Найти тему
Ирина Минкина

Про «Бог любит всех», а также про важность приоритетов для нас самих

Слушала Армена Гаспаряна. Он цитировал публикацию депутата Кузнецова, в которой тот сказал: «Бог любит всех». Далее - цитата из публикации: 

Бог любит всех. Любит не означает, что ему нравятся все наши действия. Он любит и хочет покаяния каждого. Хотя бы в последний момент. Да, это относится и к пленным военнослужащим ВСУ. И вообще наша цель - мир во всём мире. И да, конфликт на Украине несет убедительные признаки именно гражданской войны.

Меня в этом покоробили несколько моментов.

Прежде всего - это какая-то невероятно странная привычка некоторых людей говорить за Бога. Приписывать Богу свои мысли, свои желания, свои слова… Это очень опасная штука, на самом деле. Ну правда. А в моем понимании, так это вообще обратная сторона гордыни. Когда ты наделил себя правом говорить за Бога и от имени Бога. 

…Помню, как один человек, который считает меня своим злейшим врагом, ну просто смертельным врагом, - так вот помню, как он написал мне сообщение аккурат в тот момент моей жизни, когда я очень-очень сильно переломала себе ногу. И вот он написал что-то из серии «это тебя Бог наказал, это твой бумеранг к тебе прилетел».

Я не стала спорить с этим человеком. Такие люди всегда живут в примерно следующей парадигме: когда прилетает их оппонентам, то это Божье наказание, а когда прилетает им самим - это Божье испытание. Это, знаете ли, очень тупиковая для дискуссий парадигма. Непробиваемая, я бы сказала. Поэтому я сказала этому человеку только одно: «Тебя назначили пресс-секретарем Всевышнего?»… Он не понял намека. Естественно. 

Я считаю, что говорить о том, кого Бог любит или не любит, - самонадеянно. Нужно обращаться к священным книгам, которые, впрочем, написаны о Нем, а не Им

Нужно говорить за себя. Вот каждый человек должен говорить за себя, я считаю. И очевиднее всего это делается в форме поступков. Слова - хороши, но их всегда очень много и они не всегда у каждого из нас вылетают впопад. Человек в своих словоформах может заиграться до такого состояния, что в конечном итоге начнет противоречить себе прежнему. Да в целом и у достойных людей в течение жизни происходит столько внутренних трансформаций, что если взять их начальные высказывания и конечные, то порой диву даешься: это что, один и тот же человек? 

Поэтому повторюсь: я в целом смутно отношусь к людям, которые любят говорить за Бога. Кого Бог любит, кого не любит… У небесной канцелярии, на мой взгляд, очень сложная бухгалтерия. Но там все очень точно подсчитано. Другой вопрос - что нам порой эти подсчеты невозможно понять и трудно принять. Но для каждого человека - как самого себя, как части своего рода и как части своей страны - там свои подсчеты, я почему-то в этом убеждена. И каждый в итоге получает ровно тот расчет, который он получает. В этом, по моему убеждению, и заключается та самая справедливость, о которой все любят говорить. Но только вот вся штука в том, что подавляющее большинство людей воспринимают справедливость как «когда у меня все хорошо». Разве не так? Разве многие из нас готовы сказать, что «а я заслуживаю этих испытаний»? Много ли таких людей? Сложный вопрос…

Если же возвращаться к тому самому кузнецовскому «Бог любит всех», то я просто хочу напомнить, что именно с этого и начинали отбывшие за океан будущие американцы. У них было вот это вот «Бог любит всех», «мне не нужен посредник в виде Церкви как института» - и так далее. Вроде бы ничего плохого в таких мыслях не было (особенно если учесть реалии времени возникновения протестантского движения). Но. Но… Вот это вот «Бог любит всех» потом легко трансформировалось в «Бог любит меня». А далее, ввиду личных, так сказать, отношений с Богом, это трансформировалось в то, что всему миру во всем красе постоянно являет собой в настоящий момент дряхлеющий гегемон. Они ведь как рассуждают? Если я украл, а Бог меня не наказал, то, выходит, я сделал то, что Ему угодно. Ну если бы Он хотел меня наказать, то Он бы не дал мне украсть. Или лишил бы меня украденного. А раз не лишает, то, значит, не так уж я не прав.

Это к вопросу о том, верят ли американцы в Бога. Еще как верят… Верят в то, что, пока им никто по носу не дал, им все позволено. И раз за разваленный Ирак они не получили сполна, то, стало быть, богоугодное дело делают, е-мое…

Высказывания депутата Кузнецова внешне полны благих намерений. Но благие намерения могут иногда завести совершенно не туда, куда хотелось бы. 

И главное. Я бы все-таки оставила вопрос разбившихся пленных ВСУ на откуп Тому, Кто и должен этим заниматься. Не рассуждать о том, любит Он их или не очень. Я бы сосредоточилась на том, что в самолете погибли наши летчики и наши военнослужащие из сопровождающих. А то в порыве жалости к разбившимся пленным депутат Кузнецов как-то совсем уж явно обошел стороной семьи наших погибших. Лучше бы про них сказал, в конце концов-то.

А также лучше бы депутат Кузнецов (и не только он) сосредоточился на том, как вытащить наших пленных, которые в тот день готовились к обмену - и так его и не дождались. Что там сейчас с ними? Каково им там? И не выместили ли свою злобу и ненависть, свое бессилие на наших пленных те самые представители украинских воюющих, чьи побратимы разбились? 

Вот как-то таких мыслей что-то ни у кого из наших прекраснодушных и сочувствующих я не прочитала. 

А, к примеру, у воюющего моего гвардии рядового ВС РФ сейчас в плену один его близкий боевой товарищ. Один из тех четверых, с которыми они вместе возвращались из отпуска, в одном купе поезда (если кто-то помнит мою публикацию, датированную началом октября 2023-го). В ТГ я даже выставляла заблюренную, безопасную фотографию Андрея Иваныча, улыбающегося мне через вагонное стекло. А на самом-то деле рядом с Андреем Иванычем был еще и симпатичный молодой парнишка, который сейчас в плену. И это именно его мама осеняла крестным знамением всех ребят в купе, включая моего Андрея, когда поезд уезжал в неизвестность. Не зная еще, что ждет конкретно ее и конкретно ее сына.

И каждый обмен мы с Андреем Иванычем надеемся на то, что его товарищ в этот обмен попадет. 

192 наших бойца не попали в обмен. Это страшно. Это трагедия. Многие матери просто физически не доживают до обмена, понимаете? У них не выдерживает сердце. Это реальность нашего времени. И вот из этих 192 ребят кто-то может уже больше не увидеть свою мать, потому что она просто не выдержит этого ожидания. 

А еще я буквально сегодня общалась со своим бывшим уже коллегой - а ныне бойцом ВС РФ, находящимся в отпуске в связи с получением медали «За отвагу». И я задала ему вопрос, лично: как относятся к нашим ребятам в плену? И получила ответ: каждый первый возвращается оттуда изувеченным. Им там всем - плохо. Кому отрезают конечности, кому что-то прижигают, кого бьют до полусмерти. Но им там всем - плохо. Каждый первый… Эта фраза теперь навсегда со мной. Каждый первый… Понимаете?

Но - многие действительно талантливые и прекрасные наши творческие деятели сосредоточились на том, какие у разбившихся пленных фамилии… Может быть, и этим тоже нужно было заняться. Не спорю. Но - потом. Правильно расставив приоритеты, на мой взгляд.

А мы продолжаем и продолжаем наступать на одни и те же исторические грабли. Рассуждаем о том, как там врагам было - плохо или не очень. Как там французы-то шли от Москвы в морозы. Дина Рубина в свое время целую трилогию закрутила вокруг этого заслуженно позорного эпизода французской истории (талантливо сделанную трилогию, кто бы спорил).

Мы годами описываем, как там Паулюс перековывался. Мы в тоннах текстов сокрушаемся о Власове. В итоге Власова знает большее количество народа, чем Конева. Логично. То есть у предателя больше шансов остаться в нашей истории, чем у героя. И это в предателе наша творческая мысль постоянно ищет какое-то человеческое начало. А своих героев мы любим бичевать, любим рассуждать о них в духе «ну они тоже не святые». 

А потом мы коллективно ждем от народа подвигов. И тут же - тут же - сокрушаемся о том, кто там из пленных ВСУ летел в том самолете. Пленных той стороны, о которой тот же самый мой бывший коллега сказал кратко: «Нормальных там уже нет». Это про воюющих. Ну так. Мнение изнутри, если кому интересно…

Для меня в истории с Ил-76 самое главное - то, что в этом самолете летели герои, которые увели горящее воздушное судно от наших детей и стариков. И что этот самолет должен был потом забрать наших бойцов, наших Воинов из чудовищного плена. 

Вот в чем, на мой взгляд, суть трагедии. Все остальное - из разряда тоже.