Найти в Дзене
Умное искусство

Казимир Малевич и Черный квадрат. Понять и...

Казимир Малевич, известный всем как автор «Черного квадрата», загадку которого до сих пор пытаются решить многие из нас, - величайший и загадочный художник начала XX века. Черный квадрат не дает покоя ни обывателям, ни научным сотрудникам Третьяковки. Кто же он – Казимир Малевич? Безусловно, он был интуитивным художником, обладающим даром убеждения. Человек-космополит с задатками беспокойного гения, который был абсолютно уверен в том, что он вот-вот уже изобретет что-то до сих пор невиданное. Рассматривая творческий путь художника можно заметить его присутствие в различных художественных группировках, известных своей радикальностью и жаждой эксперимента. Например, группа «Бубновый Валет», после нее случилась группа «Ослиный хвост» в сотрудничестве с Ларионовым. Малевич дружил с художницей Натальей Гончаровой, которая, безусловно, на него повлияла. Согласно искусствоведческим исследованиям, рождению цикла портретов крестьян, ставших всемирно известными, Казимир Малевич обязан именно Нат
Оглавление

Казимир Малевич, известный всем как автор «Черного квадрата», загадку которого до сих пор пытаются решить многие из нас, - величайший и загадочный художник начала XX века. Черный квадрат не дает покоя ни обывателям, ни научным сотрудникам Третьяковки.

Кто же он – Казимир Малевич? Безусловно, он был интуитивным художником, обладающим даром убеждения. Человек-космополит с задатками беспокойного гения, который был абсолютно уверен в том, что он вот-вот уже изобретет что-то до сих пор невиданное. Рассматривая творческий путь художника можно заметить его присутствие в различных художественных группировках, известных своей радикальностью и жаждой эксперимента. Например, группа «Бубновый Валет», после нее случилась группа «Ослиный хвост» в сотрудничестве с Ларионовым.

Малевич дружил с художницей Натальей Гончаровой, которая, безусловно, на него повлияла. Согласно искусствоведческим исследованиям, рождению цикла портретов крестьян, ставших всемирно известными, Казимир Малевич обязан именно Наталье Гончаровой. Именно Гончарова «заразила» Малевича интересом к теме фольклора и наивного искусства.

К.Малевич . Голова Крестьянина.

В 1910 году на территории культуры существовали различные «-измы», которые сосуществовали параллельно друг другу. В Европе был кубизм и футуризм, в России были кубо-футуристы и Малевич. Что же все-таки происходило в то время?

На тот момент шли беседы о новом отношении к предметности в живописи, фор-мировался новый подход к композиции и цвету. Футуристы говорили о том, что наступает новая эпоха - эпоха технологий и новых открытий в науке и медицине. Предчувствуя это, они создавали живопись, которая всей своей энергией была устремлена в будущее. Кубисты, в свою очередь, работали с плоскостью, пытаясь создать монтаж множества ракурсов и сломать привычный порядок вещей и построений, экспериментируя с формами и геометрией образов и символов. В России на тот момент происходило слияние кубизма и футуризма.

В 1913 появляется кубо-футуризм Малевича с намеками на то, что необходимо отказаться от прямолинейного созерцания предметов при свете солнца. В одном из своих трактатов К.Малевич пишет о том, что наша привычка видеть и замечать предметы только тогда, когда они освещены солнечным светом, является пагубной. Если молоко в бутылке, то это молоко. А молоко ли оно само по себе? Нам сложно это воспринять. Именно в этот период Малевич предлагал отказаться от рационализма и использовать иррациональный способ рассмотрения мира. Отказаться от предметности.

«Искусство материализма есть идея дикаря - стремление к передаче видимого, но не создание новой формы».Казимир Малчевич.

Первые эксперименты Малевича

Игра художника со смыслами, скорее, напоминала сюрреализм.

-2

К.Малевич «Корова и скрипка» 1915г.

Образ скрипки как смысловую опору часто использовали в своих композициях Пабло Пикассо и Жорж Брак, которые были основателями кубизма. Жорж Брак рассуждал о материализации нового пространства. Художник был сконцентрирован на работе с натюрмортом как с базовой натурной вещественностью. Его также интересовалсвет как аспект пространства.

В свою очередь, Малевич разместил поверх скрипки корову, как бы намекая на противопоставление правил и канонов той самой предметности и новой вещественности. Сочетание изображений коровы и скрипки можно трактовать как вызов мещанскому мировоззрению, обыденному восприятию вещей и нежеланию заглянуть в глубину.

-3

К.Малевич «Композиция с Джокондой» 1915-1916гг.

В 1915г. в Петрограде, Малевич и другие живописцы-экспериментаторы обьединились с целью создания новой яркой выставки. Выставка «Трамвай В» отражала манифесты художественного сообщества об иррациональном, сверхлогическом в поле искусства. Полотна художников были переполненны иронией и абсурдом. Художники и поэты продолжали атаковать общественное мнение о «правильном искусстве», раздавая «пощечины» общественному вкусу.

Среди 15-ти выставленных Малевичем работ одна из наиболее интересных – «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)». Критики истории искусства сходятся на том, что именно эта работа отражает рождение супрематической идеи. Белое пространство, геометрические фигуры, необыкновенная глубина, которая достигается художником посредством грамотной работы с цветом (локальным, но при этом очень динамичным). Также все формы абсолютно никак не привязаны к реальной ситуации. Лишь только две фразы сигнализируют какие-то смыслы – фраза «Частичное затмение» и газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» с единственным пояснением - «в Москве» .

В начале 1910г. «Мона Лиза» была похищена из Лувра неизвестным, который хотел вернуть ее на родину. Этот курьез возвел картину Леонардо Да Винчи в статус поп-иконы и сделал ее образ актуальным. В контексте картины Малевича «Мона Лиза» отражает и несет на себе символику старого искусства. И да - Мона Лиза перечеркнута художником.

«Искусство всегда строило свой мир, и в том, что в его мире находили себе квартиру другие идеи, оно невиновно, дупло в дереве вовсе не предназначено для птичьего гнезда...» (К.Малевич)

«Победа над Солнцем». Казимир Малевич и театр

В 1913 году Казимир Малевич и его окружение решили предствить миру новую форму искусства. Это был футуристический спектакль «Победа над Солнцем». Над футуристическим спектаклем-оперой авторства поэта Алексея Кручёных работали Михаил Матюшин и Казимир Малевич. Постановка должна была явить собой олицетворение синтетических искусств. Сочетать в себе театр, музыку, живопись и танец, чтобы усилить обшее впечатление от воспринятого зрителем. Стать так называемым тотальным объединенным искусством.

Нам же интересны созданные Малевичем костюмы к этой постановке. Они совершенно точно стояли особнякомот всего, что создавалось в те годы, и были абсолютно новаторскими. «Победа над Солнцем» стала одной из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX века.

-4

К. Малевич Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем»

Костюмы несли в себе идею «новой телесности». Малевич говорит о том, что отныне предметы не имеют значения для искусства. Ключевым элементом становится цвет. Также художник подчеркивал в своих высказываниях идею очищения цвета от предметности.

К чему же вел философ-Малевич? Речь шла о цвете как о самостоятельном и полноценном источнике выражения идей и высказываний для художника.

-5

К. Малевич Эскиз костюма Будетлянского силача к опере «Победа над Солнцем»

«Победа над Солнцем» манифестировала и предвещала неминуемые изменения в мире будушего и в мире искусства – разумеется, с условием отказа от старых устоев и правил.

Рождение супрематизма

Ключевой датой также считается конец мая 1915г. В этот период появляется новое понятие – «беспредметность». Художник предвидел появление черного квадрата как точку отсчета для нового течения - супрематизма. Художник в своих размышлениях приходит к идее опоры для своих новаторских идей. Такой точкой стал Черный квадрат, он стал олицетворением инновационного искусства для художника. Итак, с 1915 года Казимир Малевич начинает открыто пропагандировать «супрематизм» как отдельное направление ввиду предстоящей выставки, которая должна была презентовать Новое искусство Малевича. Через 3 года, а именно в 1918 году, состоялась легендарная выставка «0,10».

В своих рассуждениях и многочисленных высказываниях художник провозглашал квадрат самой главной формой супрематизма. Эта форма, по мнению художника, порождает остальные фигуры. Квадрат, вибрируя, делится, две его половины сдвигаются и создают Крестообразную плоскость. (выглядит как крест в триптихе).

-6

Триптих К.Малевича: «Черный крест», «Черный квадрат» и «Черный круг».

Казимир Малевич и его школа

Казимир Малевич был человеком сильной харизмы, с задатками пророка и проповедника от искусства. Именно поэтому для него важно было организоватьсвою собственную школу. По дневниковым данным в октябре 1919г. он уехал в Витебск.

«Малевич в начале октября 1919 года уехал в Витебск, туда его перетянул Лисицкий, обещав устроить его там хорошо в смысле продовольствия, квартиры теплой и возможности издавать его брошюры» [из дневников В. Степановой / Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания]

К тому же. ученики могли идейно поддержать мастера, а также распространить его идеи дальше и шире, отразив их в своих картинах, обьектах, дизайне книг и т.д. В 1920 г. в Витебске была организована школа Малевича УНОВИС. Учениками Казимира Малевича были такие ныне известные художники, как Эль Лисицкий, Николай Суетин, Михаил Векслер, Илья Чашник и др. УНОВИС дословно можно расшифровать как утвердители нового искусства.

-7

УНОВИС 1922г. Витебск

Главные программные труды Казимира Малевича - это книги:

  • «От кубизма и футуризма к супрематизму»,
  • «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика»
  • и, конечно же, собрание сочинений мастера в пяти томах под названием «Мир как беспредметность или вечный покой».

Неистовый и радикальный художник и философ – Казимир Малевич остается одной из самых значимых фигур в истории искусства как создатель нового направления супрематизма и как основатель теории дизайна. Его значение невозможно переоценить и тем ценнее для нас будет его "Черный квадрат", который до сих пор не дает покоя простым смертным. Я надеюсь, моя статья сколько-нибудь поможет новичкам проникнуться идеями Мастера и хотя бы отчасти понять и полюбить его искусство.

Посмотреть на сайте