Интервью с Дмитрием Богдановым, идейным вдохновителем Ассоциации Отельеров АМОС (г. Сочи). Записано в 2022 г.
Надежда Макатрова: Дмитрий, хочу обсудить с Вами деятельность Ассоциации Отельеров АМОС. Не скрою, лично я долго время скептически относилась к созданию общественных организаций, считая их инструментом PR их основателей и распределения бюджетных средств. Но в последние годы, наблюдая за тем, что происходит в российском туризме, я понимаю, что глубоко ошибалась. И все же у меня остается вопрос: зачем туротрасли сразу несколько общественных организаций по схожей тематике. С какой целью создавалась Ваша Ассоциация АМОС? Вы же ее основатель?
Дмитрий Богданов: Нет, все-таки основателем была и остается Валентина Николаевна Богданова. Если позволите, я начну с предыстории, а потом уже подробно поговорим про Ассоциацию АМОС. Дело в том, что я очень люблю все, что связано с общественными организациями. На мой взгляд, в нашей стране подавляющее большинство людей и в первую очередь элиты не совсем правильно понимают, как должно быть устроено общество.
Надежда Макатрова: Что Вы имеете в виду?
Дмитрий Богданов: Есть три самых значимых общественных института: государство, бизнес и общественные организации. Наше государство за последние 30 лет вложило в собственное развитие колоссальные ресурсы: огромный государственный бюджет, опирающийся на высокие налоги, мощные силовые структуры, соответствующие законы, по-настоящему сильный лидер. Граждане могут любить Владимира Владимировича, могут его не любить, но он настолько плотно укрепился на своем месте, что остальному миру этот фактор приходится учитывать. Начиная с 1992 года на развитие государства ежегодно расходуются сотни миллиардов долларов. И получается, государство — это такой монстр, у которого есть множество рычагов управления, начиная от силовых структур и заканчивая собственными вузами, СМИ и всем прочим.
Вторая общественная составляющая — это бизнес. Бизнес в России тоже мощный. Это и корпорации с олигархами, и средний бизнес, и малый бизнес. Здесь тоже есть свои институты, СМИ, мощная IT-индустрия, люди. Сюда же можно отнести и ресурс социальных сетей. Но бизнес слабее, чем государство, поэтому бизнес никак не может отстоять перед государством свои вполне разумные и адекватные интересы, что на самом деле плохо и для бизнеса, и для государства. И третий институт — это общественные организации, которые за последние 30 лет не обрели ни денег, ни бюджетов, ни информационной поддержки, ни инструментов обучения людей, ни собственных университетов или сильных СМИ. Этакий бедный родственник по сравнению с бизнесом и государством. За такой перекос наше общество расплачивается не самой благополучной жизнью.
Многие выдающиеся люди говорили от том, что именно через общественные организации общество и должно задавать цели и говорить о том, что сейчас не так по тому или другому направлению. И я с этим мнением полностью согласен. Иными словами, общество через общественные организации определяет картинку будущего, которое для него привлекательно, и одновременно описывает исходную точку А, в которой общество сейчас находится. И это касается любых вопросов: отношений мужчин и женщин, насилия в семье, темы абортов, регулирования бизнеса государством и т.д. При этом общество через общественные организации должно уметь убедительно доказывать, почему тот или иной сценарий перехода от исходной точки А к желаемой точке Б предпочтителен. Понятно, что идеальных сценариев не бывает, но бывают лучшие из возможных. И эти сценарии надо претворять в жизнь через государство и через бизнес. То есть, по сути, не государство и не бизнес должны быть главными, а главными должны быть общественные организации.
Надежда Макатрова: А способны ли они и готовы ли генерировать такие идеи и сценарии преобразований, учитывая их текущую позицию бедного родственника?
Дмитрий Богданов: Чтобы так было, конечно, нам всем нужно многому учиться, получать необходимые знания, умения, навыки, учиться быть убедительными. Если общественные организации станут важной частью нашей жизни и будут работать правильно, то и наша жизнь начнет меняться. Если обратиться, например, к опыту США, то мы увидим, что общественные организации играют там очень большую роль. Большинство наших граждан в этом не разбирается и не следит за тем, что происходит в общественной жизни в других странах, до нас только отголоски долетают. Скажем, в Америке если граждане решили выступить за разрешение или, наоборот, за запрет абортов, так там на манифестацию выходит 150 тыс. человек, поддерживающих ту или иную общественную организацию, которая предложила такую инициативу.
Надежда Макатрова: Сейчас, наверное, некоторые наши читатели напряглись, опасаясь, что Вы агитируете за активное участие в пикетах и т. п....
Дмитрий Богданов: Боже упаси! Я лишь хотел проиллюстрировать степень вовлечения рядовых граждан в общественную жизнь. Я знаю, что руководители компаний в тех же США обычно имеют членство, как минимум, в трех-четырех общественных организациях, куда ежемесячно платят взносы. Допустим, руководитель небольшой турфирмы в Майами может состоять в местном клубе «Ротари» и платить 200 долларов каждый месяц. Он может также состоять в обществе любителей гольфа и, скажем, в обществе защиты домашних животных. Это минимум. Очень часто человек состоит в 7-8, а иногда в 10-12 общественных организациях.
Надежда Макатрова: Где он столько времени находит для всех?
Дмитрий Богданов: Сейчас объясню. И учитывайте, что при этом человек ходит на работу, у него семья, дети. Просто в одной организации он может участвовать в совещательном режиме, выслушивать предложения, голосовать и делать членские взносы. Где-то он может работать волонтером, то есть вкладывать свое время, но при этом меньше совещаться. Кого-то он просто поддерживает деньгами, говоря: «Ребята, у меня не хватает на вас времени, но мне нравится то, за что вы ратуете, я вам буду перечислять по 50 долларов каждый месяц». И такая ситуация – норма.
Надежда Макатрова: Неужели люди действительно вдумчиво относятся к такой общественной деятельности, учитывая бешеный ритм жизни? Я, скорее, склонна думать, что это неизбежное принятие на себя части социальной нагрузки подобно тому, как многие предприниматели в нашей стране помогают нуждающимся под девизом: «Я зарабатываю, и у меня есть возможность помочь». Без далеко идущих стратегических целей.
Дмитрий Богданов: Там действительно другое отношение. Если взять американскую элиту на уровне руководителей средних и крупных компаний, но не уровня глобальных корпораций, а попроще, то там люди реально понимают, что никто за них этого не сделает. Если они не будут объединять усилия, чтобы улучшить жизнь для себя самих, то будет только хуже, потому что никто о них заботиться не собирается. Об этом ведь еще Аристотель писал 2500 лет назад. Поэтому они делают это сознательно, и это входит в привычку. А теперь давайте вернемся в нашу сферу туризма, в которой лично я работаю уже давно — 25 лет.
Представьте, в Сочи, а это главный курорт страны на юге России, толком не было ни одной общественной организации. Я многократно пинал отельеров на предмет создания объединения в гостиничной и курортной сфере, не дожидаясь команды со стороны власти. Ведь у нас действительно много общих задач, позицию по которым надо донести наверх, а сделать это от лица общественной организации гораздо эффективнее. Это и вопросы с кадрами, и вопросы, касающиеся реноме отрасли, и многие другие, которые затрагивают не два-три объекта, а всех. Но мои попытки ничем не заканчивались, поскольку никто не готов был тратить на это время и силы. Мы ведь этому не научены и не знаем, как правильно нужно работать в общественных организациях. И тут в Сочи приезжает на ПМЖ Валентина Николаевна, ставшая впоследствии моей супругой. Она, будучи коммерческим директором на тот момент самого крутого отеля в Крыму, уже два с лишним года вела группу в Фейсбуке (социальная сеть, запрещенная в России) «Отельеры Крыма». В рамках этой группы они организовывали обучающие и прочие мероприятия, помогали друг другу в проблемных ситуациях, например, при отключении электричества, если нужно было переселить людей или разместить их в отеле более высокой категории, записывали вебинары и т.д. Словом, для Валентины Николаевна это была привычная деятельность. Общественная работа была для нее естественной потребностью в жизни. Когда я рассказал ей, что в Сочи до сих пор нет отраслевой общественной организации, она очень удивилась. В общем, я подтолкнул ее заняться этим вопросом. Она собрала отельеров и сказала, что отсутствие общественного объединения отельеров на главном курорте страны — это нонсенс, рассказала о том, что они делали в Крыму, и предложила все-таки взяться за эту совместную деятельность.
Первоначально она не хотела возглавлять эту работу, поскольку она все-таки не из местных, но готова была помогать, опираясь на свой опыт. Однако, выступая организатором последующих встреч и обсуждений на регулярной основе, в итоге все пришли к тому, что надо делать общественную организацию, и возглавить ее должна Валентина Николаевна. Так сначала без госрегистрации, а потом уже и с регистрацией появилась Ассоциация Отельеров АМОС.
Надежда Макатрова: То есть Ваша роль во всем этом процессе не была главной?
Дмитрий Богданов: Нет. Я реально старался не вмешиваться в процесс объединения и в дальнейшем в деятельность ассоциации. Я считаю, что у каждого должно быть свое дело в жизни, свой кусок. Я был рядом, мог высказать свое мнение, в чем-то помочь советом или чем-то другим по мере сил, но я не был во главе всего этого дела.
Надежда Макатрова: АМОС как-то расшифровывается?
Дмитрий Богданов: Нет, АМОС не расшифровывается, это не аббревиатура, хотя люди извне все время пытаются предложить свою версию: Ассоциация мощных отелей страны или Ассоциация мудрых отелей страны и т. п. Мне ближе позиция, что АМОС — это один из библейских пророков, но я не провожу прямых параллелей. Кому интересно, можно почитать книгу пророка Амоса.
Надежда Макатрова: За решение каких задач взялась Ассоциация Отельеров АМОС?
Дмитрий Богданов: Ключевой задачей была и остается помощь отельерам Сочи в вопросах развития бизнеса, повышения уровня сервиса, сокращении издержек и т.д. Проводилось множество мероприятий для обучения, обсуждения, разработки совместных отраслевых документов, были выезды в другие регионы и за границу для обмена опытом, учебные туры, велась работа по взаимодействию с органами власти, в т.ч. через участие в разного рода советах, экспертных и рабочих группах. Был целый ряд очень крутых проектов. К примеру, состоялся конкурс среди менеджеров по продажам в отелях, причем получилось такое образцово-показательное мероприятие, после которого наиболее яркие участники конкурса стали топ-менеджерами крутых отелей. Раньше проводились конкурсы, к примеру, среди официантов и горничных, где выбирали и награждали лучших. Валентина Николаевна говорит: «Кто зарабатывает отелю деньги? Менеджеры по продажам. Почему бы не сделать конкурс лучшего в этой профессии, чтобы подсветить талантливую молодежь и успешных сотрудников, которые должны получить общественное признание?»
Она нашла классную площадку, пригласила очень крутых экспертов: Александра Ветитнева, Андрея Апухтина, Елену Бауэр и других. Важно, что и сами участники оценили уровень мероприятия очень высоко. Кстати, Александр Михайлович Ветитнев потом написал, что в Сочи за последние 20 лет было предпринято 17 попыток создания ассоциации в гостиничной индустрии. За это брались и чиновники, и депутаты городского собрания, и руководители ведущих здравниц, а получилось только у Валентины Николаевны.
Надежда Макатрова: Но ведь существует много федеральных отраслевых ассоциаций: ФРиО, ОСИГ, Гостиничная ассоциация и т.д. Зачем понадобилось делать свою ассоциацию, а не стать, к примеру, региональным отделением ФРиО или кого-то другого?
Дмитрий Богданов: Хороший вопрос. А теперь я Вас спрошу: какие цели у ФРиО?
Надежда Макатрова: Дословно не знаю, но подозреваю, что способствовать более успешному развитию ресторанно-гостиничной индустрии.
Дмитрий Богданов: А какие цели у ОСИГ?
Надежда Макатрова Близкие к ФРиО. Наверное, отстаивать интересы тех, кто работает в индустрии гостеприимства.
Дмитрий Богданов: В том-то и дело. У правильной общественной организации должна быть цель, которая объединяет вокруг себя разных людей. У нас в стране часто объединяются не вокруг цели, а вокруг человека или нескольких людей, потому что у нас такое культурное пространство, но правильнее объединяться вокруг целей. А в идеале, когда есть и цели, и люди. Так вот цель Ассоциация Отельеров АМОС – сделать так, чтобы курортно-туристический макрорегион Юг России, включая Крым, курорты Краснодарского края, Кавминводы, Северный Кавказ, а также нашего соседа Абхазию, за ближайшие 20 лет вышел на позицию №1 или хотя бы вошел в число мировых лидеров по привлекательности для определенных сегментов в сравнении с другими ведущими туристическими макрорегионами мира. К примеру, есть макрорегион Анталья, куда входят Белек, Кемер, Лара, Сиде, Аланья. Туристы редко говорят, что они едут конкретно в Сиде или в Манавгат, они объединяют это общим названием Анталья. Так и в нашем случае – Юг России.
Надежда Макатрова: Под привлекательностью Вы подразумеваете привлекательность для туристов?
Дмитрий Богданов: Не только. Стать лидером по привлекательности – это сделать так, чтобы инвесторам было в кайф вкладываться именно сюда, чтобы хозяевам было в кайф владеть объектами в этом макрорегионе, т.е. отелями, санаториями, объектами показа, ресторанами. Чтобы у руководителей предприятий была возможность обеспечивать высокую эффективность бизнеса и высокий уровень сервиса, чтобы сотрудники могли зарабатывали хорошие деньги, чтобы бюджеты всех уровней получали высокие налоги. Но самое главное, чтобы гости хотели приехать именно сюда, а потом возвращаться снова и снова.
Надежда Макатрова: Вы считаете, что эта цель реалистична?
Дмитрий Богданов: Да. Мы не сможем это сделать за 2 года. И за 5 лет, скорее всего, не сможем. А вот за 20 лет может получиться, шанс стать лидером есть.
Надежда Макатрова: Каким образом?
Дмитрий Богданов: У нас нет 100 млрд. долларов в сейфе, чтобы прямо сейчас сделать тут сказку. Но была выбрана следующая технология. Если мы сможем сделать так, чтобы число специалистов мирового уровня, работающих в нашем макрорегионе, стало больше, чем это число, скажем, в Шарм-эль-Шейхе, или в Анталье, или в Бодруме, или на греческих курортах, или в Римини, то у нас есть шанс. Потому что если в Анталье работает 2000 специалистов мирового уровня, а у нас их 50, то мы явно проиграем. Если будет по 1000 и у них, и у нас, то можно побороться. А если у них 1000, а у нас 5000, то все сливки будут у нас. Да, мы не можем вложить 100 млрд. долларов в туриндустрию, но мы можем способствовать тому, чтобы у нас появилось много специалистов мирового уровня. Как? Мы начинаем работать со студентами, с инвесторами, с владельцами объектов, с органами власти, с экспертным сообществом, со СМИ. Мы подсвечиваем негативные примеры – как не надо делать, и подсвечиваем лучшие мировые практики и лучшие практики в России. Тем самым мы создаем разность потенциалов, чтобы всем хотелось двигаться от менее успешного к более успешному.
Согласитесь, простая и понятная технология. Но если вдруг завтра кто-то предложит более интересные сценарии, мы скажем: «Ребята, ура, давайте их реализовывать!» Пока, к сожалению, никто ничего лучше не предложил. А у ФРиО и ОСИГ другие цели. Ни у одной федеральной организации не стоит задача сделать макрорегион Юг России в плане туризма номером один в мире. Нужно ли Ассоциации АМОС дружить с этими ассоциациями? Конечно! И Валентина Николаевна подписала в свое время множество соглашений о партнерстве и сотрудничестве с этими общественными организациями и даже стала общественным представителем АСИ по теме туризма в Краснодарском крае. В общем, все зависит от целей. Если кому-то ближе цели ФРиО или ОСИГ, то надо идти туда и тратить свои силы, время и деньги на достижение их целей. А если кому-то ближе цель, озвученная Ассоциацией АМОС, то есть смысл выстраивать взаимодействие с этой организацией. АМОС – это инструмент. Ни у кого никогда не было цели создать просто общественную организацию. Но были цели что-то изменить в этом мире к лучшему.
Надежда Макатрова: Как родилась такая амбициозная цель?
Дмитрий Богданов: Эту цель предложила Валентина Николаевна. Обсудила с отельерами, нашла единомышленников, нашла партнеров и, получив поддержку, развернула бурную деятельность. Настолько бурную, что к декабрю 2020 года она стала очень заметной фигурой на туристической ниве не только в Сочи, но и в России в целом, опережая по числу ссылок, выдаваемых в Гугле, даже мэра Сочи. Деятельностью АМОС заинтересовались и внутри города, и в Госдуме, и в Ростуризме.
Если Вы помните, то, когда случилась пандемия, месяца два все были в шоке. В ночь с 27 на 28 марта 2020 года Михаил Мишустин подписал распоряжение о закрытии всех курортов в стране. Так вот в 10 утра следующего дня (это была пятница) Валентина Николаевна уже опубликовала анонс о том, что во вторник Ассоциация Отельеров АМОС собирает первую антикризисную конференцию, на которой будем обсуждать, что и как делать в столь внезапно изменившихся условиях. Она поняла, что нужна серия конференций с лучшими экспертами страны и практическими советами отелям, санаториям, пансионатам, курортам, гостевым домам о том, как действовать в ситуации, в которой никто раньше не был. В апреле она провела 8 конференций, в мае — еще 7, т.е. 15 конференций за 2 месяца с участием до 3000 человек.
Надежда Макатрова: Это были онлайн конференции?
Дмитрий Богданов: Да. И, по отзывам огромного количества людей со всей страны, АМОС во главе со своим руководителем были единственными, кто в тот момент не паниковал, а предложил реальные понятные шаги, чтобы выбраться из этой ситуации с наименьшими потерями. Выступала замглавы Ростуризма Елена Лысенкова, Александра Усова из санатория «Кивач», были представители Алтая, Крыма, т.е. это было не какое-то местечковое мероприятие, а конференции, сделанные на высочайшем уровне. По итогам этих 15 конференций удалось добиться корректировки правил Роспотребнадзора, введенных для отелей и санаториев. И спустя месяц-два после этих конференций стали появляться многочисленные конференции-клоны по всей стране, зачастую с теми же самыми спикерами и дословными темами. Но Валентина Николаевна мудро считала, что раз воруют, значит, АМОС делает хорошее дело.
Я искренне полагаю, что за эту работу – мгновенно отреагировать на ситуацию и в фантастически сжатые сроки реализовать реальную программу информационной поддержки отрасли – правительство должно было бы присвоить Валентине Николаевне государственную награду. Я вижу, за что присваивают государственные награды в туризме на протяжении последних лет. Да, там достойные люди, добившиеся больших успехов в своих проектах. Но в данном случае это была очень сложная работа, проделанная в кратчайшие сроки в интересах всей отрасли. Ведь ситуация для туриндустрии действительно была критическая. Сейчас мы все грустим об ограничениях в условиях спецоперации, но мы уже прошли пандемию, а тогда в первые два месяца было ощущение катастрофы.
Надежда Макатрова: Хочу задать провокационный вопрос. Эксперты, которые выступали на этих антикризисных конференциях, тоже ведь не имели опыта работы в подобных условиях. Будучи профессионалами-практиками, они, безусловно, могли предполагать, как лучше действовать, но это не были знания, проверенные на собственном опыте. И все-таки Валентина Николаевна рискнула. Почему? Что убедило ее в правильности такого подхода?
Дмитрий Богданов: Объяснение простое: никто из нас не встречается с чем-то таким, с чем раньше человечество не встречалось. Вопрос лишь в том, как понять происходящее, как провести параллели и как правильно адаптировать прошлый опыт под текущую ситуацию. А Валентина Николаевна в этом хорошо ориентировалась, у меня тоже были мысли на этот счет. Что всех тогда волновало? Как поступить с персоналом, как поступить с информационным фоном, с каким вопросом или предложением отели, пансионаты и санатории могут выйти к органам региональной власти, как посчитать свои убытки, как вообще поступать в незнакомой кризисной ситуации. Чтобы ответить на эти вопросы, можно изучить военный опыт, можно взять рекомендации из материалов Harvard Business Review по преодолению кризисов, можно проанализировать, какие кризисы уже были. Я, например, рассказывал участникам о пандемии испанки 100-летней давности, какие были удачные и неудачные решения в то время, какая ситуация была в обществе после той пандемии, и какой опыт мы можем оттуда извлечь. Я до сих пор периодически читаю эту лекцию в разных регионах и в Москве, в т. ч. высокопоставленным чиновникам, и люди горячо благодарят за нее.
Надежда Макатрова: Очень интересно! Думаю, такое осмысление прошлого опыта было бы полезно транслировать если не на федеральных телеканалах, то в федеральных СМИ точно.
Дмитрий Богданов: Знаете, мне грех жаловаться, у меня постоянно берут интервью, в т. ч. федеральные телеканалы и издания. Но проблема в том, что часто журналисты готовы интересоваться, простите за жаргон, всякой фигней, а не тем, что по-настоящему важно большому числу людей в нашей стране. Причем я могу рассказать об этом ярко и образно, но они честно признаются: «Дмитрий Владимирович, у нас запрос другой». Поэтому на самом деле я понимаю скепсис, который прозвучал в Вашем вопросе.
Надежда Макатрова: Просто в нынешних условиях появилась целая армия желающих хайпануть на горячей теме. Конечно, если человек опытный, с мозгами и детально понимающий работу в отрасли, он найдет решение и других научит. Но, боюсь, что таких людей на порядок меньше, чем тех, кто умеет убедительно надувать щеки.
Дмитрий Богданов: Почему Валентине Николаевне было проще? У нее в жизни были периоды преодоления серьезных кризисов. Например, к моменту вхождения Крыма в состав России она работала коммерческим директором лучшего отеля 5* в Крыму. Представьте, Крым становится российским. Что это значит? Все связи и все договоры отеля прекращают свое действие, меняется валюта, терминалов нет, банковских карт нет, российских банков в Крыму нет, клиентов нет. Огромный наработанный пласт работы стирается. А мы понимаем, что в отеле 5* качество обслуживания должно оставаться на уровне. Она рассказывала, что лично в сумке возила омаров самолетом из Москвы. Они у нее в Москве жили в отеле в аквариуме. Это просто для иллюстрации широты проблемы. Нужно было с нуля выстроить продажи не только для своего отеля, но и помочь партнерам и друзьям в сообществе отельеров Крыма. Согласитесь, не у всех был такой опыт.
Надежда Макатрова: Да, соглашусь.
Дмитрий Богданов: Для понимания, это был отель, в котором принимали Билла Клинтона, Дженнифер Лопес, вице-премьера Правительства РФ и других. Конечно, в отеле был генеральный менеджер, но у него другие задачи, а Валентина Николаевна разруливала все оперативные вопросы по приему такого рода гостей: кому вертолет, кому пикник, кому музыкальный вечер на рояле в номере или выставку картин. И в этих условиях вдруг отключается электричество. Или, помните, в течение первых двух лет после присоединения Крыма там были серьезные проблемы с водоснабжением. А у тебя VIP гости... Ежедневное антикризисное управление.
Добавлю, что Валентина Николаевна с детства инвалид второй группы. Ее прооперировали в 3 года и удалили часть легкого, запретив большие нагрузки, поскольку легкие и сердце могут не справиться. Это, правда, ее не останавливало в учебе и в работе, где она выкладывалась на 100%. Поэтому ее не нужно было учить, как действовать в кризис и не терять самообладания. Она это знала гораздо лучше многих. По этой причине ей удалось привлечь нужных спикеров и правильно их сориентировать, чтобы дать аудитории максимум пользы. Кстати, все материалы тех 15 конференций есть в открытом доступе, и их можно посмотреть. Понимаю, что моя оценка субъективна, но мы действительно получили огромное количество восторженных и благодарных отзывов от участников этих конференций со всей страны.
Надежда Макатрова: Сколько лет исполнилось Ассоциации АМОС к этому моменту?
Дмитрий Богданов: Сообщество отельеров начало формироваться в конце 2016 года, а официальная регистрация ассоциации состоялась в сентябре 2017 года.
Надежда Макатрова: Поздравляю с 5-летним юбилеем! А по какому принципу строится финансирование деятельности ассоциации? Это членские взносы, или есть спонсоры?
Дмитрий Богданов: Решением правления членские взносы на протяжении всех этих пяти лет определены в размере 0 рублей. Мы принципиально не гонимся за количеством участников, и мы не гонимся за сбором членских взносов, потому что суть общественной организации в другом. Когда начинаются членские взносы, то потом ответственный сотрудник бегает за всеми, пытаясь их собрать. У нас договоренность другая: мы хотим в качестве членского взноса иметь от участника один час волонтерства в неделю. Что мы подразумеваем под волонтерством? Разное. Например, если один отельер встретился с другим отельером, они пообщались, поделились мнением о текущем сезоне, заодно сфотографировались и опубликовали пост об этом в социальных сетях, то час волонтерства им засчитан. Если отельер прочитал хорошую книжку, поделился с коллегами ключевой идеей и посоветовал другим прочитать, то тоже волонтерство засчитано. Если отельер сходил на какое-то деловое мероприятие, а потом поделился полезными выводами с остальными – тоже час засчитан. Взял кого-то на практику, уделил время молодому студенту, увидел неправильное решение и написал об этом пост с рекомендацией в соцсетях – засчитано.
По большому счету, если мы делаем что-то, что полезно не только нам, но и другим людям в нашей отрасли и что способствует пусть маленькому, но улучшению нашей курортной сферы, то это засчитывается за час волонтерства. В этом случае каждый член ассоциации может легко 52 часа в год поработать волонтером. А если нас 20 или 50 человек, то получается серьезная мощь. А дальше мы говорим: «Проанализируйте свои волонтерские часы за последние два года. Что вам нравится в плане эффективности вашего волонтерского времени? Можно ли повысить эффективность и как?» И потихонечку мы приходим к качественно другому результату. А если планировать действия осознанно по линии ассоциации как исполнительной структуры, то результаты получаются впечатляющие. И если бы так действовали все общественные организации, то был бы совсем другой эффект. Как Вы думаете, какой процент общественных организаций публикует отчет о проделанной за год работе и планы на предстоящий период в виде буклета или в электронном виде?
Надежда Макатрова: Думаю, 5%.
Дмитрий Богданов: Вы большой оптимист! Меньше 1%. А ведь это формирует доверие к деятельности общественной организации и желание ее поддерживать. И таких нюансов очень много. Ассоциация отельеров может озвучить свою позицию публично в СМИ, написать письмо в ту или иную инстанцию или ведомство, обратить внимание коллег или общества на тот или другой вопрос. Если мы делаем эти маленькие шаги, то через год-два все, кто с нами соприкасается в работе, начинают воспринимать нас по-другому – именно как общественную организацию, а не чью-то карманную структуру.
Надежда Макатрова: Сколько сейчас членов в Ассоциации Отельеров АМОС?
Дмитрий Богданов: Чуть больше 40. Как я уже сказал, мы не гонимся за количеством. Нет задачи объединить, скажем, 1000 отелей. Более того, мы объединяем даже не отели, а отельеров, т.е. у нас акцент на персоны, хотя корпоративное членство тоже возможно. И у нас очень хорошо развит такой институт, как эксперты ассоциации. Экспертами могут быть руководители или ведущие сотрудники крупных сетевых отелей, допустим, Hyatt или Hilton в Сочи. Такие отели едва ли станут членами по ряду внутриполитических причин, а генеральный менеджер может быть нашим экспертом, для него это даже престижно и приятно. У нас есть эксперты и рабочие группы по анимации, по гастрономии, по санаторно-курортной сфере, очень крутые эксперты по правовым вопросам.
Надежда Макатрова: Чем занимаются эксперты? Консультируют членов ассоциации?
Дмитрий Богданов: Да, они могут проконсультировать членов ассоциации в нюансах деятельности, но не только. Они также участвуют в подготовке обращений и разного рода документов, помогают связями, помогают при работе со СМИ, в целом работают на известность и репутацию ассоциации. Эксперты реально вносят большой вклад в работу ассоциации, но при этом не являются ее членами.
Надежда Макатрова: Получается, они партнеры ассоциации?
Дмитрий Богданов: По сути, да, но со статусом эксперта. Иногда такой статус полезен, скажем, при взаимодействии со СМИ. Что касается партнеров, то у нашей ассоциации есть широкая сеть партнерских связей с общественными организациями на всех уровнях и в масштабах всей страны. АМОС очень плотно сотрудничает с ассоциациями отелей и отельеров в других регионах. Если, к примеру, Валентине Николаевне требовалось поднять какой-то вопрос на федеральном уровне, она звонила своей коллеге Гульнаре Сафиной в Ассоциацию отелей Казани и Республики Татарстан и всегда получала поддержку. В обратную сторону это тоже работало. Такие коллективные запросы помогали решить целый ряд задач. Всегда была поддержка от Российского Союза Туриндустрии, от Опоры России, от ОСИГ, от ФРиО. Благодаря этому, не единожды удавалось пробить на федеральном уровне решения, важные для всей индустрии, которые в одиночку мы бы не смогли отстоять.
Надежда Макатрова: Часто общественные организации по близкой тематике соперничают друг с другом, споря, кто главнее. А Вы описываете ситуацию нацеленности на взаимодействие. Такой настрой – это результат выбора своей ниши (Юг России), крепких и дружеских связей с руководителями других структур или житейской мудрости?
Дмитрий Богданов: Знаете, незадолго до своего ухода Валентина Николаевна сформулировала свою личную стратегию: «Нужно уметь делать добрые дела вместе», т. е. она видела свою личную задачу в том, чтобы помочь людям научиться это делать. Она сама делала это мастерски и в своей жизни, и по линии Ассоциации Отельеров АМОС. Смысл в том, что не нужно ничего делать в одиночку. Если у тебя действительно хорошее, доброе дело, то вокруг точно найдутся люди, готовые тебе помочь, причем сильно помочь. Но ты должен уметь найти этих людей, правильно выстроить с ними взаимодействие, и тогда любая задача становится по плечу.
Надежда Макатрова: Как Валентина Николаевна этому научилась? Ведь мы, россияне, очень часто не умеем объединяться ради общей созидающей цели, за исключением борьбы со смертельной опасностью. У многих настрой на конкуренцию и соперничество, а не на сотрудничество.
Дмитрий Богданов: Трудно сказать. В ее случае это был образ мышления, образ жизни и действий, т.е. она всегда так жила и руководствовалась этим принципом. Такую формулировку – научить людей хотеть и уметь делать добрые дела вместе – она озвучила в августе 2020 года. Она воспринимала это как свою цель жизни, ради которой она пришла в этот мир. Потребность хотеть делать добрые дела вместе надо воспитывать, а чтобы умели – надо учить и учиться.
Надежда Макатрова: Мне кажется, такое отношение завязано на доверие человека другому человеку: будет ли он вкладываться в общее дело, как ты, или прокатится за твой счет. Кстати, а как в Вашей ассоциации контролируют выполнение членами обязательства тратить один час в неделю на волонтерство, или это на честном слове?
Дмитрий Богданов: Боже упаси, контролировать. Если у человека нет потребности делать что-то полезное, а есть желание сачкануть, то зачем ему вообще участвовать в работе ассоциации? Конечно, Ассоциация помогает своим членам. Это касается вопросов карьеры, загрузки отелей, известности в СМИ, связей, обучения не только на мероприятиях, но и друг у друга, причем многие из этих «плюшек» человек сам вряд ли сможет получить. Но дело даже не в этом. Многие люди хотят делать что-то хорошее. Когда человек делает это в одиночку, то, условно говоря, он копает лопатой. А когда он делает что-то в рамках совместного проекта, то у него появляется бульдозер, и можно получить другой объем пользы для мира. Это касается любого человека
Надежда Макатрова: Мой вопрос касался не столько целенаправленного отлынивания от обязательств, сколько обычной лени и загруженности. Поначалу, когда какая-то организация создается, все участники бывают полны энтузиазма, а потом повседневные заботы затягивают, и пыл совместных свершений сходит на нет. Вы как-то подталкиваете членов Ассоциации АМОС к активности, чтобы не расслаблялись?
Дмитрий Богданов: У нас есть информационная площадка, где мы между собой общаемся, рассказываем о каких-то интересных примерах, действиях, шагах, событиях. Сейчас все с удовольствием следят за нашим новым проектом News & Meanings. У нас идет в хорошем смысле слова соревнование – кто поделится чем-то особенно полезным и важным для других членов. Никто никого не заставляет впахивать в рамках ассоциации и за уши никого не тащит, но эта деятельность интересна, она дает массу эмоций, контактов, поддержку друг друга. К примеру, у нас многие отели и санатории сейчас пересматривают кадастровую стоимость своих земельных участков. При правильном подходе выигрыш может составить 7-8 млн рублей. Люди консультируются друг у друга, как правильно все это оформить. Это ценно и это в прямом смысле слова выгодно для членов ассоциации. Другое дело, что у нас граждане в стране не умеют пользоваться таким инструментом как общественная организация, считая его формальным, скучным и неэффективным. Поэтому мы ждем тех, у кого это взрослое и осознанное решение. А вот с этим, к сожалению, проблемы. Если честно, вокруг много внешне взрослых людей, но если присмотреться, как они воспринимают события вокруг себя, как они реагируют на эти события и какие решения принимают, то понимаешь, что перед тобой дети детьми. И общество поощряет это вечное детство и не поощряет людей, становиться взрослыми. Стратегия нашей Ассоциации – приглашать к сотрудничеству людей, которые понимают, что масштаб их целей должен быть больше, чем их собственная жизнь и собственные интересы. Мы разговариваем с человеком и выясняем, что он готов взять на себя и чем мы можем ему помочь. А дальше либо договорились, либо не договорились.
Надежда Макатрова: Скажите, а власти Краснодарского края и города Сочи обрадовались появлению Ассоциации Отельеров АМОС или насторожились? Какая была реакция на появление такой структуры?
Дмитрий Богданов: Сначала присматривались, потом заключили соглашение о сотрудничестве, потом мэр пригласил Валентину Николаевну слетать вместе с ним с официальным визитом в Сербию, чтобы презентовать там туристические и курортные возможности города Сочи. С краевым министерством туризма сложились нормальные рабочие отношения и с Ростуризмом тоже. С ними всегда можно созвониться, что-то обсудить, услышать их точку зрения, с чем-то согласиться, а с чем-то поспорить. Депутат Госдумы Константин Затулин, приезжая в Сочи, всегда старался Валентину Николаевну пригласить на встречу, чтобы поговорить о текущей ситуации, узнать ее мнение. Никакого сверхобожания не было, но отношения сложились хорошие. Властям это попросту удобно, когда не десятки или сотни обращений сыплются на них от разных людей, а есть какой-то консолидированный канал, который озвучивает отраслевое мнение и аккумулирует просьбы, заявления и предложения.
Конечно, есть и сложности. Например, в Сочи за последнюю пару лет на посту уже третий начальник департамента курортов и четвёртый вице-мэр Сочи, курирующий эту сферу. Только вручили свои визитки одному руководителю, а надо уже идти со следующим знакомиться. Такая кадровая неопределенность и излишне быстрая ротация, конечно, негативно сказываются на взаимодействии. Уже два года самый большой курортный регион страны – Краснодарский край – обходится без министра, но с исполняющим обязанности. Это замечательная молодая девушка, с которой у нас хорошие отношения, но ее политический вес, увы, никакой. Она не может прийти к губернатору и что-то потребовать или на чем-то настоять. И Ассоциация Отельеров АМОС не может каждый раз стучаться к губернатору и просить обратить внимание на тот или иной вопрос. В структуре краевой администрации тоже явно не хватает специалистов по туризму. Поэтому мы очень ждем министра по туризму с необходимым политическим весом. В свое время у нас эту должность занимал Андрей Уманский, человек, который к моменту назначения уже 20 лет проработал в туризме и был очень крутым специалистом. Все возникающие в отрасли вопросы решались с ним очень быстро. Затем был Христофор Александрович Константиниди, который сейчас возглавляет экспертный совет при Госдуме, и тоже взаимодействие с ним строилось буквально по звонку или сообщению в мессенджере. Сейчас не так, но мы не теряем надежды. Будет министр - выстроим с ним продуктивные отношения.
Вообще я однозначно убежден, что органам государственной власти не просто удобно, а супервыгодно иметь у себя на территории мощные общественные организации по всем важным направлениям жизни города или края, потому что если этого нет, то даже похвалить губернатора толком нельзя. Кто это сделает от лица общества? Некому. В мире все это прекрасно работает. Не только в Штатах, но и в Японии, Иране, Ираке, Израиле и т.д. Работают мощные общественные организации, и нам нужно этому учиться. А если мы не учимся, то наше общество от этого теряет.
Надежда Макатрова: Какими делами, инициативами, проектами Ассоциации АМОС Вы по-настоящему гордитесь?
Дмитрий Богданов: Главный повод – это все-таки то, что каждый день мы делаем какую-то системную работу, то, что называется искусством маленьких шагов. Мы реально каждый день, включая выходные, для кого-то из членов ассоциации, представителей гостиничной индустрии, владельцев объектов, работников, поставщиков и, самое главное, для наших туристов делаем что-то, что позволяет отрасли становиться успешнее и лучше справляться с теми сложностями, которые есть. Туристы получают более качественные предложения, при этом более доступные по цене. В целом у всех нас проблем становится меньше, а выигрыш становится больше. У нас выстроено качественное взаимодействие друг с другом внутри ассоциации, со СМИ, с федеральными структурами. Мы реально влияем на нормотворческую деятельность и законодательство. Мы формируем более позитивный образ нашей индустрии в глазах вообще всей страны. По некоторым темам кроме нас вообще никто не говорит. Вы же сами видите, какие новости сыплются на людей из ведущих информационных каналов. Мы стараемся это корректировать по мере сил.
Мы можем кому-то помочь с продажами, состыковав с туроператором, помочь продаже путевок, состыковать с маркетологами или smm агентством, с хорошим дизайнером, со специалистами по текстилю, помочь в организации службы питания, по юридическим вопросам и т.д. Это происходит каждый день. Даже если я сам ничего особенного не делаю, то я вижу, что кто-то другой делает: люди встречаются, что-то обсуждают, знакомятся, ездят друг к другу, чтобы обменяться опытом. Я не всегда успеваю следить за происходящим и ряд вещей узнаю постфактум. Честно говоря, я и не пытаюсь все отслеживать. Бывает, что я знакомлю людей, не состоящих в нашей ассоциации, но благодаря этому получаются интересные проекты, в т.ч. полезные для нашей индустрии, а, значит, мир становится чуточку лучше.
Надежда Макатрова: А бывает, что кто-то хочет присоединиться к Ассоциации Отельеров АМОС, а Вы отказываете в членстве?
Дмитрий Богданов: Конечно. На начальном этапе, когда приходят люди, с которыми мы близко не знакомы, я обычно отговариваю их от членства и предлагаю сначала побыть в клубе друзей Ассоциации Отельеров АМОС. У нас есть такой клуб. Я говорю: «Побудь другом, посмотри и подумай, надо ли тебе это, и час в неделю поволонтерь. Через месяц снова обсудим. Если не остынешь в своем стремлении, тогда поговорим о членстве». Ко мне приходит много людей, в т.ч. тех, кто хочет открыть бизнес, и я всех отговариваю и предлагаю рассказать, как все устроено в бизнесе – чтобы не было иллюзий. Когда соискатели приходят к нам в компанию устраиваться на работу, то директор Светлана Андреевна обычно рассказывает все хорошее, а я всегда рассказываю всякие ужастики, чтобы потом человек не сказал, что мы его обманом заманили. Более того, я обычно говорю сотруднику: «Давай ближайшие 3 года я побуду главным злодеем в твоей жизни. Буду мозг выносить, всякие каверзные вопросы задавать и поручать сложные задачи. Я сразу честно тебе об этом говорю, чтобы ты на меня потом не обижался, потому что я честно предупредил, а ты согласился».
Словом, важно качество участников, а не их количество. Мы прекрасно помним историю о 300 спартанцах, которые не давали 100-тысячному войску персов пройти через Фермопильское ущелье. Лучше пусть и у нас будет немного людей, но каждый из них по своим морально-волевым и деловым качествам будет на уровне тех спартанских воинов, про которых мы помним даже спустя 2500 лет.