Найти тему
WTF🌐News

Как разработка газа на шельфе Газы связана с израильским вторжением?

Оглавление

Между основными мировыми конфликтами есть общая нить – доступ к ископаемому топливу, отмечает издание Counterpunch.

Gaza Marine — газовое месторождение на шельфе Газы, которое должно находиться под палестинской юрисдикцией, но Израиль заблокировал его разработку. Источник изображения: UNCTAD.
Gaza Marine — газовое месторождение на шельфе Газы, которое должно находиться под палестинской юрисдикцией, но Израиль заблокировал его разработку. Источник изображения: UNCTAD.

Украина богата углем, нефтью и газом. Южно-Китайское море располагает крупными подводными запасами нефти и газа. Нынешний конфликт в секторе Газа также не является исключением. Значительные запасы газа существуют в морской зоне, которая, предположительно, находится под палестинской юрисдикцией, но Израиль взял под свой контроль и сдержал разработку.

Эта территория была передана под юрисдикцию Палестинской национальной администрации (ПНА) в соответствии с соглашениями Осло II 1995 года. Но Израиль заблокировал развитие, а сложная политика между Хамасом и Фатхом привела к извращенному пути постоянных переговоров по поводу бурения.

Британская газовая группа (BGG) обнаружила месторождение в 1999 году и подписала с ПНА 25-летний контракт на его разработку. ПНА рассматривала это как возможность поставлять собственную энергию и получать доходы от экспорта. При премьер-министре Израиля Эхуде Бараке бурение было одобрено. BGG попыталась заключить сделку о покупке с Israel Electric Corporation, но это предложение было отклонено новым премьер-министром Ариэлем Шароном. Это решение было снова отменено в 2002 году из-за вмешательства Великобритании, и Шарон согласился начать переговоры по соглашению, по которому поставки должны были осуществляться в течение 10-15 лет (около 1,5 миллиардов кубометров). Но Шарон струсил и свернул переговоры. По его словам, эти деньги могли быть использованы для финансирования терроризма.

Новое правительство во главе с Эхудом Ольмертом в апреле 2007 года возобновило соглашение. Из 4 миллиардов долларов, которые, как ожидалось, должны были поступить в результате сделки, 1 миллиард должен был пойти ПНА. Но некоторые представители правительства высказали возражения. В 2007 году снова все поменялось: ХАМАС настаивал на более выгодной сделке.

«В сентябре 2007 года бывший руководитель штаба Израиля настоятельно рекомендовал правительству Израиля не заключать соглашение с BGG на том основании, что перевод Израилем 1 миллиарда долларов на местные или международные банковские счета от имени [ПНА] был бы равносилен финансированию террора против себя», — сообщила Комиссия ООН по торговле и развитию.

Израильское правительство предприняло попытку заключить соглашение с BGG, по которому ПНА не будет получать наличные деньги и вместо этого будет платить ей товарами и услугами, фактически отменив соглашение 1999 года.

BGG вышла из переговоров в конце 2007 года. В 2008 году Израиль безуспешно пытался повторно привлечь фирму к заключению сделки. Предполагается, что это произошло в ускоренном порядке перед запланированным Израилем военным вторжением в сектор Газа в декабре 2008 года в рамках операции «Литой свинец». После операции палестинские месторождения природного газа были фактически взяты под контроль Израиля без учета международного права, говорится в публикации.

Экономические издержки палестинского народа

В своем отчете за 2019 год «Экономические издержки израильской оккупации для палестинского народа: нереализованный потенциал нефти и природного газа», из которого взяты приведенные выше цитаты, UNCTAD пришла к выводу:

«В 2018 году прошло 18 лет с момента бурения месторождения Marine 1» и Marine 2. Поскольку ПНА не смогла эксплуатировать эти месторождения, накопленные убытки исчисляются миллиардами долларов. Соответственно, палестинский народ был лишен преимуществ использования этого природного ресурса для финансирования социально-экономического развития и удовлетворения своих потребностей в энергии на протяжении всего этого периода и продолжает расти».

Также отмечается:

«Запасы Marine 1 и Marine 2 были обнаружены в 1999 году, а BGG начала бурение газа в 2000 году. Палестинцы могли бы гипотетически монетизировать эти месторождения и инвестировать чистую стоимость в 4,592 миллиарда долларов в течение 18 лет. Если предположить, что годовая реальная норма прибыли составляет 2,5 процента, палестинцы уже потеряли примерно 2,570 миллиарда долларов из-за предотвращения осуществления своего права на получение выгоды от эксплуатации своих природных ресурсов, гарантированного международным правом. Чем дольше Израиль препятствует палестинцам эксплуатировать свои запасы нефти и природного газа, тем выше альтернативные издержки этих запасов и тем выше становятся издержки оккупации, которые несут палестинцы».

Marine затмевается другим ресурсом — нефтегазовым месторождением Мегед, расположенным в основном под Западным берегом.

Его нашли в 1980-х годах. Добыча ведется с 2010 года. Стоимость месторождения стоимостью 1,5 миллиарда баррелей была оценена UNCTAD в 99 миллиардов долларов по курсу 65 долларов за баррель. Если исключить производственные затраты, то предполагаемый ущерб палестинцев оценивается в 68 миллиардов долларов. При текущей цене ОПЕК в 79 долларов за баррель общая стоимость месторождения составит почти 120 миллиардов долларов, а чистые последующие затраты составят 84 миллиарда долларов.

Запасы ископаемого топлива в палестино-израильском регионе огромны

«Провинция бассейна Леванта охватывает примерно 83 000 км2 Восточного Средиземноморья. . . . Геологическая служба США оценила в среднем 1,7 миллиарда баррелей извлекаемой нефти и в среднем 122 триллиона кубических футов извлекаемого газа в провинции бассейна Леванта. Это означает, что этот бассейн является одним из важнейших ресурсов природного газа в мире».

Некоторые из этих ресурсов находятся в международных водах, но общие цифры подчеркивают, что присвоение Израилем земель и ресурсов, ранее принадлежавших палестинцам, лишило их крупных экономических возможностей.

Израиль, морская пехота и Палестинская национальная администрация

За последние несколько лет перспектива создания морской пехоты в Газе возродилась.

В статье подчеркивается, что для развития потребовалось бы убрать ХАМАС с дороги в секторе Газа. В марте 2021 года Палестинский инвестиционный фонд, филиал ПНА, и правительство Египта подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на разработку этого месторождения. Однако представители ХАМАС высказали возражения.

«Наш народ имеет право знать, как власть ведет себя по важным вопросам, поскольку прецедент подтверждает, что она действует без малейшей степени прозрачности и определяет свои действия и отношения на основе узких партийных и фракционных интересов», — заявил представитель ХАМАС Хазем Касем.

Израиль явно был заинтересован в создании ПНА, считающейся соучастником израильской оккупации, в качестве альтернативы Хамасу.

Газа-Марин относительно невелика по сравнению с другими морскими газовыми месторождениями, разрабатываемыми Израилем. Однако, как отмечается в публикации, недавние «шаги в направлении развития», похоже, связаны с вторжением и попыткой остановить ХАМАС в развитии морской пехоты Газы с целью дальнейшего подкупа соучастия ПНА. И это очевидная связь ископаемого топлива с этим конфликтом, резюмируется в публикации.