Михаил Вартанов — один из выдающихся документальных режиссёров 20 века
Микаэл Вартанянц родился 21 ноября 1937 года в Грозном. До института работал фотографом, художником-плакатистом. Окончил ВГИК (мастерская А. Головни и Б. Волчека) в 1965 году. Работал оператором и режиссером на Ереванской студии документальных фильмов. Михаил Вартанов был близким другом Сергея Параджанова, за дружбу и переписку с которым пробыл много лет в чёрных списках КГБ (1968-91).
Известны его кадры, снятые на съёмочной площадке фильма «Цвет граната». В качестве оператора-постановщика снял картину «Шелковица» Геннадия Мелконяна и чёрно-белой ленту «Времена года» Артавазда Пелешяна. В 1992 году вышел фильм «Параджанов: Последняя весна», в котором Михаил Вартанов выступил как режиссёр, автор сценария и продюсер. Этот фильм высоко оценили Френсис Форд Коппола, Тонино Гуэрра и Мартин Скорсезе. В 1990-х годах уехал в США, жил и работал в Голливуде.
Умер 31 декабря 2009 года. В 2010 году в Голливуде был основан Институт имени Сергея Параджанова и Михаила Вартанова (Parajanov-Vartanov Institute) для изучения и популяризации их творчества. Михаил Вартанов является автором или соавтором около 50 документальных фильмов. Победитель международных кинофестивалей в Беверли Хиллз и Сан-Франциско.
Считается мастером документального кинематографа, внёсший значительный вклад в мировой кинематограф. «Параджанов: Последняя весна» (Parajanov: The Last Spring) — главный фильм Михаила Вартанова, внёсший большой вклад в документальный кинематограф и оказавший неоспоримое влияние на множество последующих лент и книг о Сергее Параджанове. По мнению многих, в фильме состоялось открытие киноязыка Параджанова. Картину также выделяет монументальный монтаж, завершающий картину, где практически отсутствует дикторский текст.
Дебютный фильм Вартанова «Цвет армянской земли» положил начало его фирменному стилю, получившему впоследствии название «направление нережиссированного действия». В этом документальном фильме, содержащем стилизованные немые комментарии художника Мартироса Сарьяна, также фигурируют друзья Вартанова, художники-диссиденты Минас Аветисян и Сергей Параджанов. Из-за этого фильм был подвергнут цензуре и запрещён, а также это привело к убийству Аветисяна и вскоре после этого тюремному заключению Параджанова.
Более 20 лет фильмы Вартанова подавлялись, не упоминались в прессе и не допускались к участию на зарубежных кинофестивалях. Последняя документальная трилогия Михаила Вартанова состояла из фильмов «Стёртые лица» (1987), «Минас: Реквием» (1989) и «Параджанов: Последняя весна» (1992), снятого в раздираемой войной и блокадой Армении во время Первой Арцахской.
“Мы должны обеспечить сохранение, популяризацию и доступность работ таких выдающихся художников, как Михаил Вартанов, как можно более широкой аудитории. Его фильмы, снятые вопреки всему и в самых суровых условиях, имеют решающее значение для важного наследия мирового кино”, – Агнешка Холланд. “Вартанов – Человек-глаза”, – Уильям Сароян.