Найти тему
Родина на Неве

Царскому вокзалу ищут хоть какое-то применение

Попечительский совет фонда «Царскосельский вокзал» собрался во второй раз, чтобы обсудить варианты современного использования «убитого» здания императорской железнодорожной станции.

Царский вокзал на дореволюционной открытке
Царский вокзал на дореволюционной открытке

Заседание состоялось в петербургском Музее железных дорог России (расположен возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге). В обсуждении текущих проблем фонда и проекта реставрации объекта культурного наследия федерального значения участвовали губернатор Северной столицы Александр Беглов, председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров, депутаты Государственной думы РФ Владимир Ресин, Леонид Случкий и др.

«Участники заседания рассмотрели концепции воссоздания Императорского Царскосельского вокзала и варианты его приспособления для современного использования, а также рабочие вопросы деятельности фонда», — лапидарно сообщает пресс-служба Смольного.

Беглов и Белозёров на заседании совета фонда
Беглов и Белозёров на заседании совета фонда
КстатиБлаготворительный фонд «Царскосельский вокзал» официально зарегистрирован лишь 23 октября 2023-го. То есть первое заседание его попечительского совета в августе прошлого года состоялось при отсутствии соответствующего юридического лица. Согласно данным открытых источников, вид деятельности организации — «Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включённых в другие группировки». Данные об учредителях отсутствуют. Исполнительным директором фонда с 25 декабря 2023-го значится некий Роман Михайлович Фатин. Он «засветился» в интернете только в качестве одного из учредителей фонда «Культурное наследие города Осташкова» (Тверская область), но эту позицию уже покинул.

В сообщении о первом заседании попечительского совета фонда в августе 2023-го пресс-служба Смольного отмечала, что реставрация этого объекта «станет одним из этапов комплексного развития территории, включающей Фёдоровский городок, Фермский парк и другие объекты, а также воссоздание исторической железной дороги в её первозданном виде». Вот про это последнее по-прежнему никакой внятной информации нет, как и вообще про возможное новое использование полуразрушенного здания.

Один из интерьеров здания с частично сохранившимися росписями
Один из интерьеров здания с частично сохранившимися росписями

Зато губернатор Беглов в очередной раз озвучил следующую сентенцию:

«Президент Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал важность сохранения нашего культурного наследия. По его инициативе в Петербурге были возрождены многие памятники мирового значения. В настоящее время по поручению Президента полным ходом идёт реставрация кронштадтских фортов».

Далее пресс-служба Смольного в качестве успешных примеров восстановления исторических объектов упоминает Александровский дворец в Царском Селе и работы в Ораниенбауме, которые производились за государственный счёт, и «подвёрстывает» к этому Константиновский дворец в Стрельне и Морской собор в Кронштадте. Последние реставрировались/реконструировались как раз на средства специально созданных фондов. Понятно, что эти организации были «заточены» на персон рангом существенно выше, чем нынешний губернатор Санкт-Петербурга.

Ещё недавно Императорский вокзал выглядел так
Ещё недавно Императорский вокзал выглядел так

Напомним, что в середине мая 2009 года состоялось заседание общественно-попечительского совета кронштадтского Морского собора под председательством патриарха Кирилла. В нем приняли участие Александр Беглов (в то время заместитель руководителя администрации президента РФ, он и возглавил этот фонд), Светлана Медведева (супруга тогдашнего президента России), Валентина Матвиенко и Юрий Лужков (на тот момент, соответственно, губернатор Санкт-Петербурга и мэр Москвы). Такой вот был уровень представительства…

При этом подчёркивается, что «финансирование предстоящих восстановительных работ будет осуществляться за счёт привлечённых средств», а для разработки проекта реставрации здания проводится (неизвестно на какие средства) его комплексное обследование.

Здешние рельсы ведут в никуда?
Здешние рельсы ведут в никуда?

Об истории императорского вокзала в Царском Селе «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, поэтому ограничимся лишь перечислением некоторых фактов.

Вступивший в 1894 году на российский престол Николай II выбрал своей основной резиденцией царскосельский Александровский дворец. В 1895-м для приёма императорских поездов, прибывавших по ответвлению Варшавской железной дороги через станцию Александровскую, и был построен Царский вокзал.

В 1900 году для удобства сообщения со столицей империи было принято решение строить отдельный путь. Проектирование и строительство длились два года. За почти четыре миллиона рублей был сооружён одноколейный путь длиной в 21 версту.

В 1903-м была создана станция Императорский павильон, включавшая само здание вокзала, 200-метровую платформу (100 метров крытые), две казармы железнодорожного батальона, паровозный поворотный круг диаметром 20 метров, сторожевые и стрелочные будки.

Один из залов Императорского вокзала (рисунок начала ХХ века)
Один из залов Императорского вокзала (рисунок начала ХХ века)

В 1908-м был разработан проект реконструкции станции, предполагавший её значительное расширение. В январе 1911-го деревянный вокзал сгорел. Новое здание было сооружено в неорусском стиле по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского (1871-1931). Среди самых известных его построек — Феодоровский Государев собор в Царском Селе, храм-памятник Святого Алексия на поле Битвы народов в Лейпциге, здание Государственной ссудной казны в Москве.

Парадная часть нового вокзала состояла из трёх залов. В центре находился квадратный вестибюль с парадным крыльцом, к которому был пристроен пандус для подъезда кареты или автомобиля. С южной стороны здания располагался Царский зал, с северной — Свитский. Росписи помещений (частично сохранившиеся) были выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке Михаилом Ивановичем Курилко (1880-1969).

Император Николай II и саксонский король Фридрих-Август III на перроне Царского вокзала
Император Николай II и саксонский король Фридрих-Август III на перроне Царского вокзала

Императорский павильон использовался, в том числе, и для торжественных встреч глав иностранных государств, прибывавших в Россию с официальными визитами. В годы Первой мировой войны сюда приходили эшелоны, доставлявшие раненых в госпиталь, который был развёрнут в Феодоровском городке.

После Октябрьской революции Императорский путь был разобран, а станция в 1918 году была переименована в Павильон Урицкого. Во время Великой Отечественной войны вокзал оказался на линии фронта и сильно пострадал. Затем здание использовалось как заводское общежитие, в 1970-е расселено, а затем заброшено.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Администрации Санкт-Петербурга и справочных ресурсов