Найти тему
Поговорим обо всём

"Мастер и Маргарита" 2024 г. Новое видение романа.

Оглавление

Приветствую, дорогие друзья!

25 января прошла премьера новой экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Насколько я знаю, эта экранизация является третьей, снятой в нашей стране (если это не так - поправьте меня в комментариях). До неё были одноимённые фильм Юрия Кары 1994 года и сериал Владимира Бортко 2005 года. Обе ленты в своё время получили разнообразные оценки от критиков и зрителей, а сериал многие стали воспринимать как эталонную экранизацию романа. С последней экранизации прошло почти 20 лет и сегодня у нас есть хорошая возможность увидеть новое прочтение любимого романа и сравнить его с прошлыми киновоплощениями. Итак, поговорим о фильме "Мастер и Маргарита" 2024 года.

Постер к фильму "Мастер и Маргарита" 2024 г
Постер к фильму "Мастер и Маргарита" 2024 г

Сюжет.

В самом начале фильма нас встречает предупреждающая надпись "По произведению М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Ага, т.е. тут нас может ждать как постраничная экранизация романа, так и вольные отступления режиссёра. В данном случае мы как раз получаем прочтение романа от Михаила Локшина с не всегда лёгкими отступлениями режиссёра от оригинала.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г

В новом фильме все события Булгаковского романа являются плодом фантазии Мастера. Он буквально пишет роман про самого себя. В какой-то момент я поймала себя на мысли, будто смотрю не на вымышленную историю Мастера, а на реальное повествование о том, как сам Булгаков писал свой роман. И это начинает здорово путать зрителя. Мы видим Мастера, который со стороны наблюдает за тем, как он же общается с Бездомным в палате психиатрической больницы. Или же как Маргарита читает в романе о том, как она парит над Москвой под прикрытием крема. Так быть не должно, ведь в оригинале была другая задумка! Но, имеем то, что имеем. Здесь и Воланд знаком с Мастером и даже помогает ему закончить роман. Весь сюжет будто поставлен с ног на голову новым режиссёрским видением. Честно говоря, меня как большого фаната "Мастера и Маргариты", это возмутило. А ещё стало страшно за то, что человек не читавший роман, может принять такой сюжет за чистую монету. Особенно страшно в этом вопросе за школьников.

Мастер, Маргарита и другие представители Москвы 30-х годов.

Новым Мастером стал Евгений Цыганов. Честно говоря, сказать что-то хорошее о герое в исполнении Цыганова я не могу. Ещё при просмотре трейлера новый Мастер показался мне очень скучным. В фильме чуда не произошло. Герой вообще не зацепил, потому что исполнитель роли переходит из фильма в фильм с одним и тем же скорбным выражением лица. И вроде эта скорбь вполне присуща бедному Мастеру в жёлтом доме, но ведь он не всегда был таким. Мне не хватило этого эмоционального развития героя. И хочется спросить Марго из фильма, как она вообще его полюбила? За что?

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г

Сама Маргарита, роль которой исполнила Юлия Снигирь, вышла вполне каноничной. Вот такой я Маргариту и представляла при прочтении. Женщина с внутренним стержнем, готовая на всё ради любви. Хотя надо сказать, что это классический образ Снигирь в кино. Так вышло, что за последнее время я посмотрела "Хорошего человека" и "Золотое дно" с участием актрисы. Могу с уверенностью заявить, что во всех трёх проектах, она играет плюс-минус похожий типаж. Но "Мастеру и Маргарите" это только на руку, не приходится придумывать что-то новое.

Из всех второстепенных персонажей меня немного зацепил Иван Бездомный в исполнении Данила Стеклова. Персонаж получился достаточно живым и достойным сопереживания. Остальных актёров, пожалуй просто перечислю, потому что чего-то интересного в их игре не наблюдалось. Евгений Князев в роли Берлиоза, Алексей Гуськов - барон Майгель, Марат Башаров - Лиходеев, Александр Яценко- Алоизий Магарыч, Дмитрий Лысенков- Латунский и др.

Воланд и его свита

Роль Воланда блестяще исполнил Аугуст Диль. Вот он - тот самый Воланд из романа. Не старый как в экранизации Бортко, а неопределённого среднего возраста, вроде бы с разными глазами, прямо как в первоисточнике и с неизменной тростью в руках. Кстати, немецкое происхождение актёра добавляет некий шарм герою, который говорит не с напускным акцентом, а с самым настоящим.

Воланд. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г
Воланд. Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г

Свита Воланда выглядит куда печальнее, чем в предыдущих экранизациях. Например, тот же Юрий Колокольников сильно переигрывает, изображая не Коровьева, а какого-то Петрушку. В свою очередь новоиспечённый Азазелло-Алексей Розин, наоборот, не дотягивает до уровня своего героя. Уж слишком он скучный. Коровьев и Азазелло из экранизации Бортко в исполнении Абдулова и Филиппенко смотрятся намного лучше и каноничнее. Гелла в исполнении Полины Ауг вообще будто сошла из "Сумерек". Но самое печальное - это Бегемот. Во-первых - это какой-то нарисованный мейн-кун, во-вторых- его очень мало, а в-третьих-он утратил львиную долю юмора. Как можно было так урезать самого интересного и харизматичного персонажа? В этом фильме Бегемота не спасает даже отличный дубляж Юры Борисова.

Ершалаимские главы

За что мне было обидно в новом фильме, так это за урезанные Ершалаимские главы. А в них ведь было так много философского смысла. В новой экранизации мы скачем по ним буквально "галопом по Европам".

Но стоит отметить Класа Банга, который очень точно попал в образ Пилата. Наконец-то перед нами не старик-Пилат, а ещё вполне крепкий прокуратор. Иешуа тоже вышел вполне сносным. Его роль исполнил Аарон Водовоз. Кстати, после просмотра возник вопрос - где любимый пёс Пилата? Забыли про Бангу. И прогулки по лунной дороге не было. И Левия Матвея тоже забыли. Грустно, хотя, с другой стороны, хронометраж тоже не резиновый. Чем-то приходится жертвовать.

Кот Бегемот  "Мастер и Маргарита" 2024 г
Кот Бегемот "Мастер и Маргарита" 2024 г

Картинка, костюмы, саундтреки

Если верить Кинопоиску, бюджет картины составил 1 200 000 000 рублей. И надо сказать, что фильм визуально оправдывает эти деньги. Очень хорошие спецэффекты, продуманные костюмы и масштабные декорации выглядят действительно дорого.

А вот музыка совсем не запомнилась, разве что "Аллилуйя". Надо сказать, что в экранизации Бортко музыка Игоря Корнелюка была куда эффектнее и играла не последнюю роль в общем восприятии картины. От прослушивания треков "Казнь" и "Воланд" до сих пор мурашки по телу. Фильму как раз не хватает подобного музыкального сопровождения.

Иван Бездомный . Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г
Иван Бездомный . Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" 2024 г

В общем и целом...

Зрителю было скучно. 157 минут экранного времени вмещали в себе целый роман. Мои соседи по сеансу постоянно вздыхали от скуки и часто поглядывали на экраны своих телефонов во время просмотра. Но. Меня приятно удивило количество молодёжи, которая пришла посмотреть новую экранизацию. Любит молодёжь Булгакова. И это хорошо. Хотя многие из них после сеанса активно хвалила сериал Бортко.

Было много шума и завышенных ожиданий от новой экранизации, а по факту хочется дать оценку цитатой из неё же: "Проделана большая работа"...

А вы уже посмотрели новую экранизацию "Мастера и Маргариты"? Пишите ваше мнение о ней в комментариях.

Спасибо за внимание!