Найти тему

Почему на территории России возникла Волжская Булгария. Кто такие волжские булгары?

Оглавление
...После того как хазары в VII веке покорили Древнюю Великую Болгарию, часть болгарских племен подались на Восток. В IX—X веках они уже доминировали от среднего течения Волги до места ее впадения в Каспийское море, где создали свое государство — Волжскую Булгарию — со столицей Великий Булгар (Великий Болгар).
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги «Болгарские тайны 3. Русско-болгарские отношения
от хана Кубрата до совместных полетов в космос»

КТО ТАКИЕ ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ?

10 июля 2011 года мировые СМИ распространили трагическую весть: в Куйбышевском водохранилище на Волге затонуло судно «Булгария» со 122 пассажирами на борту. В спешке большинство зарубежных СМИ связали его с Болгарией. Затем последовало уточнение: затонувшее судно называлось в честь средневекового государства Волжская Булгария, существовавшего на территории современной Республики Татарстан, входящей в состав Российской Федерации. Так из-за этой трагедии название «Волжская Булгария» облетело мир. А путаница с буквами «о» и «у» возникла вследствие того, что в татарском языке нет русского звука «о». Буквой «о» в татарском обозначается переходный звук между русскими «о», «ы» и «у». Поэтому в Татарстане, как и во всей России, «Волжская Болгария» пишется через «у» — «Волжская Булгария».

...После того как хазары в VII веке покорили Древнюю Великую Болгарию, часть болгарских племен подались на Восток. В IX—X веках они уже доминировали от среднего течения Волги до места ее впадения в Каспийское море, где создали свое государство — Волжскую Булгарию — со столицей Великий Булгар (Великий Болгар).

Схема переселения болгар из Великой Булгарии после разгрома Хазарским каганатом в VII веке
Схема переселения болгар из Великой Булгарии после разгрома Хазарским каганатом в VII веке

В XIII веке Волжская Булгария была захвачена Золотой Ордой. Столетие спустя, в процессе распада Орды, булгары и крымские татары в 1438 году создали на Волге Казанское ханство. Спустя еще столетие, в 1552 году, Иван Грозный захватил Казань и присоединил территории ханства к Русскому царству.

Былая слава Волжской Булгарии заинтересовала Петра I, и он посетил Великий Булгар летом 1722 года. Сохранившиеся развалины впечатлили российского императора, и он издал указ о защите городища. Это был первый в империи закон об охране памятников истории и культуры.

КАК ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ ПОСПОРИЛА С ВОЛЬТЕРОМ О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ

В июне 1767 года Булгарское городище посетила Екатерина II. В своем письме графу Никите Панину императрица написала: «Вчерашний день мы ездили на берег смотреть развалины старинного, Тамерланом построенного, города Болгары и нашли действительно остатки больших, но не весьма хороших строений, два турецких минарета весьма высокие, и все, что тут ни осталось, построено из плиты очень хорошей; татары же великое почтение имеют к сему месту и ездят Богу молиться в сии развалины».

Коронационный портрет Екатерины II. Худ. Ф.С. Рокотов. 1763 г.
Коронационный портрет Екатерины II. Худ. Ф.С. Рокотов. 1763 г.

Простим императрице допущенную ею серьезную ошибку, поскольку «город Болгары» (Булгар) был не «Тамерланом построенный», а как раз наоборот — разрушенный им.

Любопытно, что интерес императрицы к Волжской Булгарии пробудил Вольтер, один из величайших французских философов. В 1759 году он опубликовал повесть «Кандид, или Оптимизм». Персонажами нескольких ее глав были «страшные болгары Волги». Они были сильными и воинственными, побеждали даже неудержимых аваров. Читатели того времени знали, что Вольтер иносказательно называет болгарами пруссаков, а аварами — французов. Для большей достоверности писатель цитировал подлинные летописи, созданные в Казани в XIII веке.

Тема волжских булгар в повести Вольтера задела Екатерину Великую: еще бы, упомянуты жители ее владений! Императрица взялась за перо и оспорила утверждения Вольтера в очерке «О болгарах и хвалисах». Она пишет, что булгары вовсе не жестокие и воинственные люди, как описывает их французский мыслитель, и, вполне в духе эпохи, императрица процитировала Геродота, писавшего о живших в тех краях «агриппеях», вообще не пользовавшихся оружием..

Несмотря на свою дружбу с Вольтером, Екатерина безжалостно опровергла его запутанное и неточное описание «Верхней Азии» и показала, что это на самом деле ее Казанская губерния.

Чтобы доказать свою правоту, амбициозная императрица взяла с собой в Казань троих русских ученых мужей. А после посещения Булгарского городища Екатерина решила создать большой фонд старых рукописей. Просветитель Дидро завещал ей свою библиотеку, а брат Жан-Жака Руссо подарил фонду ценные азиатские рукописи. Императрица также распорядилась разработать герб Казани и начала в стране реформы в духе «просвещенной монархии».

Герб Казани, утвержденный Екатериной II. Опубликован в труде П.П.фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год»
Герб Казани, утвержденный Екатериной II. Опубликован в труде П.П.фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год»

Так невинная аллегория Вольтера в повести, к которой он никогда не относился всерьез, и реакция на нее Екатерины II сконцентрировали внимание европейцев на болгарах. Резонанс был настолько заметным, что до XX века булгарские территории на Волге считались прародиной всех болгар. В ученом мире даже сложилось ошибочное мнение, что все болгары были тюркоязычными мусульманами, как их описали Вольтер и Екатерина. При том, что булгары на Волге приняли ислам лишь в IX веке. В это время их собратья из Дунайской Болгарии уже были христианами и имели большую библиотеку священных книг, переведенных на славянский язык.

Французский философ Вольтер был близким другом и советчиком Екатерины II
Французский философ Вольтер был близким другом и советчиком Екатерины II

Но на самом деле, если сравнивать волжских булгар с дунайскими болгарами, видно, что, несмотря на серьезные различия, обусловленные исторической судьбой, они имеют и немало общего. Все-таки речь идет

о народах с общей прародиной в Северном Причерноморье. После вынужденного бегства оттуда части болгар на своих новых территориях они столкнулись с серьезными испытаниями. И, заметим, когда болгары покидали свою родину, они были язычниками. А дальше эти две группы, одна — на

Дунае, другая — на Волге, пошли разными путями развития. Византия, мощный цивилизационный центр Европы того времени, благодаря своему военному и политическому могуществу, а также развитой материальной культуре была бесспорным образцом для подражания для соседних народов, включая болгар на Дунае. И в IX веке они приняли от Константинополя христианство, создали кириллицу и перевели богослужебные книги на свой язык. Две мощные просветительские школы, открытые в двух столицах, Плиске и Преславе, в т.н. Золотой век болгарской культуры размножили церковную литературу, которая позже получила распространение и в Киевской Руси.

Карта Волжской Булгарии в X—XII вв.
Карта Волжской Булгарии в X—XII вв.

КАК ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ?

В VIII веке население Средней Волги имело сложный этнический и конфессиональный состав. Но булгары постепенно заняли стратегические точки на Волге и Каме, ассимилировали окружающие племена и стали доминировать на этом участке пути между Востоком и Западом, которым шли торговые караваны. Вместе с арабскими торговцами в регион приходили и исламские проповедники из Багдада. А вот христианской метрополии, которая бы проповедовала свою религию и призывала к крещению населения региона, в этом районе Волги тогда не было. Основным противником иных конфессий был иудейский Хазарский каганат, которому подчинялась Волжская Булгария. Принятие ислама, относительно молодой и воинственной религии, было хорошим шансом, чтобы избавиться от хазарского господства. Волжская Булгария приняла в 922 году ислам, арабскую письменность и литературный арабский язык.

Если мы сравним развитие Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии, заметим любопытные параллели. В 865 году болгарский царь Борис был крещен и при крещении взял себе имя византийского императора Михаила III. Так же по- ступил и волжский правитель Альмас (Алмуш). Принимая ислам, он взял имя арабского халифа. Причем и тот, и другой безжалостно казнили тех в своем окружении, кто выступал против, соответственно, крещения или принятия ислама. То есть, возможно, речь идет об определенной модели поведения, которая проявляется в сходных ситуациях и у дунайских болгар, и у волжских булгар.

До принятия ислама булгары на Волге имели довольно свободные нравы. Это сохранялось и после исламизации. В Волжской Булгарии, например, женщина, в отличие от традиций арабского мира, была равноправна с мужем. Багдадский путешественник и писатель Ибн Фадлан в 922 году с недоумением описывает сцену, когда жена булгарского правителя вошла в палатку правителя и села рядом с ним, — ситуация, невозможная в арабском мире.

В его записках читаем и такие описания свободных нравов новых правоверных: «Мужчины и женщины идут на реку и там купаются вместе голыми, не прикрываясь, и не бесчинствуют. Если кто-то провинился в этом случае, кем бы он ни был, его рассекают топором от шеи до бедер. Сколько я их ни уговаривал, чтобы женщины прикрылись от мужчин при купании, они меня не слушали...» Подобных записей нет у более поздних летописцев, что говорит о том, что ислам все же оказал свое влияние на вольные нравы волжских булгар.

В 965 году киевский князь Святослав пошел войной на Хазарский каганат и уничтожил его. При этом было убито и множество волжских булгар, но в итоге разгром хазар дал Булгарии независимость и новый импульс для ее развития. Три года спустя тот же князь Святослав завоевал Дунайскую Болгарию. Таким образом, с одной стороны, князь освободил Волжскую Булгарию от ее поработителей, с другой — прервал культурно-экономический подъем Дунайской Болгарии.

Поход князя Владимира Святославича на булгар в 985 году. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV века. Надпись гласит: «В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар». Рукопись хранится в библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге
Поход князя Владимира Святославича на булгар в 985 году. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV века. Надпись гласит: «В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар». Рукопись хранится в библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге

Его сын, князь Владимир Святославич, в 985 году, заключив союз с торками (одно из тюркских племен, кочевавших в причерноморских степях), пошел войной на Волжскую Булгарию и одержал победу. Однако булгарская территория не была включена в состав Киевской Руси. Между ними был заключен обоюдовыгодный мир.

Уже в следующем году в Киев прибыло булгарское посольство, которое предложило Владимиру Святославичу принять ислам от них.

ПОЧЕМУ РУСЬ НЕ ПРИНЯЛА ИСЛАМ ОТ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ?

Главная русская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила ответы киевского правителя булгарам. Князь с интересом выслушал, что каждого благочестивого правоверного в раю ожидают прекрасные гурии, но ему не понравились мужское обрезание и запреты есть свинину и употреблять алкоголь. На последнее князь отрезал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Религиозная миссия волжских булгар потерпела фиаско.

...В то время, когда болгары-христиане управляли землями между Дунаем, Черным, Адриатическим и Эгейским морями, булгары-мусульмане осваивали обширные территории от Камы до Каспийского моря. Они строили города — крупные по тем временам экономические и культурные центры. Город Биляр — булгарская столица в XII—XIII веках — летописцы определяли как «второй после Константинополя». В XII веке арабский путешественник и миссионер Абу Хамид Аль-Гарнати называет средневековый Саксин в устье Волги «булгарским портовым городом».

Отношения между булгарской державой и русскими княжествами на протяжении всего этого периода противоречивы: они изобилуют как войнами, так и мирными договорами и совместными действиями против общих врагов.

Вот так русский летописец в XI веке описывает помощь Волжской Булгарии Суздалю, когда там был страшный голод: «Идоша по Волзе людье в Болгры, и привезоша пшеницы, и тако ожиша». А основоположник исторической науки в России В.Н. Татищев отмечает, что в 1229 году в России были голод и дороговизна. Булгары привозили пшеницу по Волге и Оке в каждый русский город и продавали ее. Этим они оказывали большую помощь. Булгарский правитель послал в подарок великому князю Юрию 30 кораблей зерна, которые он принял с благодарностью, а сам передал булгарскому правителю дары.

Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах. Худ. И.И. Шишкин. 1861 г.
Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах. Худ. И.И. Шишкин. 1861 г.

Примеров обратного больше. Булгары систематически нападали на русские города, а русские часто разоряли богатые булгарские поселения на Волге. В XII веке Волжская Булгария и русские княжества во главе с Владимиро-Суздальским стали основными противниками в борьбе за господство в Поволжье.

Чингисхан — великий хан Монгольскойимперии (1206—1227 гг.)
Чингисхан — великий хан Монгольскойимперии (1206—1227 гг.)

В то время как эти народы истощали друг друга, у них появился общий сильный враг: Чингисхан направил в поход на Запад своих лучших полководцев. В 1223 году на реке Калке монголы разбили объединенную русско-куманскую (у нас куманов обычно называют половцами) армию. Над Русью нависла мрачная тень монголо-татарского ига. В кровопролитной битве погибли многие тысячи русских, но и монголы понесли потери. Свернув свой поход на Запад, истощенные конницы Чингисхана взяли курс на Среднюю Азию. Но на этом пути их ожидал неприятный сюрприз.

ЕДИНСТВЕННОЕ ПОРАЖЕНИЕ АРМИИ ЧИНГИСХАНА

Волжские булгары, зная плачевное состояние монгольских войск, устроили им засаду у бродов через Волгу. В «Истории Татарской АССР» (Казань, 1973) это сражение описывается так: «Осенью 1223 булгары встали против монголов, устроили в нескольких местах засады... окружили со всех сторон и почти всех уничтожили». В этой битве армия Чингисхана, под руководством прославленных полководцев Субудай-багатура и Джэбе-нойона, потерпела свое единственное сокрушительное поражение. Сам Чингисхан участия в походе на запад 1222—1223 гг. не принимал. Через несколько лет после этого (в 1227 году) он умер.

Развалины мечети в Билярском городище
Развалины мечети в Билярском городище

Монголы восстанавливали свою армию почти 10 лет, прежде чем наказать волжских булгар. И в 1236 году наследникам хана удалось захватить Биляр, а в 1240 году — покорить и всю Волжскую Булгарию.

...Следующие два столетия бывшие земли Волжской Булгарии существовали как часть Золотой Орды, а с 1438 по 1552 гг. — как самостоятельное Казанское ханство. В 1552 году Иван Грозный с третьей попытки взял Казань и окончательно подчинил казанских татар, в чьих жилах большая доля крови волжских булгар. Далекое эхо тех событий сохранилось в полном титуле Ивана Грозного — в словах «...Великий князь... Болгарский»...

Продолжение читайте в следующей статье на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

Автор книги: Андрей Кудин

Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.
Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.

Вам может быть интересно:

►Исторические рассказы о Болгарии

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни

ВКонтакте

►Telegram

►Одноклассники

Аудиокниги Андрея Кудина:

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. Русско-болгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":

►Ozon

►Audible

►Bookhead

►Bookmate

►BookTouch

►Библио

►Литмаркет

►МТС Библиотека

►Сторител

Электронные книги Андрея Кудина:

►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

►Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980-2010-е годы

►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)

Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:

►Где та гавань, тихая навеки

►Душа не знает времени

#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги