Найти тему

Фатима Тамаева: «Основное преимущество ИИ в медицине — это темп»

Как технологии помогают улучшать качество обслуживания пациентов. Чего можно ждать завтра от сотрудничества человека и машины. Наиболее перспективные направления использования ИИ в медицине.

В мире, где границы между технологиями и человеческими способностями стираются с каждым днем, искусственный интеллект представляет собой одно из самых интригующих и обсуждаемых направлений. Медицинская индустрия не исключение, и сегодня мы наблюдаем, как ИИ не только дополняет, но и трансформирует методы лечения, диагностики и взаимодействия с пациентами. Понимание этой эволюции становится жизненно важным для специалистов, стремящихся оставаться на переднем крае медицинского прогресса.

Фатима Тамаева, к. м. н., главный врач Маммологического центра L7 и президент региональной общественной организации «Ассоциация маммологов радиологов» Республики Дагестан поделилась с нами своим видением наиболее перспективных направлений использования ИИ в медицине, рассказала о том, как технологии помогают улучшать качество обслуживания пациентов в ее центре сегодня и чего можно ждать завтра от сотрудничества человека и машины.

Фатима, в каких основных сферах медицины вы считаете использование ИИ наиболее необходимым и эффективным?

Существует около 50 областей, где активно используют ИИ (искусственный интеллект) в медицине. Кто же на первом месте? На пике разработок находится клиентский сервис — чат-боты, переписки с пациентами, пациенту достаточно закинуть в базу пару анализов, как машина автоматически даст ответ, к какому доктору ему следует обратиться и что лучше делать. Например, у меня болит горло или у меня температура. Для этого не нужно писать доктору, ждать звонка и идти на прием, машина автоматически ответит, куда необходимо направиться и что делать.

На вершине ИИ в медицине все чат-боты и все варианты переписок с превентивными специалистами. ИИ особенно активно используется врачами превентивной медицины, которая сейчас тоже находится на пике популярности. Скажем, необходимо проанализировать все исследования пациента — врачу всегда требуется на это время, его мозг должен работать очень быстро, чтобы дать хотя бы общую, первичную оценку, не говоря уже о глубинной, а вот мозг машины работает намного быстрее. Поэтому в превентивной медицине, например, проанализировать, какой у пациента уровень кальция, магния, сопоставить эти данные с другой информацией, конечно, машина может быстрее.

Основное преимущество ИИ в медицине — это темп. И искусственный интеллект встречается даже в направлении скорой и экстренной помощи. Например, можно удаленно провести ультразвуковое исследование (УЗИ), посмотреть после травмы, есть ли жидкость в легком, и автоматически направить ответ доктору. И маршрутизация пациентов в этом случае будет правильной.

В диагностике ИИ стоит на 11-м месте — все это лучевые методы. Представьте, их всего 50, а в лучевой диагностике мы на 11-м месте, то есть рентген, КТ, МРТ, УЗИ.

Расскажите, как искусственный интеллект помогает упростить и автоматизировать бизнес-процессы в вашем центре? Можете ли вы привести конкретные примеры?

Без искусственного интеллекта и без цифровизации в бизнес-процессах невозможно обойтись, и, естественно, первым делом мы используем нашу CRM-систему, где я, как руководитель, могу получить мгновенно ответ на свой вопрос: сколько пациентов с утра было принято в центре, какое количество удовлетворенных пациентов, какое количество записалось онлайн, а какое позвонило, где у нас идет посадка, что мы должны улучшить. С учетом того, что в CRM есть и диаграммы, и смежные таблицы, SWOT-анализ, бизнес-процессы без ИИ невозможны. Более того, это все грамотно визуализировано и разделено, что упрощает восприятие рабочего процесса, можно посмотреть на весь экран системы и сразу сконцентрироваться на тех областях, где нужно особое внимание.

А как сохранить баланс между автоматизацией и необходимостью поддерживать человеческий контроль в медицинской практике?

Считается что у ИИ нет эмоций, но даже Chat GPT уже отвечает с огромным количеством эмоций, если просто написать и поблагодарить его за что-то, он тут же реагирует и дает нужную эмоциональную окраску. К сожалению, цифровые системы уже сейчас вышли на такой уровень, когда они могут понимать наши эмоции и наш тон голоса, то же самое происходит с Алисой, если ей грубить, то она тоже не будет с нами церемониться. Что же происходит в медицине? Я понимаю плюсы и возможности систем на базе ИИ для нашего центра,...

Подробнее на it-world.ru