Этот материал будет полезен для водителей, ежедневно передвигающихся на своем автомобиле по дорогам общего пользования.
Начнем с самых простых и очевидных вещей, повторить которые никогда не помешает.
Исправный автомобиль – залог вашей безопасности
Следите за техническим состоянием вашего автомобиля. Шины должны быть с хорошим остатком протектора, тормозная система и рулевое управление — исправны, углы установки колес и технические жидкости — в допусках завода-изготовителя. Завести импровизированный чек-лист проверки уровня жидкостей и состояния тормозных колодок, чтобы сверяться с ним хотя бы раз в неделю — хороший тон.
Формирование посадки
Спинку сидения необходимо настраивать максимально вертикально. Именно тогда лучше работает вестибулярный аппарат, от которого напрямую зависит чувство машины. Оптимальное расстояние до руля определяется довольно просто — необходимо вытянуть руку и положить ее на обод руля сверху. Кисть при этом должна попасть на обод рулевого колеса, а плечо — не отрываться от спинки сидения. Если автомобиль с механикой, левая нога при полностью выжатой педали сцепления должна иметь небольшой изгиб в колене.
Нажатие педалей газа и тормоза должно происходить без отрыва пятки стопы от пола.
Попробуйте быстро перенести правую ногу с газа на тормоз несколько раз — это будет наилучший индикатор удобства удаления сидения по ногам.
Руль нужно всегда держать двумя руками. Для современного автомобиля с усилителем руля, оптимальное положение рук на руле — 9 и 3, по аналогии с циферблатом часов. Нужно переключить передачу? Переключились и быстренько возвращаем руку на руль. Такой хват наиболее удобен для маневрирования.
Системы пассивной безопасности автомобиля
Никогда не пренебрегайте заводскими системами безопасности! Как пассивными, так и активными. Пристегивать ремень безопасности нужно обязательно. Он спасает жизни… И без него сложно управлять автомобилем, когда есть какая-либо боковая нагрузка. Чем лучше мы зафиксированы в кресле, тем проще нам вращать руль, а не держаться за него.
Внимание нужно уделить и настройке высоты ремня безопасности. Ремень должен лечь точно на грудь. Если верхняя его часть проходит через шею, в случае аварии велика вероятность получить травмы.
И помните, что в салоне автомобиля должны быть пристегнуты абсолютно все пассажиры!
Электронные помощники вождению
Если ваш автомобиль оборудован системой стабилизации, никогда не отключайте ее, находясь на дорогах общего пользования. Лучшие инженеры старались сделать так, чтобы вмешательство системы было максимально корректным и уместным в той или иной ситуации, происходящей с автомобилем.
Но не стоит думать, что система стабилизации и другая умная электроника вашего автомобиля может сотворить чудо. При критичном превышении порога скорости, бездействии водителя или совершении им грубых ошибок, она не поможет.
Эффективное торможение автомобиля
Если автомобиль оборудован системой ABS, наиболее эффективным будет ударное нажатие педали вплоть до полной его остановки. Помните, что основная задача ABS состоит не в максимальном сокращении тормозного пути, а в возможности изменить траекторию при торможении.
На более простых автомобилях, не оборудованных ABS, придется выработать рефлекс многократных нажатий-отпусканий педали небольшими качками, не допуская длительной блокировки колес. Это сложно и требует практики.
Разгон
С механической коробкой передач рекомендуется выбирать пониженные передачи для движения. Трогаться на скользком покрытии нужно очень нежно орудуя педалями сцепления и акселератора, стараясь сделать так, чтобы первый оборот колеса произошел без пробуксовки. Разгоняться лучше в натяг и с максимально ровным газом. Если машина оборудована современной системой стабилизации и трекшн-контролем, скорее всего, она поможет сделать это правильно :)
Для АКПП при движении на скользких покрытиях рекомендуется использовать зимний режим.
Контраварийная подготовка для безопасного вождения
Очень полезно в зимний (и не только) период выезжать на закрытую безлюдную площадку и ставить себе конусами основные упражнения контраварийных курсов: экстренное торможение, торможение с перестроением, прохождение поворота, стабилизация сноса передней оси и контроль заноса задней. Если размеры площадки позволяют, самое полезное зимнее упражнение с определенного уровня навыков – ритмический занос.
Соблюдение скоростного режима и дистанции
Чем больше в вашем поле зрения разных объектов, заставляющих мозг работать быстрее, тем выше вероятность допустить ошибку. Самое лучшее решение — снизить скорость. Помните, что на скользком покрытии даже с самыми лучшими шинами тормозной путь значительно длиннее, чем на сухом асфальте.
Очень часто даже 50 километров в час — слишком высокая скорость для зимней дороги.
Старайтесь избегать лишних перестроений. А если вам нужно перестроиться через снежную колею, работайте рулем максимально плавно и старайтесь держать ровный газ. Не нажимайте и не отпускайте педаль газа резко, машина любит плавность ваших действий.
Это всего лишь общие рекомендации, в которых не раскрывается и маленький процент того, что может потребоваться на дороге. Конечно, можно было бы написать и про правильную технику вращения руля, про снос, занос, объезд внезапно возникшего препятствия, силовые скольжения, но… Текстом очень сложно отразить многообразие ситуаций, происходящих с автомобилем в предельных режимах. Более того, велика вероятность неверно выразить свою мысль и дезинформировать читателя. Самое лучшее решение — пройти зимний курс контраварийной подготовки у специалистов. Спасибо за внимание, всем удачи на дорогах!