонил головы и даже гордился тем, что враги обзывали его «трубой иерихонской», «мамаевой оглоблей», «тараном» и т.п. «Что ж, – писал он в статье «Итоги трех нововременцев» (1893), – мне на такие прозвища жаловаться нечего, я готов был бы признать их в высшей степени лестными и почетными… Я хотел бы быть той мамаевой оглоблей, которая должна сокрушить и сверзить те ненавистные перья и бумаги, которые распространяют одурение и убыль мысли, которые сеют отраву понятий и гасят свет души».

Герой моего небольшого исследования слыл столь яростным полемистом – и в печати, и в разговоре, – что вызывал ассоциации с тараном. Ему такое сравнение льстило – «Да, я хотел бы быть тараном, который пробил бы насквозь все заслонки невежества, злости, лжи, притворства, ненависти, которые я целый день вижу вокруг бедного нашего художества и лучших его представителей».

Знаток и любитель русских былин, Стасов выглядел под стать их героям: статный, с окладистой бородой и зычным голосом. Любил носить косоворотки и сафьяновые сапоги.

В. В. Стасов на даче в деревне Старожиловка близ Парголова. Илья Ефимович Репин 1889
В. В. Стасов на даче в деревне Старожиловка близ Парголова. Илья Ефимович Репин 1889

«Седой ребёнок большого роста, с большим и чутким сердцем, он много видел, много знал, он любил жизнь и возбуждал любовь к ней, – описывал Стасова Максим Горький. – Его стихией, религией и богом было искусство, он всегда казался пьяным от любви к нему».

Каждое поколение художников, музыкантов и литераторов думаю, что хотело бы иметь такого страстного и мощного защитника и пропагандиста, каким был Владимир Васильевич Стасов.

Так кто же такой В.В.Стасов? Думаю, что прочитав мою статью, вы сами решите. Он был Человек с большой буквы, не было не одной области искусства, которая его бы не интересовала. Сохраним о нём добрую память…