Судоходство всегда играло огромную роль в жизни Древней Руси. Именно по Волхву, Ловати и Днепру, исконно русским рекам проходил путь из варяг в греки. Северные берега Балтики долгое время являлись вотчиной норманов или викингов — знаменитых мореплавателей, которых на Руси называли варягами. На берегах Чёрного моря был сформирован союз торговых приморских городов и государств средневековой Западной Европы, вошедший в историю под названием Ганза, который контролировала в V–XIII вв. процветала Византийская империя. Между Балтикой и Чёрным морем постепенно росло и укреплялось Древнерусское государство, которое исторически и географически имело выход к обоим морям, а потому не могло не быть морской державой.
Плот
Время от времени связанные между собой бревна славяне использовали в качестве плотов. Только, в отличие от населения других государств Европы, Азии и даже Америки, делали это весьма своеобразно. Конечно же, они перемещались на них по рекам, правда, не вдоль, по течению, а поперек, как на пароме. Но порой челны перегоняли из селения в селение, где их разбирали на брёвна и продавали.
Челн-однодревка
Бревна многовековых дубов и других деревьев прочных пород славяне издревле использовали для изготовления челнов-однодревков. Технология производства была несложной. Большие бревна выдалбливали или выжигали с одной стороны — получалось простое, но весьма надежное речное судно, которое вмещало около 10 человек. Средствами движения были весла-гребки. Прочная конструкция судна позволяла ему проходить без повреждений многочисленные речные препятствия. Когда же по тем или иным причинам преодолеть их было невозможно, гребцы перетаскивали лодку по суше от одного водоема к другому. У всех славянских народов на протяжении веков челны-однодревки строились неодинаково и отличались разнообразием форм и назначений. У челна-однодревки имелось большое количество недостатков: неудачная форма с точки зрения гидродинамики (поведение плавсредства на воде), неудобное размещение груза и людей (последние находились в настолько стесненных условиях, что работать веслами-гребками иногда было трудно). Ширина и прочность днища и бортов лодки были неодинаковыми. Если подводная часть могла выдержать самые страшные повреждения, то борта из-за стремления мастера создать более комфортные условия для людей оказывались непрочными. И часто лодку оставляли или сжигали по причине разбитого борта. Выход мастера Древней Руси нашли в создании ладьи – более сложного и продвинутого судна.
Ладья
Изначально ладья была достаточно простым судном. При её строительстве подходящее бревно распиливали (раскалывали) надвое, оставляли лишь днищевую конструкцию. Далее ее немного усиливали досками, которые набивали поверху, особенно в передней части. В итоге получалось небольшое речное судно с улучшенной гидродинамической формой и невысокими, но при этом легко заменяемыми бортами. Размещение груза и людей стало более просторным. Однако район плавания ладьи был небольшим: в акватории реки с хорошо знакомыми берегами и уже изученными подводными препятствиями.
Более основательно строились так называемые морские (набойные) ладьи. Технология их изготовления близка к предыдущей, за одним исключением — на готовую конструкцию из досок набивали уже высокие борта, благодаря чему ладья вмещала 40–60 человек и выдерживала как многочисленные подводные препятствия на реках, так и сильный шторм в Чёрном море. Когда точно в первый раз ладьи древних русичей вышли в открытое море, нам неведомо. Известно, правда, что уже в VII в. их флотилии достигали не только византийских берегов Чёрного, но и Мраморного и даже Средиземного морей, доходили до Кипра и Апеннинского полуострова. Кстати, по примеру ладьи строились, причем часто в походных условиях, и небольшие лодки, которые к началу IX в. полностью заменили челны-однодревки.
Организация флота Древней Руси
Постоянно растущая территория, население, экономическая и военная мощь Древнерусского государства вызывали опасения у императоров Византийской империи, которые в течение нескольких веков всячески пытались поставить путь «из варяг в греки» под свой контроль. Это вызывало противодействие со стороны киевских князей. Поэтому на протяжении IX–XI вв. практически непрерывно шли русско-византийские войны. Уникальными их эпизодами были морские походы русичей на Византию и ее столицу — прекрасно укрепленный и огромный для того времени город Константинополь, который на Руси называли Царьградом. Но несмотря на его величие, Царьград несколько раз покорялся русским воинам – в 630, 860 и 910 (или 920) годах н.э.
Немалую роль в этом сыграли военные морские ладьи. Их отличие от торговых заключалось в том, что боевые суда были снабжены громоздкими металлическими таранами, по бокам укреплены щитами, для защиты личного состава корабля от вражеской стрельбы, и имели на борту легковооружённый десант или абордажную команду. Именно тогда на ладьях стал применяться простейший прямоугольный парус – по сути, большой прямоугольный кусок ткани, натянутый на единственную мачту. Но именно он стал толчком к развитию более сложного парусного вооружения. Кроме того, на ладьях впервые появился руль. Сначала его функцию выполняло длинное кормовое весло, но впоследствии появилась современная система штурвального корабельного руля.
И всё же несмотря на внешнюю простоту и неказистость русских судов, они не раз доказали свою эффективность против громоздких и неповоротливых дромон и триер византийцев, корнями уходящих глубоко в Античность.
Судостроение и судоходство на Руси ХII- XVI вв.
Несмотря на то, что морские и речные ладьи хорошо зарекомендовали себя в перевозке грузов, ведении боевых действий, и выполнении других повседневных задач жителей Руси, зачастую требовались более мощные, технологичные и прогрессивные корабли. Ими стали раньшины, шняки, карбасы и кочи, - суда примерно одного размера, предназначенные для рыбной ловли, перевозки грузов по северным морям и проч.
Коч – судно, приспособленное как для плавания по битому льду, так и для волока, одно из самых лучших творений судостроительства того времени. Для коча характерна вторая обшивка корпуса, предохранявшая основную обшивку от ледовых повреждений. Её делали из прочных дубовых или лиственных досок в месте переменной ватерлинии. Еще одной особенностью коча был корпус, по форме напоминающий скорлупу ореха. Такая конструкция предохраняла судно от разрушения при столкновении с крупными льдинами. Когда коч застревал во льдах, его не сжимало, а просто выдавливало на поверхность, и судно могло дрейфовать вместе со льдами.
На судне имелось два якоря по четыре с половиной пуда каждый, иногда встречались и двухпудовые якоря. Поморы использовали якорь и при волоке: если судно находилось в ледяных полях и не могло идти под парусом или на веслах, мореходы спускались на лед, вставляли лапу якоря в вырубленную лунку, а затем выбирали якорный канат и протягивали судно. Точно так же они могли перетаскивать судно через ледяные перемычки.
Киль большого коча имел длину около 21,6 метра и состоял из нескольких деталей. От повреждения при волоке или посадке на мель эту конструкцию предохранял фальшкиль. Если же он разрушался, крепили новый – ремонт занимал немного времени. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовали зарубежные мастера; оно применялось на протяжении всей истории деревянного судостроения.
Сочленения досок бортовой обшивки имели свою особенность: в месте швов они покрывались планками, прикрепленными к бортам небольшими скобами, – типичный для северорусского судостроения способ герметизации бортов. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось несколько тысяч металлических скоб. Пазы обшивки конопатились смоленой паклей. Поверх основной обшивки крепилась «шуба» – ледовая обшивка, доски которой прибивались «вгладь». Вследствии наличия у судна двух обшивок коч имел достаточно большой вес. Набор судна составляли «кокоры» – так на севере назывались шпангоуты. У коча была оригинальная судовая деталь, не имеющая аналогов ни в древнерусском, ни в западноевропейском судостроении XVI-ХVIII веков, – «коряник». Это кокорная деталь, которая устанавливалась на скуле судна и предназначалась для формирования перегиба борта и придания ему дополнительной жесткости. Ровная палуба также была особенностью конструкции коча – нахлынувшая штормовая волна свободно стекала за борт. А на европейских судах борта палубы заканчивались ступенькой. К слову, именно коч стал первым русским кораблём, у которого было разделение на палубу и трюм. Такое же разделение было только на очень поздних моделях ладей. Ширина коча доходила до 6,4 метра. Малое соотношение ширины и длины – один к трем или к четырем – делало судно рыскливым, что устранялось за счет увеличенной площади руля. Корма коча по ватерлинии имела заострение около 60°. Выше ватерлинии кормовое заострение закруглялось. Такая конструкция впервые появилась именно у поморов. Корма делалась почти отвесной, нос – сильно наклоненным. Максимальная осадка коча была 1,5-1,75 метра. Малая осадка и наклонный форштевень свидетельствуют о приспособленности коча к плаванию на мелководье, битом льду и волоку. Корпус делился на отсеки поперечными переборками. В носовом отсеке выкладывалась печь, там располагался кубрик для экипажа. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика, а средняя часть судна отводилась под трюм для грузов; люк трюма закрывался герметично.
В зависимости от условий плавания незначительно изменялись конструкция и размеры кочей. Для морских околобереговых, речных и волоковых участков строили кочи грузоподъемностью 500-1600 пудов (малые кочи), а для морских и речных путей, не требовавших прохождения по сухим волокам, – до 2500 пудов (большие кочи). К началу XIV века большой коч являлся основным судном в сибирском морском и речном плавании.
Пока кочи безраздельно властвовали в Сибири и Заполярье, в средней полосе Руси набирал популярность другой вид судна – струг или струга. Они имели небольшой прямоугольный парус в качестве основного двигательного средства, в большинстве своём съемную мачту и плоское дно. Струги пользовались популярностью как для военных походов, так и для гражданских целей. Они были легкие, что позволяло проходить на них по мелководью, а в случае необходимости – вытаскивать на берег.
На стругах плавали как по озерам и рекам, так и по морям. Их отличительными особенностями являются острые нос и корма. Длина доходила до 35 метров, ширина - около 4 метров. Осадка судна составляла 1-1,2 метра. Простой прямоугольный парус крепился на единственной мачте. Для струга характерно наличие от 6 до 20 весел. По разным источникам, весла достигали в длину от 3 до 5 метров. Каждым из них управляли по 2 гребца. Экипаж струга – 50-100 человек. Струг, как в принципе и все исконно русские корабли имел уникальную возможность быстрого переоборудования из гражданского судна в боевой корабль. Струги строились самых разных размеров и были замечены во многих важнейших вехах нашего государства. На них совершал освоение Сибири Ермак, струги стали первыми кораблями Каспийской и Волжской боевых флотилий. Конец их производству положил Пётр I в 1703 году. По его указу все владельцы стругов должны были заменить их на барки и галиоты в течении 2-х лет. Это было правильное, хоть и тяжёлое решение, ибо струг на тот момент серьёзно устарел, и ему пришла пора дать дорогу более совершенным судам европейского типа.
Русский флот XVII – XVIII столетий: Первенец ВМФ и реформы Петра I
Время не стоит на месте, и несмотря на внешне вялое и незаметное развитие русского флота, представленный в основном, барками-коломенками, стругами и кочами, в его жизни грядёт глобальная прозападная революция. В июне 1636 г. был спущен на воду большой торговый корабль «Фредерик», названный в честь герцога Гольштейнского Фредерика III. Это было трехмачтовое, плоскодонное (специально для плавания по рекам), парусно-весельное судно со сплошной палубой, ниже которой находились разные помещения, в том числе 6 хороших кают, предназначенных для старших чинов корабля и гольштейнского посольства. В тихую погоду судно могло передвигаться с помощью 12 пар больших весел, каждое из них управлялось двумя людьми. По внешнему виду и парусному вооружению оно напоминало галеру и имело на вооружении 14 орудий.
После спуска на воду 30 июля «Фредерик» вышел в плавание по направлению к Персии. Несмотря на то, что корабль был построен русскими мастерами и основная часть его команды была подданными московского царя, шел он под флагами герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Через 3 месяца, 27 октября, судно благополучно вышло в Каспийское море, но 12-14 ноября недалеко от Дербента попало в сильный шторм, и было выброшено на скалистый берег Дагестана около местечка Низибад. Несмотря на гибель первого по-настоящему крупного российского корабля, процесс создания постоянного торгового и военного флота России было не остановить.
В 1668 г. русские мастера – судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль – галиот «Орел». При длине 24,5м он был лишь немного больше старорусских торговых судов, но в два раза шире (6,5 м). В воде он сидел намного глубже (осадка 1,5 м), а борта были высокими. Экипаж – 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22-мя шестифунтовыми пушками. В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России.
На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте – косой. Кроме «Орла», тогда же были построены и малые военные суда, а именно яхта, два шлюпа и бот. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Впоследствии он будет захвачен повстанческими силами Степана Разина и спрятан в укромную бухту Каспийского моря, где и будет найден в состоянии крайней ветхости.
С приходом к власти Петра I основой российской политики является расширение связей с глобальным западом, и достичь этого можно только имея мощный торговый и военный флот. Считается, что впервые идея о создании российского флота посетила Петра Алексеевича ещё в отрочестве, когда он, гуляя вместе со своим учителем по имению деда Петра Великого Н. И. Романова, обнаружили в сарае английский ботик, с особым расположением парусов, которое позволяет ходить под очень маленькими углами по отношению к ветру. Ботик был восстановлен, и стал, выражаясь словами Петра I «дедушкой русского флота». Более серьёзные действия были предприняты в 1696 году после неудачной осады Азова русскими войсками. Один из главных факторов поражения состоял в том, что в осажденную крепость турецкий флот доставлял новых солдат, боеприпасы, провиант. Тогда Петр понял, что без поддержки с моря Азов не взять. Пригласив голландских, английских и французских мастеров в Россию, Пётр I приказывает под их началом заложить флот в Преображенском: 22 галеры по голландскому образцу, 4 брандера (корабля-камикадзе), 3 фрегата и 2 галеаса (от итал. большая галера) и везти их для сборки в Воронеж; на ближних к Воронежу плотбищах - Козлове, Добром, Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска, 300 лодок и 100 плотов; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз, заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно. В принципе, для тех времён это были достаточно серьёзные силы, и следующий Азовский поход увенчался успехом. Эта головокружительная победа сильно подняла авторитет Российского государства на международной арене. Далее интересы нашей страны умелыми действиями Петра Алексеевича были повёрнуты на север, в Балтию. Необходимость выхода России к Балтийскому морю, вылилась в 1700 году в Северную войну со Швецией, страной с сильным военным флотом, что послужило сильным аргументом для создания военного флота в Балтийском море. Зимой 1702 года началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. Здесь для нового флота были заложены первые боевые корабли — шесть 18-пушечных парусных фрегатов и 9 вспомогательных судов. В том же 1702 году в Олонецком уезде на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь. Датой основания Балтийского флота принято считать 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных корабля. В ходе войны со Швецией были опробованы все теоретические знания о стратегии и тактике морского боя, полученные в западных странах, к 1724 году было построено 32 линкора 1-го - 4-го ранга, 16 фрегатов, 8 шняв, более 85 галер и им подобных судов, более сотни брандеров и других мелких судов. После победы в Северной войне Россия стала империей, Петр I – императором, а весь российский флот стал называться Российским императорским флотом. В ходе Северной войны Российский флот достиг пика своей боеспособности, что привело к появлению в нём уникальных экземпляров боевых кораблей. Ещё в 1697 в Нидерландах местными волонтёрами и приехавшими на учёбу русскими моряками строился передовой для того времени 40-пушечный фрегат «Пётр и Павел». В группу волонтеров под именем Петра Михайлова входил царь Пётр Алексеевич. Он участвовал в строительстве фрегата «Петр и Павел» от его закладки и почти до окончания работ. Размеры корабля составляли 32,85 м в длину, длина по ватерлинии была 27,3 м, ширина 7,2 м, осадка 2,75 м. Экипаж составлял 145 человек.
Линейный корабль 4-го ранга "Гото Предестинация" был отмечен лично Петром I. Из выписки его дневника от 1698 года следует: «…ноября в 19 день…заложили корабль, именуемый «Божие Предвидение». Киль положили длина 130 футов, ширину - 33 фута, длину по ватерлинии - 118 футов, ширина по мидельшпангоуту - 31 фут, высоту – 151 фут». Общее число орудий составляло 58 единиц.
Линейный корабль 4-го ранга "Полтава" получил своё название в честь победы под Полтавой, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Водоизмещение составляло 1100—1200 тонн, длина по верхней палубе была равна 39,82 м, ширина по мидельшпангоуту - 11,69 м, высота - 45,8 м. Осадка равнялась 4,6 м. Общее число орудий – 54, мощность бортового залпа - 354 фунта.
Линейный корабль 1-го ранга «Пётр Первый и Второй» - один из крупнейших в мире кораблей своего времени. Первый 100-пушечный трёхпалубный линейный корабль российского флота. Строился на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства с 1723 по 1727 год для Балтийского флота по проекту и под руководством лично Петра I. Только на транспортировку леса для строительства корабля было затрачено 40 тыс. рублей, что составляло подушную подать с 57000 крестьян и было сопоставимо со стоимостью небольшого линкора. Стоимость всего корабля можно оценить в 92 тыс. рублей, что на сегодняшний момент примерно равно 2,5 – 3 млрд. долларов США. Корабль имел водоизмещение 2000 тонн, длина по верхней палубе составляла 55,1 м, ширина по мидельшпангоуту - 15,5 м. Осадка была 5,5 м. Скорость хода не превышала 5-6 узлов. Экипаж исчислялся 800-ми моряками. Вооружение составляла сотня 30, 18, 12 и 8-футовых орудий.
Линкор "Пётр Первый и Вторый"
Развитие Российского флота во второй половине XVIII-го века
После смерти Петра I, а позже – его супруги Екатерины I русский флот во многом одряхлел и обветшал. Старые корабли приходили в негодность, а новые строились очень малыми темпами. Реформация русского ВМФ началась со второй половины 40-х гг. при императрице Елизавете Петровне. В 1870-х годах создав сильный ВМФ, Россия развернула борьбу за выход в Чёрное море. Неотложное решение этой важнейшей военно-политической задачи диктовалось необходимостью дальнейшего экономического развития Российской империи. Она была успешно решена в период правления Екатерины II в ходе русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. Значительный вклад в их победоносный для России исход внёс ВМФ.
Во второй половине XVIII в. совершенствуется система управления ВМФ. Так, в третьей четверти ХVIII в. в России имелось уже несколько адмиралтейств. В Петербурге -- Главное и Новое адмиралтейства, а также имелись адмиралтейства о. Галерный и Гребного порта. Кроме того, два адмиралтейства находились в Кронштадте: доковое и новое. Строительство Черноморского флота потребовало создания органа управления этим флотом. С этой целью было образовано Черноморское адмиралтейское управление, которое подчинялось непосредственно Г.А. Потемкину. В ведении Черноморского адмиралтейства состояли Черноморский флот, Донская и Днепровская флотилии и адмиралтейства - Лазаревское (в Севастополе) и Николаевское.
В 1780 – 1890-х гг. русский ВМФ принял на вооружение новую тактику ведения боевых действий на море, принципиально отличающуюся от тактики классического линейного боя. Основоположником ее по праву считается Ф.Ф. Ушаков, впервые в боевой практике успешно применивший новую тактику во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., а затем в ходе Средиземноморского похода 1798-1800 гг. Её отличием от линейной тактики являлись более высокая активность, решительность и целеустремлённость действий, стремление атаковать противника с ходу, разгромить его и завершить уничтожение неотступным преследованием. Основными ее положениями стали применение единых походно-боевых порядков (в результате эскадра не тратила время на перестроение и могла сразу после обнаружения противника вступать в бой), быстрое сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка.
Вместо распределения сил по всей линии баталии новый способ действий предполагал не одновременную атаку всей линии неприятельского флота, а сосредоточение основных сил против какой-то его части (в зависимости от обстановки это могли быть авангард, арьергард или главные силы). На первом этапе боя (сражения) предусматривалось нанесение сильных огневых ударов по флагманским кораблям противника (с целью их повреждения, уничтожения или захвата, а также нарушения управления вражеской эскадрой), применение решительных форм манёвра в виде охвата головы его кильватерной колонны, рассечения её строя, окружения отдельных частей неприятельской эскадры. Важное значение придавалось выделению тактического резерва (эскадры кайзер-флага) для развития успеха на главных направлениях, в состав которого обычно назначались наиболее быстроходные и хорошо вооруженные корабли. Морской бой вёлся, как правило, на коротких дистанциях, что придавало ему более решительный характер. Наиболее эффективным считалось использование корабельной артиллерии с предельно коротких дистанций. Корабли, не участвовавшие в атаке противника, должны были сковать его главные силы и не позволить им прийти на помощь той части неприятельского флота, которая подверглась удару. На ход и исход боя (сражения) существенное влияние оказывало правильное использование резерва, который, как правило, вводился в решающий момент. Большой вклад в утверждение и развитие манёвренной тактики парусного флота наряду с Ушаковым внесли также адмиралы Г.А. Спиридов и Д.Н. Сенявин.
Ушаков также придавал большое значение морской и огневой выучке личного состава. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчинённых, противником муштры и бессмысленных увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. Лучшей школой для моряков считал плавания в условиях, приближенных к боевой действительности. Воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки в бою. Был справедливым, заботливым и требовательным к подчинённым, за что заслужил их любовь и уважение к себе.
Русский Военно-морской флот во второй половине XVIII в. по числу боевых кораблей вышел на 3-е место в мире (после Великобритании и Франции). Он состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской военных флотилий. Общее количество кораблей во флоте составило 67 линкоров, более 40 фрегатов и около 400 более мелких гребных и парусных судов.
Торговый флот тоже сильно изменился. Окончательно ушли в прошлое струги и кочи, их заменили шлюпы, бриги, барки, флейты и галеоны.
Именно эти нововведения помогли преумножить славу русского флота и показать его с лучшей стороны как в военном, так и в политическом плане В ходе 1-й экспедиции эскадра адмирала Г.А. Спиридова разгромила турецкий флот в Чесменском сражении 1770 г. и завоевала господство в Эгейском море, чем способствовала успеху русских войск на главном театре военных действий. В 1771 г. после выхода русской армии на р. Дунай и к Азову созданы Дунайская военная флотилия и Азовская военная флотилия. В 1778 г. основан первый на Чёрном море русский военный порт - Херсон. В мае 1783 г. русская эскадра под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачёва, состоявшая из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий, вошла в Ахтиарскую бухту, положив начало созданию Черноморского флота. В том же году заложена первая военно-морская база русского ВМФ на Чёрном море - Севастополь, а на верфи в Херсоне спущен на воду первый линейный корабль. В 1787 г. Черноморский флот уже насчитывал 5 линейных кораблей, 19 фрегатов и несколько десятков других кораблей. В 1788 г. основана верфь в Николаеве.
В русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Черноморский флот одержал блестящие победы у Фидониси, в Керченском сражении 1790 г., у косы Тендpa и мыса Калиакрия. Особенно отличился в этих сражениях адмирал Ф.Ф. Ушаков. Немало славных побед русские моряки, возглавляемые адмиралами С.К. Грейгом, В.Я. Чичаговым и другими, одержали во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. и на Балтике (Гогландское сражение 1788 г., Роченсальмское сражение 1789 г., Эландский бой 1789 г., Выборгское сражение 1790 г., Ревельский бой 1790 г., Красногорское сражение 1790 г.).
Парусный флот Российской империи XIX века
XIX в. поистине стал для нашего Отечества золотым с точки зрения результатов исследования Мирового океана. Первое в России кругосветное плавание в 1803-1806 гг. совершили военные шлюпы "Надежда" и "Нева", которыми командовали капитан-лейтенанты И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. В подготовке экспедиции участвовали академики Петербургской академии наук: астроном В.Б. Иноходцев, минеролог и химик В.М. Севергин, зоолог А.Ф. Севастьянов.
Результаты исследований первой кругосветной экспедиции обогатили российскую и мировую науку, положив начало океанографии. На карту мира нанесены новые и "стерты" с нее старые, несуществующие, острова, откорректирована карта Тихого океана. Составлено описание Японии, о-ва Сахалин, о-вов Курильской гряды. Исследован ряд течений в Атлантическом и Тихом океанах, изучены температура и плотность воды на глубинах до 400 м, атмосферное давление.
Обобщив результаты исследований, проведенных в этой экспедиции и в других плаваниях, в 1823-1826 гг. Крузенштерн издал "Атлас Южного моря", ставший на многие годы главным руководством для плавания в Тихом океане. За большой вклад в изучение 6 морей и океанов Петербургская академия наук избрала Крузенштерна своим почетным членом; Дерптский университет присвоил ему ученую степень почетного доктора философии; академии Парижа, Лондона и Геттингена избрали его членом-корреспондентом. Издал за собственный счет описание своего путешествия и Ю.Ф. Лисянский. Первая кругосветная экспедиция открыла новую эпоху в развитии русского мореплавания. За ней последовали экспедиции, возглавляемые морскими офицерами В.М. Головниным, О.Е. Коцебу, Ф.П. Врангелем, М.Н. Васильевым, Г.С. Шишмаревым, Ф.П. Литке и др. Все они проводились на судах военного флота. В результате этих путешествий Россия получила ценнейшие знания в области океанологии, минералогии, географии и мореходстве, было написано огромное количество научных статей, трактатов и других трудов, основанных на личном опыте. Капитан Врангель трижды совершил кругосветное путешествие.
Развитие флота и рост его технической оснащенности требовали более четкой специализации в подготовке офицеров. В 1798 г. Павлом 1 были утверждены штаты двух штурманских училищ и двух училищ корабельной архитектуры для Балтийского и Черноморского флотов. Санкт-Петербургское училище под наблюдением Академии наук готовило кадры кораблестроителей. Обязанности директора училища по совместительству исполнял главный инспектор кораблестроения А.С. Катасанов. При Павле I был учрежден Комитет, занимавшийся вопросами преподавания в морских учебных заведениях. В него входили академики Л.Ю. Крафт, С.Е. Гурьев, член-корреспондент Академии наук В.И. Висковатов, профессор Т.Ф. Осиповский и др.
С приходом к власти Александра I темпы развития флота несколько снизились, но уже в 1820-х годах с новой силой возобновляется производство линкоров в Севастополе, Херсоне, Николаеве, фрегатов, корветов и бригов – в Архангельске и Нарве. В Российской империи начинается производство современнейших на тот момент торговых судов – клиперов. Благодаря огромному количеству парусов и особому строению корпуса он мог практически не теряя скорости ходить под очень маленькими углами относительно направления ветра. Кроме того, они были весьма крепкими кораблями, что подтверждается фактом выживания четырёхмачтового клипера «Императрица Мария» около мыса Доброй Надежды. Корабль вместе с доблестным экипажем в сентябре 1829 года две недели подряд стойко переживал жесточайший шторм, после чего благополучно вернулся в Севастополь, и после незначительного ремонта был готов к дальнейшей эксплуатации.
В 1830-40-х годах активно создаются тяжёлые многопушечные суда. Была заложена серия 120-пушечных линкоров 1-го ранга, во главе которой стал линкор «12 апостолов». Был создан 84-пушечный фрегат «Императрица Анна», ставший флагманским фрегатом Черноморского флота, впоследствии сыгравший немалую роль в политической жизни России.
В 1840-х активно велись работы по прорывным технологиям для ВМФ. Трудами Б.С. Якоби и П.А. Шиллинга создаётся первый минно-торпедный аппарат для морского флота с электрическим детонатором боевой части. Шиллинг также изобрёл практически пригодный электромагнитный телеграф. Велись работы по созданию подводной лодки.
К сожалению, эти гениальные изобретения несовместимы с парусным флотом. Уже в конце 1840-х годов в России появляются первые паровые корветы, пароходофрегаты, которые по скорости ничуть не уступают парусным судам, а по экономичности и защите экипажа от вражеского огня даже превосходят. Несмотря на это, парусные суда сыграли немалую роль в последующей Крымской войне, но позже они быстро сдались, уступив место сначала паровому, а потом и дизельному двигателю. Сегодня парус как таковой не используется в военном деле, он остался лишь в экспонатных образцах, да на гражданских яхтах, изредка напоминая нам о былом величии парусного флота.
Материалы и источники, использованные при написании работы:
1. В. Шигин «Адмирал Нахимов»
2. В.Н. Ганичев «Адмирал Ушаков. Флотоводец и святой»
3. А.С. Шишков «Военные действия морского флота против шведского в 17, 89 и 90 годах»
4. В. Шигин «Герои Чёрного моря»
5. С. Сахарнов «История корабля»
6. А.В. Митяев «Книга будущих адмиралов»
7. Елена Середа «Легендарные русские корабли»
8. www.searuff «Первые корабли Древней Руси»
www.sitekid. «Флот Древней Руси"