Малой авиации в России в крайние годы законодательно знатно досталось. Чего только стоило переписывание десятка ФАПов, новые редакции которых прекратят своё действие через 5-7 лет. Теперь перед малой авиацией замаячили "авиатакси" и "саморегулирование", о чём депутаты ГосДумы РФ с радостью рассказали СМИ. Много ли шансов выжить, если законы примут?
Что произошло?
Депутаты ГосДумы РФ подготовили целых 2 (два) законопроекта, которые предполагают появление в Воздушном кодексе РФ нового термина - "авиатакси" и отмену «избыточного регулирования» в гражданской авиации. По мнению авторов, эти законодательные новеллы помогут снизить стоимость эксплуатации судов в 6 (шесть!!!) раз; удешевить стоимость летного часа с 24 тыс. руб. в среднем до 4 тыс. руб., а также привлечь лизингодателей (до сего дня я думал, что только Росстат умеет так оперировать цифрами).
Надо понимать, что под «избыточным регулированием», которое депутаты предлагают отменить, имеется в виду вся статья 8 Воздушного кодекса РФ, которая называется, между прочим, "Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации"... Сертификацию эксплуатантов и авиатехники, авиационных учебных центров, центров техобслуживания и малых аэродромов, авиаперсонала - всё это предлагают отдать на откуп саморегулируемым организациям (СРО).
То есть, по мнению народных избранников, с выдачей документов в сфере авиации (для самолетов, пилотов, АУЦев, техцентров, аэродромов) вполне могут справится некие СРО. Но, как показывают крайние события и авиапроисшествия 3-5 летней давности, даже госорганы осуществляют выдачу документов/разрешений на основании недостоверных данных, о чём я рассказал в этой 👇 публикации. Что уж говорить о самоназначенных руководителях СРО.
Народные избранники нижней палаты парламента, конечно же, продумали, кто, как и где будет контролировать обучение, техническое состояние ВС и аэродромов? Кто будет отвечать и в каком размере за ущерб, нанесенный третьим лицам, их здоровью или жизням, теми, кого СРО допустит летать?.. Депутаты же всё это продумали, правда?
На сайте ГАС "Законотворчество" пока нет текстов этих проектов законов, поэтому приходится довольствоваться лишь той информацией, что предоставили инициаторы в СМИ.
Экскурс в законодательство по теме
Нет сомнений, что творцы законов из ГосДумы РФ в процессе подготовки двух актов по теме "малой авиации" изучили освежили в памяти нормы ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", который на сегодняшний день не запрещает хозяйствующим субъектам объединиться в саморегулируемую организацию.
СРО может разрабатывать и устанавливать стандарты и правила своей деятельности, а также контролировать соблюдение требований стандартов и правил своими членами (статья 2 ФЗ). Стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам (п. 3 статьи 4 ФЗ). Воздушный кодекс РФ - это именно федеральный закон - ФЗ-60 от 1997 г.
Хоть завтра можно объединяться в СРО и, установив дополнительные к обязательным (сертификационным) требования, приняться за развитие услуг авиатакси!
Кстати, в 2020 году депутаты 7 созыва Государственной Думы РФ уже предлагали введение понятия саморегулирования в Воздушный кодекс РФ. Тогда предлагалось формировать компенсационный фонд (на случай ущерба третьим лицам) в размере ... "не менее 50 тысяч рублей с каждого члена". (Космическая цифра, не правда ли?) Законопроект N 970922-7 получил отрицательное заключение правового управления и был отклонен.
Экскурс в историю гражданской авиации страны
И авиатакси, и саморегулирование в авиации нашей страны уже было. И то, и другое показало себя нежизнеспособным во всех отношениях.
Авиатакси в СССР
Советский "Аэрофлот" приобрёл 181 самолёт Morava, который использовался на некоторых местных линиях Аэрофлота (центральные и южные области СССР) в качестве "воздушного такси".
В советской Москве существовала вертолетная станция (у м. Аэропорт). В авиатакси использовались вертолеты Ми-4. Москвичи могли слетать в «Шереметьево» и «Внуково», вертолёты-такси летали и между самими аэропортами.
Авиатакси в СССР просуществовало не долго, т.к. не было спроса. Вышеуказанные самолеты, и вертолеты были выведены из эксплуатации в 1970-х годах.
Напомню, что тогда даже на чугунных сковородках выбивали цену, и в стране обеспечивалась стабильность.
Попытка саморегулирования больших авиакомпаний
В 2008 г. в число 25 учредителей некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация авиационного бизнеса" вошли крупные авиакомпании и всем известный авиационный ВУЗ.
Девизом СРО АБ было "Влияние через саморегулирование". Но не пошло...
Очевидно, что даже у крупных игроков авиарынка СРО не прижилась.
Печальный опыт саморегулирования авиации в 2000-х
Деятельность ФЛА России по своей сути осуществлялась на принципах саморегулирования, поскольку федерация вместо уполномоченного госоргана сама решала кому выдавать документы, и, как показывают расследования авиакатастроф, зачастую оснований для выдачи документов не было совсем.
Это ярко продемонстрировала авиакатастрофа 26 июня 2004 в Подмосковье, которая унесла жизни 2 человек. Трое были ранены. Вскрылся ряд грубых нарушений всех писанных и неписанных авиационных законов.
На разбившемся самолете стояли отдельные элементы конструкции конца 70-х годов, срок службы которых давно истек, двигатели долгое время не проходили ремонт, тем не менее, главный инженер Федерации любителей авиации выдал удостоверение о годности к полетам этому воздушному судну, хотя оно не имело права подниматься в воздух.
И за рубежом, и у нас связующим звеном между органами государственного регулирования и любителями авиации выступают общественные организации. В данном случае - это Федерация любителей авиации, которая взяла на себя обязательство разъяснять своим членам российское законодательство и требования, существующие в авиации. Получилось наоборот: федерация стала источником философии вседозволенности в авиации.", - отметил представитель Ространснадзора
Ространснадзор направил предостережение федерации о запрете выдачи документов в ГА. Не взирая на это, ФЛА продолжила выдавать своим членам пилотские свидетельства и удостоверения о летной годности ВС, регистрировать самолеты, пока не произошла новая громкая авиакатастрофа, когда погибли уже 9 человек.
8 августа 2015 года в Истринском районе Подмосковья столкнулись самолет Cessna-206 и вертолет Robinson 44. В окончательном расследовании МАК значится, что у управлявшего самолетом лица было свидетельство пилот-любителя, выданное "03.12.2014 ФЛА России. Установлено, что свидетельство не легитимно".
А чуть ранее, в ноябре 2013 года, Пресненским районным судом по иску прокуратуры ФЛА России было запрещено выдавать удостоверения о лётной годности ВС. Но отголоски бурной деятельности ФЛА по "выдаче документов" слышны, увы, и сейчас. То самолет пролетит с регистрационным номером FLA-..., то пилотское выдано той же организацией.
Какие гарантии готовы дать депутаты своим избирателям, что предложенное ими СРО в малой авиации не повторит судьбу ФЛА?...
Почему это важно?
Не зря говорят, что законы в авиации написаны кровью. История эта лишь подтверждает.
Менять требования Воздушного кодекса РФ (основополагающего в авиации документа) лишь потому, что кому-то захотелось превратить своё хобби в заработок, как минимум, недальновидно.
Сегодня депутат Иванов Иван Иванович, конечно, может поставить свою подпись под законопроектом о саморегулировании, отменив требования для пилотов в "авиатакси". Но уже завтра за штурвалом самолета, на котором полетит депутат Иванов И.И. или члены его семьи, может оказаться именно тот самый пилот из авиатакси. На чьей стороне будет закон?
Стоит ли учится на ошибках прошлого или нужно совершать новые? Предоставлю возможность ответить на этот вопрос читателю.