Мотив, довольно часто повторяющийся в списе - птица. Орнитоморфные образы предстают в разнообразных формах, анализируя силуэт которых мы поделили их на две группы - "петухи" и "Павы". Вот перед вами край тканой скатерти, декорированный орнаментальной полосой из отдельных мелких птиц. Вышитая полоса пришита по всей длине с двух сторон изделия. По форме я бы отнесла птиц к Павам - хвост веером, хохолок пышный. Расшиты разными бранками, с включением синего цвета (полинял от времени). Мастерица не пыталась выполнить птиц абсолютно одинаковыми по размеру и точно повторяющимися по форме, достаточно было на каждом из вариантов сделать хвост из пяти перьев, чтобы понять - птички из "одной стаи".
Другой вариант изображения птиц - шесть петушков на верхней части расшитого рушника. Они не входят в общий сюжет, являются, как бы отдельным самостоятельным мотивом, несмотря на то, что располагаются внутри каймы.
Птицы на следующем рушнике, наоборот, включены в центральную часть, но не симметричны, смотрят не друг на друга (что чаще бывает), а в одну сторону. Своей формой они почти уже превратились в ветви древа, на вершине которого сидят, и только по опущенным длинным хвостовым перьям мы можем отнести их к петухам. Вопрос - вы видели петухов на самой вершине дерева?
Чаще птица традиционно сидит на вершине древа в центре, являясь его "макушкой". Силуэт этой птицы довольно размыт, но мы знаем, что это она. Я бы определила на этом полотне ещё пару птиц, слившихся с ветвями.
Эти две полосатые птицы довольно чётко изображены и почти симметричны. По композиции их внутренние бранки подчеркивают связанную горизонталь - птица-цветок-птица и больше не повторяются на других растительных элементах. Птицы "летят", заметны оба крыла, а лапки отсутствуют, их ничто не связывает с ветвями.
на этом фрагменте заметно, что шились рушники (этот и предыдущий) с одного образца. Обратите внимание на схожую форму тела птицы, наклон головы, опущенный хвост, два крыла.
Верхняя часть вышивки, ветви по обе стороны. Видите птиц? У них пышные хвосты и гребни на головах. Они сопровождают центральную антропоморфную фигуру с поднятыми руками.
С какой целью сшиты два конца этого рушника - мне не совсем понятно. Показали мне его как скатерть. Но у кого рука поднимется стелить на стол и есть на такой скатерти. Может быть сделали столешник? Во всяком случае, композиция достаточно чётко сориентирована - верх-низ. И вот во всей этой каше-малаше я сразу определяю птиц (отголоски пятен Роршаха?). Посмотрите на фотофрагмент ниже и вы их тоже увидите.
Кстати, это полотенце из приданого Анастасии Фетисовны Черкасовой. Она родная сестра бабушки схиархимандрита старца Илия (Ноздрина). Кто не знает такого - погуглите.
Перейдём от стайных и парных птиц к образу птица Павы.
Птица-Пава — персонаж, исключающий будничную трактовку, отдельно стоящий в центре композиции, крупный, позволяющий использовать на своем теле сразу несколько видов бранок.
Пышное хвостовое оперение напоминает убор павлина или индюка, бородка отсутствует, а вместо гребня на голове мы видим букет отдельно расшитых мелких перьев. Фигура Птицы-Павы постановкой своей головы и выпирающей грудью напоминает орловскую глиняную игрушку — петушка из розовой плешковской глины. Между линией тулова и шеей - прямой угол, сильно выделен киль.
Интерес представляет изображение трех птиц на полотенце начала ХХ в. из дер. Малая Куликовка. Я о них уже писала в предыдущей статье "Древние знаки орловского списа". Нижняя часть композиции — 5 подобных растительных элементов, исходящих из единого основания, в центральной части переходят в венок на одном конце полотенца замкнутый, на втором - с верхним просветом. В венке из подобия ствола древа вырастает элемент, напоминающий гнездо или фигуру с раскинутыми руками. По обе стороны от «гнезда» расположены силуэты птиц. Обратите внимание - это совсем не Павы и не петухи, в характерном наклоне головы легко распознать хищников (орлов - ?).
Цвет голов и ног птиц на одном конце полотенца темно-синий, ближе к индиго, на другом конце полотенца — золотистый, выполненный шелковой нитью. Над парой «орлов» по центру третья птица, силуэт которой отличается от первых двух и напоминает голубя. Основание «гнезда» подчеркнуто горизонтальной связкой элементов сплошь зашитых вертикальными стежками нитями темно-синего (индиго) и красного цвета.
Не обходится без курьёзов. Студенты ОГИК во время защиты дипломной работы положили перед комиссией интересный журнал. Листаю. Читайте внимательно - "художественной ценности эти предметы не имеют...", "не очень умело, не очень красиво, не всегда узнаваемо...". Сделаю скидочку на то, что, вполне возможно, музейные работники никогда не сталкивались с таким явление, как орловский спис, поэтому он для них и остался "не всегда узнаваемым" и малоценным. Хотя в Курском крае (соседнем) хватает знатоков, рабирающихся в традиционном народном творчесве, но, по-видимому, спис настолько редок и непонятен им, что вот так запросто вышитые рушники можно отнести к творчеству девочек-дурочек. Кстати, у жителя Обояни я попыталась узнать про детский монастырский приют для несчастных девочек. Не было такого! При монастыре жила одна, которая помогала в храме. А приюта не было. Ну как так-то? Боже мой! Ну раз не ценны они вам - продайте мне! Не держите в дальнем углу музейных фондов! Ведь их никто не увидит, они нигде и никогда не будут показаны.