Она — актриса, успевшая сняться в нескольких культовых фильмах до завершения карьеры в 90-х годах. Ей прочили большое будущее в кинематографе, успех сопутствовал всем картинам, в которых появлялась эта красавица с задумчивой улыбкой. Но судьбу артистки изменил несчастный случай, после которого Наталья решила начать жизнь с чистого листа.
Наталья Вавилова — коренная москвичка. Она появилась на свет в 1959 году в семье дипломата Дмитрия Вавилова и его супруги-домохозяйки. Среди пятерых детей (она росла с тремя сестрами: Ольгой, Татьяной и Ларисой, – и братом Анатолием) Наташа была младшей и самой любимой. С малых лет родители прочили ей должность в МИДе. И, возможно, так бы и вышло, если бы семья не жила неподалёку от «Мосфильма».
Будучи 14-летним подростком, Вавилова попалась на глаза ассистенту режиссера Юлии Солнцевой, который предложил девушке пройти пробы в картину «Такие высокие горы». Родители восприняли съемки дочери без энтузиазма, но препятствовать не стали.
В «Мосфильме» разглядели потенциал Натальи и начали приглашать на съемки. Когда родители поняли, что это уже не забавы и их планы по поводу будущего дочери могут сорваться, то запретили ей сниматься.
Но спустя два года девушке поступило предложение от режиссера Владимира Меньшова, снимавшего драму «Розыгрыш», создать образ Таи Петровой, «юродивой» – так героиню фильма называли одноклассники. В картине о конфликте, развернувшемся среди учеников выпускного класса, она снялась с Дмитрием Харатьяном, чей герой – тоже изгой в коллективе, и Евгенией Ханаевой, сыгравшей классную руководительницу.
На съемки проекта Меньшова «Москва слезам не верит» Наталье Дмитриевне приходилось ездить тайно до тех пор, пока об этом не узнал отец. Возможно, в жизни Натальи Вавиловой и не случилась бы ее звездная роль в драме «Москва слезам не верит», если бы не Алексей Баталов. Вместе с Владимиром Меньшовым он приехал домой к Вавиловым и поговорил с родителями, объяснив, что Наталья очень талантлива и ей не следует отказываться от природного дара. Под влиянием авторитета любимого актера папа с мамой разрешили дочери участвовать в съемках.
После премьеры отзывы критиков о фильме были прохладными: его называли упаднической по духу дешевой мелодрамой. Но кассовый успех, а затем и премия «Оскар» заставили кинематографическое руководство пересмотреть отношение к ленте и дать ей Государственную премию СССР.
Успех оскароносной кинокартины 1979 года, наконец, убедил родителей юной актрисы, что не надо зарывать талант дочери в землю. Они дали добро на поступление Натальи во ВГИК. Девушка получала образование в актерской мастерской Евгения Матвеева.
В первой половине 80-х актриса снялась в ряде картин: «Нас венчали в церкви» с Александром Галибиным, «Поезд вне расписания» с Владимиром Шевельковым, но повторить успеха «Москва слезам не верит» не удалось.
Диплом актрисы Наталья получила в 1984 году, а следом на экраны вышли новые фильмы с ее участием: «Не ходите, девки, замуж», «Бармен из „Золотого якоря“». Но карьера Вавиловой, начинавшаяся так ярко, прервалась на пике из-за несчастного случая.
В 1986 году Вавиловой досталась главная роль в кинокартине «Николай Подвойский». По сюжету актрисе нужно было ездить верхом на лошади. Девушка 2 месяца исправно посещала занятия на ипподроме, чтобы подготовиться к съемкам. Но это не спасло ее от несчастного случая, который произошел на репетиции. Наталье по ошибке вывели коня, который не был закреплен за ней, к тому же у животного болела спина. Лошадь скинула наездницу на землю, как только та села в седло. Артистка получила травму позвоночника.
Режиссер попросил ее замять инцидент, пообещав дождаться выздоровления, но уже через неделю заменил ее на другую актрису. Душевная боль от предательства оказалась еще сильнее физической, хотя и восстанавливаться после травмы пришлось долго. Муж Вавиловой, режиссер Самвел Гаспаров, увёз ее в путешествие по Европе, подальше от интриг и пересудов.
По возвращении домой Гаспаров попытался восстановить в Наталье Дмитриевне уверенность и снял фильм «Стервятники на дорогах» с ней в главной роли. Но картина долгое время пролежала на полке из-за развала системы проката.
В дальнейшем Наталья Дмитриевна отказывалась от всех ролей, так как ее не устраивало качество сценариев и образы, которые ей предлагали воплотить на экране. Ей, серьезной драматической актрисе претили роли в мыльных операх и сериалах «про ментов».
Личную жизнь Наталья Дмитриевна устроила тоже благодаря кинематографу. Первый и единственный супруг Вавиловой Самвел Гаспаров в кино попал так же внезапно, как и она. Он жил в Тбилиси, работал водителем грузовика и был очень далек от искусства.В 1964 году его бросила первая жена, после чего он отправился в Москву, чтобы начать жизнь сначала. Здесь он случайно встретился с компанией молодых студентов из ВГИКа. Грузинский дальнобойщик быстро нашел с ними общий язык.
Как-то раз одна из новых подруг молодого человека Екатерина Васильева, будущая народная артистка Советского Союза, поделилась его историями с режиссером Михаилом Роммом. Он пригласил парня в гости, и они проговорили полдня.
Ромм посоветовал Самвелу идти учиться во ВГИК, и он без проблем попал на режиссерское отделение в поток вместе с Владимиром Меньшовым.
Он был старше девушки на 21 год, но разница в возрасте не помешала им построить крепкий семейный союз, основанный на любви и взаимопонимании. Самвел никогда не ревновал Наталью к ее работе, ценил и воспевал ее талант. Он отвез ее к своей семье в Тбилиси, где, как рассказывал Гаспаров, Наталья училась у свекрови готовить блюда кавказской кухни.
Своих детей у Натальи Дмитриевны с мужем не было. Некоторые издания писали, что падение с лошади на съемках «Николая Подвойского» привело к выкидышу, и актриса лишилась возможности родить ребенка.
Нерастраченную материнскую любовь Наталья отдала Нине, дочери Самвела от первого брака, ее детям Серго и Кетино, и своим племянникам.
Вавилова сознательно предпочла жизнь домохозяйки свету софитов. Любящий муж, который после распада Советского Союза занялся продюсированием, предоставил ей все условия для беззаботного существования.
Со временем Гаспаров и Вавилова обзавелись двухэтажным домом на Рублевке. Как рассказывал режиссер, здание было построено по проекту, предложенному Натальей Дмитриевной. На приусадебном участке актриса разбила сад, с удовольствием вела домашнее хозяйство и готовила Самвелу его любимые блюда.
В 2019-м у Гаспарова диагностировали тяжелое заболевание желудка. Супружеской паре пришлось переехать из загородного дома в столичную квартиру на юго-западе. Самвел Владимирович перенес операцию на желудке, но ослабленный иммунитет не справился с коронавирусом, и в мае 2020 года режиссер умер.
После смерти мужа Наталья Вавилова продолжает вести тихую и замкнутую жизнь в Москве. Ее поддерживают родственники и друзья.