Найти в Дзене

Ф. Энгельс о возникновении госкапитализма

Вот как Энгельс видел возникновение госкапитализма из капитализма. Суть процесса в том, рыночный капитализм превращается в монополистической, а последний - в государственный капитализм. История пошла более коротким путём. В России, аграрной стране, возник правящий класс на зарплате - интеллигенция, которая руководила борьбой рабочих и крестьян с царизмом. Сельская интеллигенция, Эсеры, разработала программу национализации земли, а большевики приняли её в качестве государственного закона. Так госкапитализм возник в отсталой стране. Это позволило сосредоточить усилия всех классов крестьянской республики СССР на строительстве крупной промышленности. Так массовый наёмный труд и госкапитализм в России возник непосредственно из мелкобуржуазной экономики. Следовательно, история пошла сокращённым путём к госкапитализму, но для осознания этого надо знать, как переход к нему понимали основатели марксизма, согласно работе Ф. Энгельса “Развитие социализма от утопии к науке”, изданной в 1880 г.: “В

Вот как Энгельс видел возникновение госкапитализма из капитализма.

Суть процесса в том, рыночный капитализм превращается в монополистической, а последний - в государственный капитализм.

История пошла более коротким путём.

В России, аграрной стране, возник правящий класс на зарплате - интеллигенция, которая руководила борьбой рабочих и крестьян с царизмом.

Сельская интеллигенция, Эсеры, разработала программу национализации земли, а большевики приняли её в качестве государственного закона. Так госкапитализм возник в отсталой стране.

Это позволило сосредоточить усилия всех классов крестьянской республики СССР на строительстве крупной промышленности. Так массовый наёмный труд и госкапитализм в России возник непосредственно из мелкобуржуазной экономики.

Следовательно, история пошла сокращённым путём к госкапитализму, но для осознания этого надо знать, как переход к нему понимали основатели марксизма, согласно работе Ф. Энгельса “Развитие социализма от утопии к науке”, изданной в 1880 г.:

“В трестах свободная конкуренция превращается в монополию, а бесплановое производство капиталистического общества капитулирует перед плановым производством грядущего социалистического общества. Правда, сначала только на пользу и к выгоде капиталистов. Но в этой своей форме эксплуатация становится настолько осязательной, что должна рухнуть. Ни один народ не согласился бы долго мириться с производством, руководимым трестами с их неприкрытой эксплуатацией всего общества небольшой шайкой лиц, живущих стрижкой купонов.

Так или иначе, с трестами или без трестов, в конце концов государство как официальный представитель капиталистического общества вынуждено взять на себя руководство производством. Эта необходимость превращения в государственную собственность наступает прежде всего для крупных средств сообщения: почты, телеграфа и железных дорог.

Если кризисы выявили неспособность буржуазии к дальнейшему управлению современными производительными силами, то переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки акционерных обществ, трестов и в государственную собственность доказывает ненужность буржуазии для этой цели. Все общественные функции капиталиста выполняются теперь наемными служащими. Для капиталиста не осталось другой общественной деятельности, кроме загребания доходов, стрижки купонов и игры на бирже, где различные капиталисты отнимают друг у друга капиталы. Если раньше капиталистический способ производства вытеснял рабочих, то теперь он вытесняет и капиталистов, правда, пока еще не в промышленную резервную армию, а только в разряд излишнего населения.

Но ни переход в руки акционерных обществ и трестов, ни превращение в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных сил. Относительно акционерных обществ и трестов это совершенно очевидно. А современное государство опять-таки есть лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства от посягательств как рабочих, так и отдельных капиталистов. Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист.

Чем больше производительных сил возьмет оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число граждан будет оно эксплуатировать. Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями. Капиталистические отношения не уничтожаются, а, наоборот, доводятся до крайности, до высшей точки. Но на высшей точке происходит переворот. Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения.

Это разрешение может состоять лишь в том, что общественная природа современных производительных сил будет признана на деле и что, следовательно, способ производства, присвоения и обмена будет приведен в соответствие с общественным характером средств производства. А это может произойти только таким путем, что общество открыто и не прибегая ни к каким окольным путям возьмет в свое владение производительные силы, переросшие всякий другой способ управления ими, кроме общественного. Тем самым общественный характер средств производства и продуктов, который теперь оборачивается против самих производителей и периодически потрясает способ производства и обмена, прокладывая себе путь только как слепо действующий закон природы, насильственно и разрушительно, — этот общественный характер будет тогда использован производителями с полной сознательностью и превратится из причины расстройств и периодических крахов в сильнейший рычаг самого производства.

Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей. Это в особенности относится к современным могучим производительным силам. Пока мы упорно отказываемся понимать их природу и характер, — а этому пониманию противятся капиталистический способ производства и его защитники, — до тех пор производительные силы действуют вопреки нам, против нас, до тех пор они властвуют над нами, как это подробно показано выше. Но раз понята их природа, они могут превратиться в руках ассоциированных производителей из демонических повелителей в покорных слуг. Здесь та же разница, что между разрушительной силой электричества в грозовой молнии и укрощенным электричеством в телеграфном аппарате и дуговой лампе, та же разница, что между пожаром и огнем, действующим на службе человека”.