Время – честный человек, как говорят итальянцы, а они всегда говорят правду, – вот время-то мне и покажет, кто желает мне зла, а кто добра.
П-О. Карон де Бомарше
СРЕДИ ЛЕСТИ И ПАУТИНЫ ИНТРИГ
Багаж знаний молодого Карона был невелик: французский язык, французская история и вечная латынь. Лишь три года довелось ему поучиться в церковной школе. Недостаток образования он с лихвой компенсировал природной любознательностью и смекалкой. С тринадцати лет, вооружившись лупой часовщика, мальчик стал осваивать родовое ремесло. Отец был страшно горд: у него появился преемник. Наследник превзошёл родителя. Пьер-Огюстен усовершенствовал спусковой механизм часов (изобрёл вилку маятника), что позволило к радости парижских щёголей и щеголих уменьшить размеры часов, сделать их более компактными и точными.
Знаменитый королевский часовщик Жан-Андре Лепот попытался присвоить себе изобретение юноши, но был им уличён в воровстве. Парнишка был не промах, поэтому ввязался в ожесточённую борьбу против конкурента, а учёные мужи из Французской академии наук, приглашённые в качестве третейских судей, признали правоту Карона. Лепот был изгнан с должности, а на его место назначили Пьера-Огюстена.
Часы в те времена стоили дорого, были предметом гордости владельца, а потому у юного мастера не было отбоя от клиентов. Фаворитке короля Людовика XV мадам де Помпадур изобретатель преподнёс миниатюрные часики, вмонтированные в оправу перстня, а принцессе Виктории вручил модель с двумя циферблатами с обеих сторон корпуса.
Карон серьёзно увлекался музыкой, с юных лет играл на струнных инструментах, освоил арфу. Неизвестно, сочинял ли он сам, но в устройстве арфы разобрался настолько хорошо, что даже усовершенствовал этот новомодный инструмент: придумал педаль для изменения строя, которой арфисты пользуются до сих пор.
Оригинальный ум, острый язык и находчивость помогли ему завоевать расположение короля, королевы и принцесс, расположили к нему дофина. Карон оставил семейное ремесло. В 1755 году он купил должность контролёра-клерка королевской трапезы с необременительными обязанностями в дни официальных пиршеств шествовать в кортеже перед жарким его величества от кухни до королевского стола. Пьер-Огюстен завязал дружбу с финансистом Жозефом Пари-Дюверне, любимцем всесильной мадам де Помпадур, даже стал его компаньоном по бизнесу.
Его популярность при дворе росла, но множилось и число завистников. «Я только что расстался с целым сборищем плутов и мошенников – всех этих придворных, считающих меня милым забавником», – писал он подруге.
Карон прекрасно осознавал, что аристократы не видели в нем ровню. Однажды один из придворных, желая унизить парвеню, предложил ему починить его часы. Пьер-Огюстен, сославшись на свою неуклюжесть, как будто случайно выпустил их из рук. Те разбились вдребезги. Недруг, вознамерившийся оскорбить бывшего ремесленника, был сам посрамлён.
Пьер-Огюстен неоднократно испытывал на себе бесправное положение выходца из плебейских низов. Не зря даже купив себе дворянский титул, он не переставал восхищаться третьим сословием: «Все выдающиеся люди выходят из третьего сословия. В империи, где существуют только великие и малые, нет никого, кроме наглых господ и гнусных рабов. Одно третье сословие, занимающее промежуточное положение между знатью и чернью, рождает искусства, просвещение и все великие идеи, полезные человечеству».
ПРИВЫЧКА ЖЕНИТЬСЯ
Брак – единственное опасное приключение, доступное даже трусам.
Вольтер
За светские и придворные успехи пришлось заплатить немалую цену. Судьба, как заправский фехтовальщик, наносила удар за ударом. В силу трагических обстоятельств личная жизнь не складывалась. Первая жена Мадлена-Катрин Франке скоропостижно скончалась от лёгочной болезни через десять месяцев после свадьбы, несмотря на все усилия самых опытных парижских врачей. Молодому вдовцу остались в наследство долги и благородное имя де Бомарше в честь одного из поместий госпожи Франке.
Второй супругой Пьера-Огюстена стала состоятельная вдова Женевьева Левек, в девичестве носившая фамилию Уотблед. Брак был заключён по любви. Спустя восемь месяцев в этом союзе родился сын Огюстен. Бомарше давно жаждал стать отцом. Искал только подходящую женщину: «Становитесь отцами – это необходимо; таков сладчайший закон природы, коего благотворность проверена опытом; тогда как к старости все иные связи постепенно ослабевают, одни лишь связи отцовства упрочиваются и крепнут. Становитесь отцами – это необходимо. Эту бесценную и великую истину никогда не лишне повторять людям».
Женевьева не отличалась крепким здоровьем. Во время повторной беременности она заболела туберкулезом, Бомарше нежно ухаживал за ней. Второй ребёнок супругов прожил всего несколько дней. Следом за ним в мир иной отправилась и мадам де Бомарше (1770).
Преждевременные смерти двух жён и маленького сына породили множество слухов, что Пьер-Огюстен Карон де Бомарше их отравил. Доверимся в этом вопросе остроумному и проницательному замечанию Вольтера, утверждавшего, что «Бомарше никогда никого не отравлял и что столь смешной человек не может принадлежать к семейству Локусты».
В третий раз Пьер-Огюстен вступил в брак в 1786 году. Избранницей завоевателя женских сердец стала Мария-Тереза-Эмили Виллермавлаз, которая в течение десяти лет до этого была его любовницей и родила ему дочь Евгению. После заключения брака девочка приобрела статус законного ребёнка. В 1796 году она вышла замуж за Луи-Андре Туссена Деларю. Среди их прямых потомков – французский дипломат, посол в Соединенном Королевстве Жак Деларю Карон де Бомарше (1913-1979), известный библиограф, эссеист Жан-Пьер де Бомарше (1944), антиквар, галерист, историк живописи Жюльен де Бомарше де Ротшильд (1971).
ТАЙНЫЙ АГЕНТ ВЕРСАЛЬСКОГО ДВОРА
Э, кому теперь нужны шпионы. Вымирающая профессия. За них теперь все делают газеты.
Оскар Уайльд
Как представитель «Секрета короля» (тайной разведывательной сети французского монарха) под агентурным псевдонимом шевалье де Ронак (анаграмма фамилии Карон) Бомарше выполнял деликатные поручения Людовика XV. Его первым заданием стала операция по спасению репутации официальной королевской фаворитки Жанны Дюбарри. В Англии литератор средней руки, мошенник и вымогатель Шарль Тевено де Моранд подготовил к печати книгу под броским названием «Секретные записки публичной женщины», в которых смаковал её амурные похождения.
Разыскав в Лондоне автора пасквилей, Бомарше заставил его отказаться от своего намерения. За огромные деньги Моранд продал рукопись и все печатные экземпляры. Весь тираж был сожжён в присутствии Бомарше и других французских представителей.
Пьер-Огюстен завербовал клеветника действовать в интересах Франции. За определённое жалование тот согласился собирать сведения о французах, прибывающих на берега туманного Альбиона. «Полагаю, что его тайные сообщения будут затрагивать также бесконечное множество других политических дел, о которых Ваше Величество всегда будет вовремя извещён мною», – отмечал в своем послании монарху тайный агент Версаля.
В апреле 1775 года Бомарше вновь оказался в Лондоне. На этот раз по поручению Людовика XVI он должен был найти шевалье д’Эона, в руках которого остались секретные бумаги, компрометирующие Францию.
Два отъявленных ловкача быстро нашли общий язык. Подкупом, лестью и посулами Бомарше убедил д’Эона не публиковать письма французского монарха Людовика XV, каждое из которых свидетельствовало о его враждебных намерениях по отношению к Англии и содержало план высадки десанта на британском побережье. Более того, шевалье письменно подтвердил договоренность об оказании тайных услуг королю Людовику XVI.
ТВОРЕЦ ФИГАРО
Услужливый, живой,
Подобный своему чудесному герою,
Веселый Бомарше блеснул перед тобою.
А.С. Пушкин
Увлёкшись идеями Просвещения, Бомарше решил испробовать свои силы на поприще театра. В 1767 году он дебютировал пьесой «Eugenie» («Эжени»), не имевшей большого успеха. Две другие его комедии – «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) до сих пор остаются любимыми пьесами в мировом репертуаре. Они принесли автору громкую славу.
Ознакомившись с содержанием «Женитьбы Фигаро», Людовик XVI изрёк: «Нужно разрушить Бастилию, потому что иначе представление этой пьесы будет опасной непоследовательностью. Сочинитель издевается над всем, что должно уважать в государстве».
Драматическая трилогия о севильском цирюльнике Фигаро стала высшей точкой развития французской драматургии XVIII века. Бомарше создал новый тип комедии – комедию общественно-политическую.
Ближайшие предшественники героя Бомарше – слуги из комедий Мольера и Скаррона (Скапен, Сганарелъ, Жодле), далее следуют персонажи века Просвещения – Жиль Блаз Лесажа, Труффальдино Гольдони. Родственные образы встречаются у Реньяра и Мариво.
Фигаро – самый известный из персонажей, созданных Бомарше. Расторопный слуга и искусный парикмахер, он поспевает и здесь, и там («Figaro qua, Figaro la»). В его честь назвали старейшую французскую ежедневную газету (основана 15 января 1826 года), короткую женскую курточку типа жилета и один из видов плетения цепочки. Чем же заслужил Фигаро такую славу?
«У тебя прескверная репутация!» – говорит ему граф Альмавива. «А если я лучше своей репутации?» – тут же парирует Фигаро.
Его неукротимая энергия и находчивость противостоят легкомысленности и распущенности Альмавивы. Глубоко презирая этого аристократа, мудрый и предприимчивый Фигаро противостоит ему как человек из народа. «Знатное происхождение, состояние, положение в свете, видные должности – от всего этого немудрено возгордиться! А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия? Вы дали себе труд родиться, только и всего. Вообще же говоря, вы человек довольно-таки заурядный. Это не то что я, чёрт побери! Я находился в толпе людей тёмного происхождения, и ради одного только пропитания мне пришлось выказать такую осведомлённость и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми Испаниями. А вы ещё хотите со мною тягаться...», – восклицает «самый смышлёный человек нации» в своем знаменитом монологе.
Приключения Фигаро в чём-то списаны с собственных похождений Бомарше. В каждой из трёх пьес главный герой – это сам драматург в разные периоды его жизни: молодой и задорный в «Севильском цирюльнике», зрелый и многоопытный борец против диких законов в «Женитьбе Фигаро», стареющий прозревший мудрец в «Преступной матери».
Классикой мировой оперной сцены стали три музыкальных шедевра: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» Дж. Паизиелло (1782), «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (1786) и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1816). Кстати, знаменитое крылатое выражение «Figaro qua, Figaro la» («Фигаро здесь, Фигаро там») пришло к нам из каватины Фигаро (первое действие оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини).
Парижане в знак признания заслуг великого соотечественника воздвигли ему памятник работы скульптора Л. Клоссада. Он был открыт в мае 1897 года на месте, где ранее находился дом Бомарше. Драматург изображен в полный рост. Он задумчиво склонил голову, возвышаясь над толпой прохожих. Может быть, сочиняет новую пьесу или оттачивает острое словцо.
Автор: Винокурова Э.Е.