Найти тему
Газета "Восход"

Он вам не Ван Гог. В чём прелесть картин ишимбайского художника Виктора Бивняева

Персональная выставка Виктора Бивняева открылась в Ишимбайской картинной галерее. Она посвящена 75-летию художника.

НАСТАВНИК С МАГИЧЕСКИМ ДАРОМ

Ученик основателя ишимбайской школы изобразительного искусства Ивана Михайловича Павлова, Виктор Яковлевич посвятил большую часть работ родному городу и особенно любимой его части — Затайручью. А начиналось всё в далёкие послевоенные годы в деревянном здании, где располагалась изостудия Ивана Павлова. Бивняев рассказывал, как впервые попал туда на урок: – Много кружков на тот момент я перебрал, нигде не задерживался, хулиганом был. А тут смотрю — сидят мои ровесники, рисуют пенёк, в который воткнут топор. Любопытно мне стало, я тоже уселся за мольберт. Так и остался в этом кружке. Большая удача повстречать на пути наставника — человека, который в простом и малом будет настолько убедителен, что сможет повести за собой. Худощавый и скромный Иван Павлов обладал магическим даром – для ишимбайских мальчишек он стал Учителем с большой буквы. Знали ли они тогда, что занятия под его руководством – их первые шаги в мир большого искусства, к мировой известности, возможности творческой реализации? Вряд ли. Сорванцы и хулиганы, они с задором вспоминают своё детство, где отношения между сверстниками зачастую выясняли с помощью кулаков.

ДВЕРЬ В ПРОФЕССИЮ

– Витя всегда обладал какой-то поразительной находчивостью, – рассказал на открытии выставки близкий друг Бивняева в детстве, сосед по мастерской, график Геннадий Немчинов. – Однажды он позвал нас на Бельский. Сами мы опасались туда ходить, так как местные хулиганы могли нас и поколотить. Но в том районе Витя был свой, и мы пошли. Сидим на берегу речки, разговариваем, покуриваем. Вдруг оборачиваемся — над нами стоят вплотную трое. Мы и не заметили, как они подошли. Молчат, и мы притихли. Витя спросил беззлобно: «Что, курить хочешь?» Один ответил: «Хочу». А он, шутя: «Небось и жениться хочешь, и невеста у тебя есть?» Тот, растерявшись, говорит: «Ну да, хочу. Есть невеста». Вот так разрядил обстановку, не тронули нас парни, ушли. При всём этом мальчишки безоговорочно слушались Ивана Михайловича, он был очень строгим — за нарушение дисциплины исключал из кружка. Воспитанники Павлова много рисовали, ходили на пленэры. Он смог эту вольницу направить на верный путь, открыл дверь в профессию, указал на дело всей жизни.

БЕЗУМИЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ

Окончив школу и изостудию, Виктор Бивняев поступил в Ташкентское училище имени Павла Бенькова, престижное по тем временам учебное заведение. Работы «ташкентского периода» выделяются среди его картин яркостью, сочностью. Краски Узбекистана – голубое небо, ослепительное солнце, цветущие деревья – формировали палитру художника и ложились на картины огромными мазками почти локальных цветов. Никогда больше в его творчестве не повторится это живописное безумие радости жизни – всё осталось в том времени. Юность казалась беззаботной настолько, что они с товарищами, узнав об открытии выставки Ван Гога в Москве, не раздумывая, сели в ночной поезд, чтобы взглянуть на картины любимого художника. А уже вечером, в обратном составе, ехали в Ташкент, чтобы утром посетить занятия в училище.

ВАН ГОГ КАК ОРИЕНТИР

После возвращения на родину на полотнах Виктора Яковлевича постепенно на смену ярким краскам пришли тёмные и мрачные – серые, коричневые, синие. Иногда среди них вспыхивали красно-оранжевые всполохи осенних рябин или осин, яблонь, но они лишь подчёркивали общую трагичность, тревожность восприятия мира художника. Да, творчество Ван Гога стало ориентиром как для Виктора Бивняева, так и для его друзей по студии. Страсть Ван Гога к живописи, самоотдача, служение искусству, выразившиеся в импрессионистической манере письма, стали настоящим откровением, открытием для юных ишимбайских художников, воспитывавшихся на основах соцреализма. Это был дух абсолютной свободы, возможности выйти за рамки общепринятых канонов, и они подхватили его, пронесли сквозь годы. На одной из картин — автопортрете — на заднем фоне изображён старик, обхвативший голову руками. Это сам Ван Гог, ставший на место героя своей работы «Больной старик», только в картине Бивняева. Образ больного старика у Ван Гога стал символом отчаяния, хотя и написан в светлых тонах. У Виктора Яковлевича он часть почти монохромной картины, где царят мрачные тона. А Бивняев тем временем вглядывается в зрителя или в самого себя? Почему именно таким изобразил Виктор Яковлевич своего любимого художника? Возможно, так он пытался передать самый сложный и важный для каждого живописца процесс творческого поиска самого себя, своего стиля, осознания и принятия неизбежности одиночества того, кто выбирает нелёгкий путь служения искусству.

БОЛЬ ЗА РОДНУЮ СТРАНУ

Почитание Ван Гога вовсе не означало копирование его работ. Виктор Бивняев говорил, что главным в творчестве было найти свой художественный язык, и он добился цели. Его картины узнаваемы, их невозможно спутать с другими или скопировать — как можно повторить то, что идёт из самого сердца? Предельно откровенные по звучанию, они обескураживают и, признаться, бывают не всем понятны. Не каждому и не всегда они созвучны, кто-то не хочет быть причастным к чьей-то искренности и, по словам самого художника, боли за родную страну. Именно эти чувства определили сюжеты картин и их палитру. Покосившиеся заборы и крыши (их очень много на полотнах) зачастую располагаются поперёк композиции, словно преграждая зрителю путь. Заборы, заборы, заборы... Они стали для Бивняева символом ушедшей эпохи. Он говорит, что его всегда тревожила судьба нашей страны, на долю которой выпало немало бед и испытаний. Он, как художник, не смог остаться равнодушным к происходящему, перекладывал свои переживания на холст.

ПЕВЕЦ ЗАТАЙРУЧЬЯ

Виктор Яковлевич говорит, что прожил полную жизнь, был бесшабашным и весёлым. Это и чувствуется по манере письма — линиям и пятнам на картине тесно, и никакие правила и законы им не указ, они буйствуют в двухмерной плоскости, словно живые, складываются в картину жизни. В последние годы творчества, пока была возможность рисовать, Виктор Бивняев много ходил на пленэры, а сюжетами для зарисовок становились уголки любимого Затайручья — улочки и тропинки рядом с домом, ведущие в сад или просто вдоль берега речки. – Я иду с этюдником по дороге. Чтото царапнуло мою душу — остановился, достал холст и краски и запечатлел, – говорил художник. А царапало душу многое: мостик через Тайрук, домики, деревья. Что бы ни изображал живописец на холсте, всё становилось повествованием о какой-то жизненной истории, которой он так эмоционально и искренне делился со зрителем.

ГОВОРЯТ КАРТИНЫ

К сожалению, сегодня продолжить творческие поиски не позволяет здоровье, поэтому Виктор Яковлевич лишь читает книги о художниках, смотрит фильмы и передачи, иногда общается с коллегами по цеху. Они, в свою очередь, с удовольствием пришли в картинную галерею, чтобы поздравить друга юности и детства с открытием персональной выставки. Геннадий Немчинов преподнёс интересный подарок — заявление Виктора Бивняева о приёме в изостудию Ивана Павлова, подписанное учителем. Этому документу много лет, но Геннадий Петрович сохранил его и торжественно вручил автору выставки. Получился тёплый творческий вечер, на котором Виктор Бивняев делился своими откровениями со зрителями. При этом он, как и всегда, был немногословен. Говорили его друзья и... картины. А ощущение осталось, будто после одной из самых увлекательных бесед с художником. Выставка Виктора Бивняева продлится в Ишимбайской картинной галерее до конца февраля.

Ирина ВАХОНИНА.

Фото автора.

(12+)