Восточные сказки вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным и школьными уроками сложили в моем сознании образ Бахчисарая как что-то загадочное, волнующее и немного нереальное. Ханский дворец представлялся светлым, воздушным, наполненным солнцем. Как в старом детском фильме "Волшебная лампа Алладина"
Реальность оказалась другой, но не разочаровала. Наоборот, сказка стала близкой, манящей и дарящей веру в чудеса.
От Большой Ялты, где мы обычно отдыхаем, до Бахчисарая дорога петляет вдоль побережья по горным склонам, уходя в глубь полуострова. Спать некогда, едва успеваем вертеть головами в разные стороны и не пропустить всех интересностей от гида. 1.5 часа идет рассказ о достопримечательностях, легендах и сказаниях Крыма. О его древней истории и событиях не столь давних.
Автобусы всегда комфортные, а гиды увлеченные. Питание и остановки в путешествии огранизованы. Мы расслабляемся и просто получаем удовольствие .
Заезжаем сразу в старую часть города. На узких, вьющихся улочках тесно так, что машины с трудом разъезжаются, а прохожие жмутся к стенкам. Словно через временной портал попадаешь в прошлое. За высокими каменными оградами с незаметными калитками притаились невысокие дома. Быстрее всего эти стены не помнят крымских ханов и Пушкина, но ощущение древнего города только укрепляется.
Ханскому дворцу почти 600 лет, датируется он 1532 годом. В нем давно идет реставрация, в 23-м году доступ был только на территорию главного двора. Но мы успели побывать во внутренних помещениях в предыдущие приезды. Сотрудники музея обещали, что в 24-м реставрация будет закончена. Однако, глядя на масштабы работ, верится в это с трудом.
За свою многовековую историю дворец не раз перестраивался. Его территория значительно уменьшилась. Из 4 гаремных дворцов сохранился только один. А ведь по правилам каждая из жен хана имела отдельное жилище со своим двором. Двор не большой, но очень зеленый и тенистый. С уютными беседками для отдыха.
Комнаты не большие, светлых тонов совсем мало. Женщины в Бахчисарайском гареме были весьма образованны и не стеснены в свободе. Их жизнь не ограничивалась четырьмя стенами и воспитанием детей. Они могли в сопровождении мужчин покидать дворец. Путешествовать не только по ближайшим городам, но и за границу. Мать, жены, сестры, дочери хана участвовали в государственных заседаниях и вели дипломатическую переписку.
Зал дивана - место общественной жизни ханства. Здесь встречали послов и принимали важные решения. За почти 600 лет зал не раз менялся, ремонтировался, восстанавливался после пожара. А вот восточные окна сохранились до наших времен.
Цитата из Корана на Золотом фонтане во дворике малой мечети гласит:
- "И напоил их Господь напитком чистым"
Воспетый Пушкиным "Фонтан Слез" по легенде наполнен слезами хана Гирея. Его сердце наполнено тоской по любимой жене Диляре, которую отравила соперница. Из мраморного цветка слезы безутешного мужа наполняют чашу, переливаются через край в другую. И так несколько раз. Боль в сердце хана то стихает, то вновь становится нестерпимой.
Только близкие родственники да особо приближенные лица допускались в эту святыню. Семь поясов михраба означают семь уровней небес, от неба до неба 500 лет пути:
- Первое небо — небо Адама
- Второе небо — пророка Исы
- Третье небо— Юсуфа
- Четвертое небо — Идриса
- Пятое небо — Харуна
- Шестое небо — Мусы
- Cедьмое небо — Ибрахима
И венчает их печать Сулеймана в шестиугольном витраже.
На 28-ми метровую высоту минарета ведет винтовая лестница. По каменным ступеням поднимается на узорчатый балкон муэдзин, призывает правоверных к намазу. Мечеть действующая.
Со смотровой площадки Соколиной башни жительницы гарема наблюдали за жизнью ханского двора. А на первом этаже содержали ловчих птиц.
Музей работает в очень ограниченном пространстве - реставрационные работы в самом разгаре. Но в окрестностях Бахчисарая есть что посетить и посмотреть:
- Свято-Успенский мужской монастырь;
- Пещерный город Чуфут-Кале;
- Мечеть «Тахталы-Джами»;
- Пещерный город Эски-Кермен;
- Монастыри Шулдан и Челтер;
- Девичье, или Мангупское озеро;
- Скальный массив Качи-Кальон.