Найти в Дзене

Руководитель Управления пожарной охраны блокадного Ленинграда Михаил Кузьмич Сериков

М. К. Сериков с супругой Феодосией Емельяновной

СУДЬБА, ДОСТОЙНАЯ РОМАНА

Михаил Кузьмич Сериков

(1 октября 1894 -18 октября 1969)

Он прожил сто жизней в одной. Батрак. Бедняк-бурлак в Поволжье. Солдат царской армии. Красный офицер, похитивший юную красавицу, которая прожила с ним в гражданском браке всю оставшуюся жизнь.

После Гражданской войны служил в НКВД. Перед Великой Отечественной возглавил пожарную охрану одного из крупнейших городов страны. Он был жестким руководителем, но в то же время, как многие сильные личности, – любящим мужем, отцом и дедом.

1 октября 2024 года исполнится 130 лет со дня рождения человека, руководившего пожарной охраной Ленинграда в самое сложное для города и страны время – с 1941 по 1949 годы.

НАЧАЛО ПУТИ

На исходе XIX века, в 1894 году, на далеком хуторе в Самарской губернии родился мальчик Миша Сериков, будущий генерал-майор, обладатель нескольких высших наград страны.

Началом послужного списка Михаила Кузьмича Серикова стала служба в царской армии в годы Первой мировой. Там же он впервые отличился – награжден солдатским Георгиевским крестом, дослужился до офицерского чина подпрапорщик.

Во время Гражданской войны Сериков воюет бок о бок с Чапаевым, которого давно знал лично. Уже в 1918-м Сериков награжден именным никелированным браунингом от легендарного комдива.

Позже, выйдя в отставку, Михаил Кузьмич напишет несколько книг и статей с воспоминаниями о том как они устанавливали советскую власть в Поволжье и на Урале.

Перед Первой мировой юный Миша Сериков в поисках хлеба устраивался то там, то здесь в поволжских городках грузчиком. В это время он и познакомился с будущим легендарным комдивом Чапаевым, который тогда жил на берегу речки Линевка в маленьком деревянном домике, где позже был устроен дом-музей В.И.Чапаева.

Сериков вспоминает: «Отчетливо вспомнилась мне первая встреча с Чапаевым. Произошла она в доме помещика Жулидова... Это было весной. Мы работали на разгрузке и подноске семенного зерна к сеялкам. Тяжелые мешки нужно было носить метров за пятьдесят по пахоте. Взвалишь мешок и крякнешь от натуги. А тут случилось несчастье: у меня подвернулась нога, мешок упал с плеча, и пшеница рассыпалась. Как на грех на лошади подъехал хозяин. Увидев рассыпанное зерно он отхлестал меня плетью, выругал всех и уехал.

– Сволочь! Процедил В.И. Чапаев. – Ну подожди, мы тебе покажем плети!

Этим же вечером мы решили отомстить обидчику. Вооружившись железными прутьями, засели на окраине имения, у старой кузницы. Ждем. Наконец показалась пара вороных. Но хозяин видимо заметил нас, и старик кучер свернул в сторону, стегнул лошадей и умчался в объезд. На следующий день мы все были уволены.»

После Гражданской войны Михаил Кузьмич окончил курсы при Академии РККА и служил в пограничных войсках, а затем в органах НКВД.

ЛЕНИНГРАД

В начале 30-х судьба забросила военного офицера Михаила Кузьмича Серикова, с женой и дочерью, в Ленинград. Но вскоре семье суждена была разлука и серьезные испытания.

А в 1931г. Сериков оканчивает Высшие офицерские курсы в Ленинграде и получает назначение на должность заместителя начальника школы Военизированной пожарной охраны (ВПО) им. Куйбышева по военно-строевой части.

В 1940 г. М. К. Сериков начальник Управления пожарной охраны Ленинградской области.

С началом Великой Отечественной войны Михаил Кузьмич возглавил Управление пожарной охраны города на Неве.

Наверное во многом благодаря несгибаемой жесткости и силе воли своего руководителя ленинградские пожарные с честью вынесли испытание блокадой.

Из того же дневника заместителя начальника УПО Ленинграда С. Г. Голубева мы знаем, что руководство страны не было довольно работой пожарных города на Неве в первую блокадную зиму. Но опытный и смелый руководитель нашел достаточную силу и мужество доказать, что ленинградские пожарные, работая на пределе своих возможностей, ежедневно совершали подвиг достойный самой высшей оценки.

Несмотря на все трудности и лишения пожарная охрана Ленинграда с честью выдержала все испытания самой страшной первой блокадной зимы и уже летом 1942 года получает высшую награду страны – Орден Ленина. “За образцовую подготовку противопожарной обороны города, за доблесть и мужество, проявленные личным составом пожарной охраны...”- так написано в Указе Президиума Верховного Совета СССР. И ведь в этом и правда немалая заслуга и личный вклад начальника Управления М.К. Серикова.

В книге воспоминаний «От уральских степей до Черного моря» Сериков пишет: «В суровые дни Великой Отечественной войны мне пришлось пережить блокаду Ленинграда. Девятьсот дней я был свидетелем беспримерного героизма советских людей – жителей города русской славы…Невзирая на бомбежки и обстрелы, на холод и разруху, несмотря на то что в городе свирепствовала самая страшная смерть – смерть от истощения, город держался стойко и мужественно, жил, боролся и побеждал».

Михаил Кузьмич лично руководит тушением крупнейших пожаров военного времени. Сам ежедневно рискуя своей жизнью.

В ноябре 1942 года обессиленный голодом, холодом, тяжелейшей работой в реалиях блокады гарнизон Ленинградской пожарной охраны взял еще одну высокую планку: победил во всесоюзном соревновании и награжден грамотой и переходящим Красным знаменем Главного управления пожарной охраны НКВД.

После прорыва блокадного кольца огнеборцев ждали новые испытания на прочность. В мае 1943 года М. К. Сериков руководит тушением одного из самых сложных пожаров военного времени.

Одним из снарядов разрушена и подожжена железнодорожная цистерна с маслом. Этот пожар потушили быстро. Но обстрел продолжался. Несколько снарядов разорвались в здании военизированной пожарной команды и рядом. И через несколько минут снаряды попали в резервуары с моторным топливом, которое стало выливаться и затапливать мостовую. Топливо вспыхнуло. Вскоре пожар охватил площадь до 6 тысяч кв. метров. Пожару сразу присвоили повышенный номер сложности -- № 5. Прибыли 42 отделения. Работать огнеборцам пришлось под непрерывным обстрелом крупнокалиберными снарядами. Обстрел не прекращался почти до конца тушения.

Штаб Ленинградского фронта попросили подавить вражескую артиллерию. Вскоре просьба была выполнена.

Однако противник успел выпустить по очагу горения 178 снарядов калибра «6-10».

“Пострадало более сорока человек. Наших убито и ранено двадцать пять человек“,— фиксирует своем дневнике С. Г. Голубев.

Пожар развивался стремительно. Но благодаря умелому руководству, мужеству и героизму проявленному бойцами с огнем, пожар которому, казалось, не будет конца, ликвидирован всего за три с половиной (!!!!) часа.

Прибывший в СССР в 1945 году в составе английской правительственной делегации представитель пожарной службы Великобритании во время просмора кинохроники тушения пожара на «Красном нефтянике» воскликнул: «Не может быть!»

Тридцать восемь бойцов и командиров ленинградской пожарной охраны представлены к правительственным наградам за успешное тушение пожара на «Красном Нефтянике». М. К. Сериков за ликвидацию этого пожара награжден высшей наградой страны – орденом Ленина.

Перед решающей битвой за Ленинград в январе 1944 года начальник Главного управления пожарной охраны НКВД СССР генерал-майор Богданов П.М. произвел смотр пожарных подразделений города на Неве. В изданном по факту смотра приказе отмечалось: «…гарнизон боеспособен, хорошо технически оснащен, политико-моральное состояние личного состава высокое, а материально-бытовое устройство частей, в тяжелых условиях города-фронта, может служить примером для других гарнизонов…»

После полного освобождения Ленинграда от блокады, в 1944 году М. К. Серикову присвоено звание генерал-майора.

Война нанесла огромный урон пожарной охране Ленинграда. Помимо того что гарнизон лишился 1/3 личного состава, были разрушены или сильно повреждены здания нескольких пожарных частей, потеряно 53 % боевых машин, тысячи метров рукавов. Уничтожено 30 километров линий пожарной связи.

И после войны, когда необходимо было восстановить и укрепить пожарную охрану Северной столицы Михаил Кузьмич по-прежнему возглавляет Управление пожарной охраны Ленинграда.

В августе 1949 года он уволен в запас и навсегда покидает Ленинград. Его душа живёт в Казахстане, ведь он родился на границе с этим краем. Там живет его дочь с двумя внуками.

АЛМАТЫ

К концу жизни русский человек Михаил Кузьмич с казахской фамилией Сериков приехал ближе к своим корням. Остаток его жизни прошел в Алма-Аты.

Но и здесь деятельная натура не дает сидеть без дела. Сериков активно участвует в общественной жизни: посещает встречи ветеранов войны, выступает перед молодежью и школьниками, пишет книги воспоминаний и множество статей.

До последних дней Михаил Кузьмич был деятелен, бодр и здоров. Умер дома, от сердечного приступа 18 октября 1969 года. Похоронен с воинскими почестями на центральном кладбище Алматы.

К сожалению, личный архив Михаила Кузьмича Серикова утерян. Но есть надежда, что его потомки по крупицам соберут бесценные свидетельства жизни и мы получим полную картину судьбы настоящего героя своего времени, жизни достойной быть увековеченной в увлекательном романе.

За те драгоценные крупицы сведений о жизни и судьбе Михаила Кузьмича Серикова которые легли в основу этой статьи и фото из семейного архива сердечно благодарю его правнучку Елену Озеряник.

ЯНА ГУСАРОВА.2024 год

-3
-4
Тушение пожара на нефтебазе "Красный нефтяник" 3 мая 1943 года
Тушение пожара на нефтебазе "Красный нефтяник" 3 мая 1943 года