За 7 лет приёмного родительства мы столкнулись, как мне кажется, со всеми возможными поведенческими отклонениями у детей.
Многие из них научились сглаживать, какие-то лечить, прорабатывать. Сложнее всего объяснить окружающим, учителям и воспитателям, почему ребёнок ведёт себя не так,как другие и что во многом это их «норма».
К сожалению, если в школе учатся приёмные дети, педагогам не нужно дополнительно учиться. Если бы их ознакомили с общими отклонениями, многих проблем удалось бы избежать.
Самая распространённое нарушение связано с травмой привязанности. У таких детей, а их 99% из всех приёмных, нет волевых качеств, а значит, они «ведо́мые», легко поддаются внушению. Они "никого не любят". Не умеют отвечать за свои поступки, потому что не умеют прогнозировать: если ударить собаку, она укусит.
Таких детей называют "бедовые". Постоянно попадают в неприятности, оказываются не в том месте не в то время. Стоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.
Большинство приёмных детей не видели в кровных семьях ничего, кроме криков, побоев и пренебрежения. Другого отношения к себе они не знают. Попадая в приёмную семью, где родители спокойно разговаривают, интересуются чувствами, ухаживают, ребёнок ПЛОХО себя чувствует.
Приёмный сын или дочь будут провоцировать вас на негативные эмоции, на крик. По-другому они не получали внимание и чувствуют себя спокойно только в знакомой ситуации.
В моей семье с ярким нарушением привязанности была моя племянница Оля. Несколько лет она не могла привыкнуть к другой жизни. Мамой и папой, в полном смысле этого слова,мы стали для неё только через 4 года. Она не позволяла себя обнимать, брать на ручки или целовать. Оля не любила, когда к ней прикасались.
Ещё один из частых спутников приёмных детей является желание получить удовольствие коротким путём. Это сложный процесс межполушарного нарушения. Они не умеют получать удовольствия от побед и успехов, от созерцания красивого, от прочтения интересной книги или просмотра фильма.
Отсюда и склонность к алкогольной и наркотической зависимости- выпил и хорошо.
Агрессия является следствием жестокого обращения, что видел, то и транслирует. Если детей в кровной семье били, он тоже будет бить. Это и способ выразить свои отрицательные эмоции, их никто не учил иначе выражать свои чувства.
Наш подросток Даниил, ему 14 лет. Жил по принципу "стаи" с беспризорниками по подвалам. Когда пришёл в нашу семью, пытался стать главным, установить свои правила, обижал младших, чтобы показать "кто в доме батька". Заставлял силой всех слушать его. Воспринял доброту моих кровных детей за слабость.
Всё наладилось благодаря старшему сыну. Он переехал к нам пожить на несколько месяцев и был старше Дани на 7 лет. Муж и сын направляли энергию Даниила в мирное русло. Затянули его в домашний спорт, повесили турник и боксёрскую грушу.
Воспитывала бы я одна, не справилась бы. Даже сейчас, прожив у нас год, он по-прежнему не воспринимает мои слова, только мужа.
Самое страшное и непоправимое на мой взгляд-это раннее сексуализированное поведение. Дети не понимают ценности себя и своего тела, отсюда частая смена партнёров — алкоголиков, наркоманов, абьюзеров, ранние беременности, загулы.
Это главная причина, по которой, как многие мои подписчики уже заметили, в нашей семье не было девочек.
Племянница Оля, а дальше только мальчишки Миша, Даня, Ярик. И вот они, мои дочки красавицы ворвались в мою жизнь, сразу двое. Они ещё маленькие и я точно знаю, что смогу многое исправить, время есть.
Более мелкие и поддающиеся коррекции- это ночной энурез, даже у подростков. А если ему стыдно, может спрятать мокрую простыню в шкаф с чистым бельём.
Воровство- потому что нет границ «своё — чужое». Для них всё общее, особенно у детей после детского дома.
Несмотря на все сложности, при должном уходе, любви и правильной реакцией на сложное поведение приёмного ребёнка, в течение 1-3х лет удаётся значительно выровнять и смягчить отрицательные стороны. Это зависит и от возраста, когда ребёнок попал в семью и от обстановки, в которой он жил.
Ещё одна черта, которую сложнее всего принять — это любовь к своей биосемье. Мама может пить, бить, не кормить, но ребёнок всю жизнь будет к ней тянуться. Она будет ребёнку сниться, он будет к ней убегать. Из тёплого и сытого дома приёмных родителей, которые возят по больницам, делают уроки и учат мыться и чистить зубы, к родной, пусть и не трезвой, но такой любимой маме.