В настоящее время в классе однодвигательных истребителей пятого поколения в мире есть только одна машина — F-35 Lightning II разработки американской корпорации Lockheed Martin. С ним только теоретически можно сравнить лишь лёгкий тактический истребитель Checkmate (Су-75) укороченного взлёта и посадки, который разработан в ОКБ «Сухой». И вот почему.
Первый серийный F-35 впервые поднялся в воздух 25 февраля 2011 года. Первый полёт Су-75 в лучшем случае состоится лишь в 2024 году. Поэтому сравнивать характеристики этих самолетов бесполезно, как делить шкуру неубитого медведя. Но тем не менее это нужно сделать, чтобы понять, а нужен ли нашей стране вообще такой истребитель, как Су-75.
F-35 Lightning II — малозаметный многофункциональный истребитель завоевания превосходства в воздухе
Он разработан в трех вариантах: F-35A — обычный взлёт и посадка, F-35B — короткий взлёт и вертикальная посадка, F-35 °C — палубный вариант. Было произведено более 1000 самолетов. Полная стоимость проекта оценивается, по разным прогнозам, в 400 миллиардов долларов. Стоимость F-35A — 82,5 миллиона долларов, F-35B — 109 миллионов, F-35 °C — 102,1 миллиона (средняя цена по контрактам на 15–17-ю серийные партии с поставками в 2023–2025 годах).
Оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолётов F-35, которые планируется построить, по данным аналитической группы при Министерстве обороны США, в течение 30 лет при налёте в 8000 часов на каждый самолёт с учётом инфляции может превысить триллион долларов. Что же стоит за этими фантастическими цифрами и стоит ли этот истребитель таких денег?
Согласно формально заявленным характеристикам, F-35 не имеет возможности крейсерского полёта на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Однако, по утверждению вице-президента Lockheed Martin Стивена О’Брайена, истребитель способен совершать полёт со скоростью, соответствующей M=1,2 (то есть в 1,2 раза превышающей скорость звука), на протяжении примерно 240 километров без включения форсажной камеры.
F-35 может нести всю номенклатуру существующего сегодня вооружения: ракеты класса «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM, корректируемые бомбы JDAM весом до 910 килограмм, кластерные бомбы CBU-103, CBU-104 и CBU-105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.
По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.
F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61. Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 килотонн в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. В этом случае F-35A заменит истребитель F-16 в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО.
Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирма General Dynamics создала авиационную четырёхствольную пушку GAU-22/A калибра 25 миллиметров. Пушка разработана на основе GAU-12, используемой на самолётах AV-8 Harrier II. На модификации F-35A орудие установлено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект — 180 снарядов.
Для модификаций F-35B и F-35 °C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. При создании контейнера использовались технологии понижения заметности.
Дисплейный шлем для пилота F-35 Helmet Mounted Display System
Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота и давать ему подсказки, необходимые для полёта, навигации и ведения боя.
Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз лётчика.
Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited
Суперсамолет или кот в мешке?
Конечно, как относительно любой новый самолет, F-35 не лишен недостатков. Он очень дорогой. Полная стоимость создания и обслуживания самолёта до утилизации составит, по подсчётам, 670 миллионов долларов, что намного дороже аналогичной массы золота.
Член австралийского парламента бывший военный эксперт Деннис Дженсен высказал мнение, что F-35 не может составить достойную конкуренцию новейшим средствам ПВО. Он добавил, что США, предлагая своим стратегическим партнёрам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер.
По мнению австралийского аналитического центра Air Power Australia, F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения из-за сравнительно высокой ЭПР, невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, а также низких маневренности, тяговооружённости и живучести.
В 2015 году Пентагон провел исследование, которое показало, что катапультный взлёт F-35 °C с палубы авианосца может быть опасен для здоровья пилотов. Из 105 лётчиков 74 после старта с использованием катапульты пожаловались на «умеренную боль», ещё 18 сообщили о «сильной боли», один пилот заявил о «сильной непрекращающейся боли». При взлёте пилоты бьются головой о верхнюю часть кабины, при этом у некоторых из них спадают шлемы!
Сорок шесть истребителей F-35 вышли из строя из-за проблем с двигателями по причине неожиданного износа. Поэтому неудивительно, что ранее исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан назвал программу F-35 «провальной».
Checkmate — уникальный истребитель или очередной фантастический проект?
Новая российская машина задумывалась как альтернатива F-35 по экономически обоснованной приемлемой цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных однодвигательных самолётов. Такие заказчики есть в Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Европе, и им нужен недорогой истребитель, который отвечал бы их задачам и который они могли бы сконфигурировать под себя.
По мнению разработчиков, истребитель Checkmate — это многофункциональная машина, которая может одинаково успешно работать как по воздушным, так и по наземных и морским целям или выполнять задачи воздушной разведки.
Сравнивая ЛТС с истребителем F-35 в ходе презентации машины на авиасалоне МАКС-2021, заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов заявил, что это принципиально новая разработка, принципиально другой самолёт — большая скорость, большая дальность, большая боевая нагрузка. В этом самолёте лучше реализована малая радиолокационная заметность. Однако это пока голословные утверждения, поскольку F-35 уже эксплуатируется 13 лет и у него вылечены все «детские» болезни, а Су-75 еще не взлетел и по ряду причин не сможет взлететь.
Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что корпорация совместно с Рособоронэкспортом провела исследование рынка, чтобы определить теоретический портфель заказов на истребители этого класса. Он составил 300 машин. В то же время на голубом глазу он отметил, что с потенциальными «заказчиками мы работу не вели». Так зачем делать новый истребитель, если на него нет покупателей?
Кроме того, и российское Министерство обороны с осторожностью, мягко говоря, относится к этому проекту. Ему бы разобраться с самолётами пятого поколения Су-57, масштаб серийного производства которых по сравнению с американскими самолётами пятого поколения F-35A незначителен, хотя глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил о почти двукратном ежегодном увеличении производства Су-57. Но в 2023 году ВКС РФ получили только десять истребителей пятого поколения, и, таким образом, количество Су-57 в войсках составляет в настоящее время 20 или 21 самолёт, как сообщил «Коммерсантъ». А F-35 различных модификаций построено более тысячи.
Для Су-75 по-прежнему нет нового двигателя. На данный момент на нем предполагается установить проверенный временем и надёжный мотор в классе тяги 14,5–16 тонн, конкретная модель которого не сообщается. Как сказал Алексей Булатов, это двигатель из задела ОДК, который хорошо вписывается в одномоторную компоновку истребителя. Возможно, на Су-75 будет эксплуатироваться двигатель с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (изделие 117), который установлен на Су-57. Но это еще вилами по воде писано, да и наш авиапром не справится с выпуском таких моторов сразу для двух типов истребителей.
Стоимость российского истребителя, по заявлению главы «Ростеха» Сергея Чемезова, составит от 25 до 30 миллионов долларов. В реальности цена готового к продажам самолёта, как правило, увеличивается, но даже её рост на 25–30% не превысит стоимости зарубежных аналогов поколения 4++.
Хотя это тоже не аксиома. Стоит только вспомнить историю нового легкого многоцелевого самолета (ЛМС-901) «Байкал», цена которого выросла почти на 70% (!) — со 120 до 200 миллионов рублей за два года. А если учесть, что все разработки МО РФ засекречены, то цена Су-75 может возрасти в несколько раз.
На самолёте устанавливается комплекс бортового оборудования (КБО) пятого поколения. Это современная платформа, в состав которой входят широкодиапазонные системы всеракурсного обзора, мгновенно предупреждающие лётчика об угрозах. Комплекс позволяет обмениваться информацией с другими боевыми единицами. КБО обладает высокими характеристиками помехозащищённости. Самолёт оборудован интегрированным комплексом радиоэлектронного противодействия и обороны, который не позволит противнику обнаружить его и применить вооружение. Если учесть, что в области электроники Россия отстает от Запада на 10–15 лет, то это утверждение об установке КБО пятого поколения на Су-75 тоже весьма спорно.
Да, можно много и долго говорить об этих истребителях, их преимуществах и недостатках, однако встает резонный вопрос: что лучше — синица в руках (F-35) или журавль в небе (Су-75 — самолет, которого фактически нет)? Ответ на этот вопрос вполне однозначен…
Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Специально для RIdus.ru