Найти тему
Сделан Я в СССР

10 фатальных ошибок Юрия Лужкова: превратил исторический центр Москвы в торговый лабиринт"

Оглавление

Когда умер Юрий Михайлович Лужков, многие задавались вопросом - а сделал ли он что-то хорошее для нашей столицы за 18 лет своего правления? Пожалуй, единственное, за что можно сказать ему спасибо - это за то, что он тихо и незаметно ушел.

Результаты 18-летнего правления столицей
Результаты 18-летнего правления столицей

Лужков вел себя в Москве как деревенский барин, воспринимая столицу как свою личную вотчину. Он считал возможным самовольно переделывать облик города, возводя себе прижизненные памятники.

Лужков нанес Москве колоссальный урон. Давайте вспомним 10 самых главных ошибок мэра, которые до сих пор остаются шрамом на теле города.

Тотальная застройка торговыми объектами

При Лужкове торговля заполонила весь город. Любой участок земли старались использовать под строительство очередной торговой точки или рынка. Этому способствовала коррумпированная схема — власть «кормила» своих людей, давая разрешения на стройки тем, кто был близок к руководству Москвы.

В итоге город превратился в огромный базар. Торговые ларьки, палатки и киоски заполонили даже центральные улицы. Вместо зеленых зон, парков и скверов росли торговые центры и рынки. Яркий пример — судьба Парка Горького, находящегося в самом сердце столицы. Парк был отдан под застройку коммерческими киосками и ресторанами.

Еще одним символом “лихих 90-х” стал знаменитый Черкизовский рынок. Возникший стихийно в самом центре Москвы огромный вещевой рынок фактически стал “государством в государстве”. Десятки тысяч гастарбайтеров жили, работали и торговали в своеобразном подпольном городе, за высоким забором скрывая от посторонних глаз все что угодно.

Черкизовский рынок в 90-х
Черкизовский рынок в 90-х

Долгие годы этот символ криминальных 90-х процветал под покровительством мэрии, принося немалый теневой доход. Только в 2009 году эту занозу в теле столицы удалось ликвидировать.

Снос исторических зданий

Пик разрушения архитектурного наследия пришелся на 1990-е. Под предлогом «реконструкции» сносились целые кварталы в центре Москвы. Пропадали уникальные здания конца XIX - начала XX века, представлявшие культурную и архитектурную ценность. Таких объектов в столице насчитывались сотни.

По разным оценкам, за годы правления Лужкова было уничтожено около 700 исторических строений. Среди утраченных шедевров — здание Военторга на Воздвиженке и гостиница «Москва». Это были эталонные образцы стиля модерн 1910-1930-х годов. На их месте выросли безликие копии с подземными паркингами и торговыми площадями.

Слева - историческое зднание Военторга, справа - современный новодел
Слева - историческое зднание Военторга, справа - современный новодел

Варварскому сносу подверглись также многие памятники деревянного зодчества XVII века, например, Палаты боярина Романова и церковь Святого Максима Блаженного.

Новоделы вместо оригиналов

При Лужкове в Москве пытались «восстановить» утраченные памятники архитектуры. Но на их месте возводились дешевые копии, лишенные историко-художественной ценности.

Воскресенские ворота Кремля - новодел
Воскресенские ворота Кремля - новодел

Такие как Храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота Кремля или усадьба Царицыно.

Усадьба "Царицыно" - новодел
Усадьба "Царицыно" - новодел

Достоверно воссоздать утраченные сооружения не удавалось, получались нелепые новоделы.

Мэр Москвы напрямую поддерживал такой подход. В своем интервью Лужков заявил: «В московской культуре понятие копий иногда имеет не меньшее значение, чем оригинал».

У строящегося храма Христа Спасителя, 1997 год
У строящегося храма Христа Спасителя, 1997 год

Первым в этом печальном списке идет главный собор страны — восстановленный храм Христа Спасителя. Казалось бы, чего можно было испортить в благом деле — вернуть православной Москве ее главную святыню. Однако Лужков и здесь не удержался от показухи.

Храм Христа Спасителя в начале ХХ века
Храм Христа Спасителя в начале ХХ века

Вместо тщательной реконструкции шедевра русской архитектуры XIX века, храм был фактически построен заново в формах, далеких от оригинала. Грубые ошибки реставраторов в пропорциях, дешевые материалы, сомнительные архитектурные решения — все это вызывает недоумение у специалистов.

Современный вариант храма
Современный вариант храма

Печально, что по сути уникальный шанс восстановить главный православный храм Москвы был упущен.

«Торговая» Манежная площадь

За годы правления Лужкова облик Манежной площади, прилегающей к стенам Кремля, полностью изменился. Ее превратили в выставочно-торговый комплекс.

Территория Манежной площади
Территория Манежной площади

Вокруг исторических памятников, вырос «лужковский» торгово-развлекательный центр «Охотный ряд». Комплекс загородил вид на Иверскую часовню и здания Кремля.

Торгово-развлекательный центр «Охотный ряд»
Торгово-развлекательный центр «Охотный ряд»

"Охотный ряд" на Манежной площади, гигантский Атриум на Площади Курского вокзала, Европейский ТРЦ на площади у Киевского вокзала — это лишь самые одиозные примеры того, как исторический центр Москвы превращался в “город в городе” из безликих торговых рядов.

ТРЦ "Атриум" на Площади Курского вокзала
ТРЦ "Атриум" на Площади Курского вокзала

И пусть эти торговые “монстры” приносили немалый доход в бюджет, потери для культурного облика Москвы несоизмеримо больше

Критики указывали, что огромный ТРЦ наносит непоправимый ущерб архитектурно-исторической среде Красной площади и всего московского Кремля как памятника ЮНЕСКО. Но Лужков проигнорировал это мнение.

«Лужковский стиль» в архитектуре

Эпоху Лужкова уже окрестили «лужковским стилем» в архитектуре. Что это такое? Лужковский стиль — проявление архитектурного бескультурья, когда здания возводятся лишь ради прибыли.

Это кичливые высотки, торговые и бизнес-центры. Они игнорируют исторический контекст и окружающую застройку.

Во главу угла ставятся интересы инвесторов и их желание максимизировать доходы
Во главу угла ставятся интересы инвесторов и их желание максимизировать доходы

При Лужкове в Москве выросли сотни таких уродливых зданий. Эти небоскребы загородили исторические панорамы Москвы.

Кроме того, лужковский стиль отличает пренебрежение к роли архитекторов и градостроителей. Вместо этого во главу угла ставятся интересы инвесторов и их желание максимизировать доходы.

Транспортный коллапс

При Лужкове число машин в Москве выросло в несколько раз. Но развитию дорожной инфраструктуры внимания почти не уделялось. Метро строилось крайне медленно. Наземный транспорт тоже перестал справляться с потоками машин.

В итоге Москва погрузилась в перманентные транспортные пробки и коллапсы. Простоять в пробке по 2-3 часа стало нормой для москвичей.

Лужков же всячески поощрял автомобилизацию, которая только усугубляла ситуацию. Он лоббировал интересы автовладельцев в ущерб общественному транспорту и пешеходам.

Одним из самых амбициозных проектов Лужкова стала попытка построить в Москве третье транспортное кольцо. Частично его проложили через промзоны или под землей - и это нормально. Но около половины кольца прошло просто под окнами жилых домов, чтобы упростить работу строителям.

Третье транспортное кольцо
Третье транспортное кольцо

В итоге тихие городские улицы превратились в шумные магистрали. Люди получили пробки и выхлопы прямо под окнами. Интересы пешеходов никого не волновали - главное было ублажить автомобилистов. А толку-то? Проблему пробок транспортное кольцо не решило.

Третье транспортное кольцо Лужкова навсегда останется шрамом на теле Москвы.

Визуальное загрязнение города

Еще один бич Москвы времен Лужкова — тотальное визуальное загрязнение. Улицы утопали в куче вывесок, рекламы и проводов. Дома были исписаны граффити. На каждом шагу встречались горы мусора и грязи.

Бороться с этим Лужков не спешил. Зато он активно использовал городское пространство для своей саморекламы и пиара. При нем Москву заспамили гигантскими баннерами с поздравлениями якобы от мэра. Такими как "С Новым годом, дорогие москвичи!".

Прикрытие незаконного строительства

Мэрия под руководством Лужкова фактически легализовала в Москве "самострой". Застройщики нагло возводили коттеджные поселки, торговые центры и прочие объекты без всяких разрешений и согласований.

Руководство города попустительствовало и покрывало такие нарушения. Все потому, что многие незаконные застройки принадлежали людям из окружения самого Лужкова.

В итоге Москва тонула в хаотичной и безобразной застройке. А судьба зеленых зон вообще никого не волновала.

Одним из самых амбициозных проектов Лужкова стал новый район Новое Ховрино на севере Москвы. За короткий срок на пустыре вырос целый микрогород с сотнями тысяч жителей. Власти активно внедряли здесь новые технологии — компьютеризацию ЖКХ, видеонаблюдение на улицах, единые парковочные стойки.

Однако на деле далеко не все было гладко в этом “городе будущего”. Дешевые материалы и брак в строительстве привели к тому, что уже через несколько лет многие дома приходилось капитально ремонтировать.

Превращение Москвы в "город Лужкова"

За время своего долгого правления Лужков фактически превратил Москву в "город Лужкова". Он контролировал все: от строительства до культурной жизни, от финансовых потоков до СМИ.

Мэр окружил себя приближенными, которые занимали ключевые посты в правительстве Москвы и муниципалитете. Огромные бюджетные деньги утекали "своим" людям на различные городские проекты — со строительством метро, благоустройством улиц и так далее.

Критиковать Лужкова было почти невозможно. Он контролировал основные СМИ, а неугодные ему издания под разными предлогами закрывали. Мэрия не гнушалась административным давлением на оппозицию и протесты.

В 2004 году в столице открыли инновационную дорогу - монорельс. Этот проект любил сам Лужков и считал одним из козырей Москвы в борьбе за право провести Олимпиаду-2012. На деле же монорельс оказался безумно дорогой игрушкой, не способной окупать даже расходы на электричество.

Монорельс - дорогая игрушка мэра Лужкова
Монорельс - дорогая игрушка мэра Лужкова

Система требовала миллиард рублей дотаций в год при полной загрузке вагонов. Реальные пассажиропотоки были в разы меньше. К тому же из-за проектных ошибок приходилось ездить с черепашьей скоростью. А спустя 10 лет конструкции начали разрушаться - денег на ремонт не было, технологии утрачены.

Сейчас город хочет демонтировать нерентабельный монорельс и переделать трассу под обычный трамвай. Так завершится история очередной авантюры лужковских времен. Этот аттракцион для мэра обошелся Москве в десятки миллиардов рублей.

Рост социального неравенства

При Лужкове резко возросло имущественное расслоение москвичей. С одной стороны, появился класс "новых русских" во главе с чиновниками и приближенными к мэру бизнесменами.

С другой — миллионы рядовых москвичей едва сводили концы с концами. Даже снимать "квартиру" в обшарпанном общежитии для них было непозволительной роскошью.

При этом бюджет Москвы в годы правления Лужкова вырос в десятки раз за счет нефтедолларов и обогащения столичной элиты. Но вот плодами экономического роста смогли воспользоваться лишь избранные.

Таким образом, период правления Лужкова — это 18 лет разрушения архитектурного облика Москвы, транспортного коллапса, коррупции в градостроительстве и безудержного обогащения чиновничье-олигархических кланов.

-15

С уходом Лужкова жители Москвы почувствовали надежду на перемены к лучшему. Хотя многие ошибки и просчеты его эпохи исправляются до сих пор. Но москвичи уже не хотят возвращения в те безрадостные времена.

Друзья, а вы что думаете о результатх правления мэра Москвы Юрия Лужкова? Делитесь в комментариях.

Дети Лужкова: кто они и чем занимаются сегодня

Прошу поддержать меня - подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте – буду Вам благодарна 😊😊😊

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где много интересного и еще больше живого общения 👍👍👍