Найти тему
Мир глазами историка

Гимн разврату, или Зачем "Старуха Изергиль" была в советской школьной программе

Иллюстрация к рассказу Максима Горького "Старуха Изергиль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Иллюстрация к рассказу Максима Горького "Старуха Изергиль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

И правда, зачем? И при чём здесь разврат, если речь идёт о советской школе? Уж какие требования декларировались к советскому школьнику, пусть и в самый суровый период истории советской школы, то, казалось бы и само одиозное слово не должно бы употребляться. А что такого нехорошего в известном рассказе знаменитого писателя? Если спросили почти любую учительницу литературы где-то в 1970-е, то она как по писаному наверняка начала бы что-то говорить о подвиге, о самопожертвовании ради общего блага и тому подобное. На самом деле не особенно вникая в содержание произведения и ограничиваясь теми отрывками, что путешествуют из хрестоматии в хрестоматию, потому что нельзя же ставить под сомнение самого зачинателя социалистического реализма. Да и возможностей у учителей советской школы для самообразования таких не было, чтобы уловить ницшеанские мотивы в ранних рассказах Максима Горького без подсказки методических рекомендаций облоно, где тоже про Ницше слышали постольку, поскольку критика его идей приводилась на институтских лекциях.

Сын орла и женщины Ларра. Иллюстрация Безбородова К. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Сын орла и женщины Ларра. Иллюстрация Безбородова К. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Сам рассказ "Старуха Изергиль" был написан тогда ещё молодым, но стремительно набиравшем популярность Алексеем Пешковым, подписывавшимся вполне в духе времени Максимом Горьким, 130 лет тому назад в 1894 году, а в 1895 опубликован. Если кто не помнит, сюжет весь построен на диалоге выступающего от автора молодого человека, приехавшего на заработки в Бессарабию (теперь Молдавия) откуда-то из России, и очень старой местной уроженки по имени (?) Изергиль. Собственно говоря, в основном старуха Изергиль и ведёт рассказ, который литературоведы обычно разбивают на 3 части: легенда о Ларре, автобиография Изергиль, легенда о Данко. Больше всего внимания двум красивым, но, скорее всего, выдуманным самим писателям легендам о двух вариантах сверхчеловека: отрицательном Ларра и положительном Данко. Рассказ старой женщины воспринимается многими просто как связующее звено между притчами.

Существенную роль играет в рассказе сама старуха Изергиль. Полностью сохраняя реалистический характер образа, Горький вместе с тем рисует человека "мятежной жизни". Разумеется, "мятежная жизнь" Изергиль и подвиг Данко — явления разные, и Горький их не отождествляет. Но образ рассказчицы усиливает общий романтический колорит произведения.
(Русская советская литература. Пособие для средней школы. М.: "Просвещение", 1966)

С другой стороны в советских учебниках настойчиво проводилась мысль о том, что самозабвенное служение людям молодой Изергиль сродни подвигу Данко, но принижено отсутствием обозначенной великой цели. Получается, что её подвиг как бы интуитивный, стихийный, неосознанный. Для примера взято учебное пособие 1966 года, но когда автор данной статьи сам учился в школе в начале 1980-х, содержание учебников было аналогичным.

Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать хорошим людям. Но ей не хватало общей цели, того, что мы называем идеалом.
(Русская советская литература. Пособие для средней школы. М.: "Просвещение", 1966)

Вот такая благодушная картина рисовалась в советских учебниках литературы. Этакая душа на распашку, бескорыстно любящая всех людей и помогающая всем нуждающимся. А что получается, если читать текст внимательно и без заранее заготовленных восторгов. Жила девочка Изергиль где-то под Фальми на реке Бырлат (Бырлад) с матерью, помогала плести ковры и бегала на гулянья как и вся молодёжь. В 15 лет она начала взрослый роман с рыбаком

Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!.. А я и не знал про это!» Точно он уж знал всех красавиц до меня! Я дала ему вина и вареной свинины... А через четыре дня дала уже и всю себя...

С насколько серьёзными намерениями этот рыбак предлагал юной Изергиль уехать с ним в Добруджу не так важно, потому что у неё возник интерес к одному из гуцульских бандитов с Карпат.

Но мне уж не нравился он тогда — только поет да целуется, ничего больше! Скучно это было уже.

Обоих её любовников в конце концов арестовали и после суда над ними казнили. То, что румыну, приютившему и, видимо, сдавшему властям, эту бандитскую шайку из гуцулов, потом отомстили, у рассказчицы вызвало явное удовлетворение.

На прощанье пошли к одному румыну в гости, там их и поймали. Двоих только, а нескольких убили, а остальные ушли... Все-таки румыну заплатили после... Хутор сожгли и мельницу, и хлеб весь. Нищим стал.
— Это ты сделала? — наудачу спросил я.
— Много было друзей у гуцулов, не одна я... Кто был их лучшим другом, тот и справил им поминки...

Хотя, вполне возможно, что под словами "пошли к одному румыну в гости" подразумевалось, что пошли этого румына ограбить или рэкетировать, чтобы разжиться деньгами на дорогу домой.

Дальше в перечислении любовных приключений хронология не вполне соблюдается. Примерно в 32 года Изергиль попала гарем к одному турку, откуда через неделю сбежала с 16-летним сыном этого турка. Сбежала в Болгарию в Лом-Паланку, там получила серьёзное ранение ножом в грудь от одной болгарки за своего мужа. Думается, без комментариев самой пострадавшей понятно, за какие такие отношения с этим мужем болгарской женщины досталось от неё Изергиль. Лечилась от раны в одном из тамошних монастырей и увела от ухаживавшей за ней польской девушки её ухажёра, сбежав с последним в Польшу. Скорее всего, в ту часть, что составляла царство Польское в составе Российской империи. Там уже Изергиль стала заниматься проституцией, то есть также "много любить", только за деньги.

Жид один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать. Я ничего не умела и за это платила собой. Но я подумала тогда, что ведь, если я достану немного денег, чтобы воротиться к себе на Бырлат, я порву цепи, как бы они крепки ни были. И жила я там. Ходили ко мне богатые паны и пировали у меня. Это им дорого стоило. Дрались из-за меня они, разорялись. Один добивался меня долго и раз вот что сделал; пришел, а слуга за ним идет с мешком. Вот пан взял в руки тот мешок и опрокинул его над моей головой. Золотые монеты стукали меня по голове, и мне весело было слушать их звон, когда они падали на пол. Но я все-таки выгнала пана. У него было такое толстое, сырое лицо, и живот — как большая подушка. Он смотрел, как сытая свинья. Да, выгнала я его, хотя он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом. Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом.

Тут, скорее всего, кто-то из двоих сильно приврал, то ли сама старуха Изергиль, то ли писатель Максим Горький, в угоду романтичным читателям. А характеристика того самого поляка с изрубленным лицом выдаёт авантюрный характер самой Изергиль.

Все лицо было у него изрублено крест-накрест саблями турок, с которыми он незадолго перед тем воевал за греков. Вот человек!.. Что ему греки, если он поляк? А он пошел, бился с ними против их врагов. Изрубили его, у него вытек один глаз от ударов, и два пальца на левой руке были тоже отрублены... Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно... О, этот, рубленый, был хороший человек! Он готов был идти на край света, чтобы делать что-нибудь. Наверное, ваши убили его во время бунта.

Даже знаменитый слоган о том, что в жизни всегда есть место подвигу налицо. Припоминается автору этой статьи, что в бытность срочной службы году этак в 1987 зам. командира части подполковник Соснин высказался, что в мирное время подвиги совершаются примерно так: один разгильдяй полез куда не надо, а другой полез его спасать. Грубовато, конечно, но не без изрядной доли истины.

Ну а в биографии старухи Изергиль по сюжету происходят следующие перемены. Она покинула своего сутенёра, стала самостоятельной и весьма материально обеспеченной. Вряд ли за это время она обучилась какой-нибудь иной профессии, кроме всё той же древнейшей. В 40 лет по её признанию сама стала бегать за шляхтичем, хотя в этой игре и добилась некоторой победы над ним. Потом разразилось польское восстание, видимо, 1863 года и Изергиль совершает убийство караульного русского солдата чтобы просто повидаться с Аркадэком (с тем самым шляхтичем). Благодаря её преступлению четверым арестованным мятежникам удаётся бежать. А сама уже далеко не юная героиня рассказа решает вернуться на родину.

Так чем же помогала всем нуждающимся героиня рассказа по имени Изергиль? Любила всех, почти всех подряд, турка аж дней 7, пока не наскучило. Любила или, точнее, занималась любовью, такая терминология будет точнее. И не тянуло её почти до старости к постоянству. Вот её замечание по поводу расставания с тем самым поляком, с которым она покинула монастырь в Болгарии.

Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним. Я была счастлива на это: никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками.

Лишь ближе к пожилому возрасту после возвращения на родину Изергиль вышла замуж за молдаванина и вроде как остепенилась. Тот прогал в биографии между примерно 16 и 32 годами жизни, про который ничего из её рассказа ничего конкретного не известно, вероятно, был занят всё теми же похождениями не отягощённой моралью молодой женщины.

Подвиг Данко. Иллюстрация Безбородова К. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Подвиг Данко. Иллюстрация Безбородова К. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Главный герой и этого, и других произведений Максима Горького —человек преступного образа жизни (делинквент). Это любимый писателям типаж литературных героев ("Челкаш", "Каин и Артём", "На дне", "Макар Чудра" и другие). Только со временем делинквентность героев смещалась в сторону политики. Получается, что весь скабрезный диалог между автором повествования и старухой Изергиль можно вкратце охарактеризовать в довольно грубой форме: старая шл@ха рассказывает своему молодому собеседнику про свои похождения в молодости. Попутно ещё и подтрунивает над его скромностью. И это, увы, самое точное описание. Ну а легенды в этом скабрезном анекдоте нужны чтобы придать всему повествованию столь любимый Максимом Горьким романтический тон.

Не слишком сующие нос дальше методичек учительницы литературы в советской школе, конечно, были не в курсе, что молодой писатель Максим Горький, как и многие в конце XIX века, увлекался не только и не столько мимикрирующим под науку марксизмом, сколько живописными афоризмами Ницше, претендующими на философию. Ницшеанские пассажи о сверхчеловеке явно вдохновили русского писателя вставить в рассказ якобы услышанные им притчи о двух героях: Ларре и Данко. Ну а то, что Фридрих Ницше был наиболее почитаемым философом Адольфа Гитлера, знали даже в советских школах. Современная общеобразовательная школа от советской, к сожалению, очень мало чем отличается. А пора бы уже и отличаться в лучшую сторону. Пора бы уже перестать в школах растить деструктивных революционеров.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.