Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги ожидается с 1 июля 2024 года. В них есть расходы на модернизацию, но пока обошлись без включения в тариф долгов неплательщиков.
Плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) – постоянный расход для населения, потому их рост всегда воспринимается болезненно. Новое повышение тарифов ожидается с 1 июля 2024 года. Находить баланс между стоимостью услуг, их качеством и соблюдением интересов всех сторон становится все сложнее, особенно на фоне постоянных жалоб на нехватку денег для модернизации инженерных сетей.
Основными причинами роста стоимости коммунальных услуг в Госкомитете Татарстана по тарифам называют:
- рост цен на ресурсы: природный газ, электроэнергию;
- индекс потребительских цен. Их устанавливает прогноз социально-экономического развития России;
- отклонение плановых показателей от фактических параметров;
- увеличение зарплаты сотрудникам отрасли;
- решение точечных вопросов по убыточным предприятиям;
- реализация инвестиционных программ.
Профильный Госкомитет Татарстана в 2023 году принял 998 тарифных решений для более 1000 организации, общий объем выручки которых - 167 миллиардов рублей. Для населения решения приняты по семи видам коммунальных услуг (на сумму 123,5 миллиарда рублей) и оказанию транспортных услуг (на сумму 14 миллиардов рублей). Председатель Госкомитета Александр Груничев отметил, что прошлый год был уникальным, так как в нем индексация тарифов за коммунальные услуги не проводилась (индексы были введены в 2014 году).
- В 2024 году населению будут оказаны коммунальные услуги на сумму более 65 миллиарда рублей, - сказал Груничев. - Индекс роста платы за коммунальные услуги в среднем по республике составил 10,8%. Для 695 муниципальных образований рост платы потребителей будет менее 10,8% (это относиться к 72% населения). Для оставшихся 218 муниципальных образований индекс роста платы будет не более 15,7%.
Председатель Госкомитета отметил, что благодаря совместной работе ведомства с министерством промышленности Татарстана удалось установить тарифы для населения без дифференциации, в отличии от большинства других регионов.
- Благодаря работе с ФАС России получилось снизить ранний Прогноз социально-экономического развития по плате за газ с порогом в 11% до 10,2%. По вопросу технического обслуживания газового обслуживания: с сентября 2023 года его будет обслуживать только одна организация - ООО «Трансгазказань» при этом стоимость не регулируется. В течении 2024 года будет проведен анализ стоимости. – сказал председатель Госкомитета.
Минимальный рост тарифов у сферы обращения с отходами (4%). В новом году регоператоров ожидает установление тарифов в рублях за тонну. В Госкомитете запланирована работа по определению фактической стоимости транспортирования с учетом изменения потоков и актуализации территориальной схемы из-за строительства новых комплексов сортировки и утилизации. Отсюда вытекает необходимость новой уточненной финансовой модели регоператоров и полигонов. С учетом изменения нормативов накопления отходов определение платежа физлицам и формирование культуры сбора отходов. Чисто там где не мусорят.
Ведомства отмечают снижение износа сетей, а жители видят больше прорывов
По данным Минстроя Татарстана в республике уменьшилась доля коммунальных сетей, нуждающихся в замене. В Госкомитете отметили, что согласно исследованию Высшей школы экономики, по России за пять последних лет динамика изменений доли изношенных сетей близка к единице или даже ухудшилась, а у нас в республике, наоборот, произошло снижение сетей нуждающихся в заменен.
В Татарстане, начиная с 2019 года финансирование инвестпрограмм увеличилось с 12,2 миллиарда рублей до 31,8, а количество инвестпрограмм выросло с 24 до 72 . При этом процент исполнения почти 100%. Тем не менее для контроля за реализацией инвестиционных программ на базе Госкомитета Татарстана по тарифам будет организован штаб. Он начнет работу в феврале 2024 года. Помимо финансовой составляющей, рабочая группа будет учитывать фактические изменения – замену в километрах, снижение износа, сокращение времени на устранение аварий. На коллегии подчеркнули, что инвестиционные программы невозможны только за счет тарифных источников, нужны бюджетные и заемные средства, а также добавит финансов плата за техническое присоединения к сетям.
Присутствующий на коллегии Госкомитета премьер-министр республики Алексей Песошин отметил, что основные инвестиции, которые были в прошлом году, связаны с развитием территорий под новое строительство. При этом важно понимать как вложения будут окупаться.
- Например в Лаишевский узел порядка 14 миллиардов рублей вкладывается в водоснабжение и канализацию за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ), которые будут погашаться за счет платы за техприсоединение. С другой стороны, эксплуатация и содержание текущих сетей, которые уже долгое время находятся в действии - здесь и амортизация, и инвестсоставляющая в тарифе. Состояние сетей в эксплуатации оставляет желать лучшего. Я не буду озвучивать цифры износа, цифры на восстановление и ремонт, потому что все они относительны. Здесь предстоит работа, - сказал Алексей Песошин.
За неплательщиков заплатят добросовестные жильцы?
Глава Альметьевского района Тимур Нагуманов назвал задолженность населения за коммунальные услуги одной из серьёзных проблем в сфере ЖКХ и это несмотря на почти 100% собираемость платежей. Проблема по его словам, стала нарастать с 2010 года, когда ресурсные компании перезаключали договора с управляющими. На тот момент у УК не было отлаженного механизма по работе с задолженностью населения, в итоге долг увеличивался ежегодно. В 2022 году ситуацию удалось переломить и сейчас в среднем по коммунальным ресурсам остается около 2% долгов. В список должников попадают люди в бедственном положении или профессиональные неплательщики.
- Большая часть квартир пустует, например, хозяин квартиры находится в местах не столь отдалённых или эмигрировал. Яркий пример, владелец квартиры по улице Белоглазова уехал в США, долг полмиллиона рублей. Он о долге знает, но оплачивать его не собирается. Или долг начинает превышать стоимость самой квартиры, понятно, что такой долг никто не планирует отдавать, - сказал Нагуманов.
По расчётам главы района, ресурсным организациям приходится тратить по 300-500 тысяч ежемесячно для поддержания претензионной службы, хотя эти средства могли быть направлены на решения проблем по модернизации коммунальной инфраструктуры.
- Из решений есть, конечно, революционные - учитывать 2% долгов в расчёте тарифов. Также проработать с коллегами легитимные способы борьбы с неплательщиками, механизмы изъятия по суду жилой недвижимости с заменой на меньшей по стоимости. Сегодня этих инструментов не существует и без них понуждать к оплате не имеем возможности, - сказал глава района.
Только по Альметьевскому району долг по оплате ЖКХ составляет 355 миллиона рублей, а по всей республик- девять миллиардов рублей.
К слову дополнительная нагрузка на потребителей чужими долгами может обернуться и обратным эффектом – неплательщиков станет больше. Об этом обязательно стоит подумать как инициаторам предложения, так и желающим воплотить эту идею в жизнь.
Автор: Гузель Касимова