Мы уже рассматривали Зельду Фитцджеральд глазами друзей-приятелей писателя. Но давайте взглянем на ситуацию со стороны девушки.
Она — красавица из очень богатой семьи, одна из самых завидных невест Юга. К тому же – очень яркая и эпатажная. Она обожает привлекать к себе внимание: однажды надела купальник телесного цвета, чтобы все вокруг решили, что она совершенно голая. Ее часто видели курящей. И почти всегда – в большой кампании молодых мужчин. А подруг у нее почти не было – строгие матери запрещали дочерям приближаться к испорченной девице.
И вот однажды эту королеву видит юный Френсис Скотт Фитцджеральд. Он влюбляется сразу и навсегда. И Зельда отвечает ему взаимностью. Правда, полушутя-полувсерьез бросает: «Вот станешь богатым и знаменитым – выйду за тебя замуж».
Фитцджеральд тут же уезжает зарабатывать бабло, а Зельда – остается ждать жениха. Но чтобы ждать было нескучно, она напропалую встречается с интересными мужчинами наедине. И то ли случайно, то ли из любопытства дает знать об этом Фитцджеральду. Тот приезжает требовать объяснений, но в лицо ему летит помолвочное кольцо: мол, делаю что хочу, не сильно-то я в тебе и нуждаюсь.
Наступает долго молчание. И вот спустя 5 месяцев тишины приходит письмо от Френсиса, так и так, не могу тебя забыть. Зельда реагирует живо, видимо, скука смертная были все ее блестящие кавалеры. Вскоре Фицджеральд дописывает свой первый роман и просыпается известным и – главное — богатым человеком. Уже спустя неделю Зельда становится его женой.
Поначалу все у них идет блестяще. Они очень быстро становятся самой яркой парой Нью-Йорка, ну, почти как Бьонсе и Джей Зи. Или Джей Ло и Бен Аффлек. Но с небольшой разницей: Фитцджеральд-то талантливый писатель, а вот от Зельды ничего особого не ждут, ну, жена и жена.
По всей видимости, в какой-то момент Зельде становится этого мало. То ли слава мужа разжигает в ней некую ревность, то ли собственные внутренние ресурсы требуют творческого выхода, но она постоянно пытается чем-то заниматься: то рисует, то пишет рассказы.
Но самым ярким ее увлечением стал балет. Когда-то в юности Зельда забросила занятия, решив, что это скучно. Но вдруг в 27 лет воспылала желанием стать балериной. Многие полагают, что именно занятия балетом наизнос привели Зельду к срыву и душевной болезни. В общем, дальше все было грустно: у женщины было несколько попыток суицида, она получила диагноз «шизофрения» и провела остаток жизни в дорогих клиниках для душевнобольных. В 48 лет она скончалась: в заведении начался пожар, и несколько пациенток, запертых в палатах на втором этаже, задохнулись дымом…
Самое главное, почему мы сегодня вспоминаем Зельду, — это ее муж, который отразил в своих книгах и блистательную самоуверенную красоту Зельды, и непосильность бремени – содержать привыкшую к роскоши жену (по крайней мере, для человека с тонкой душевной организацией). Второй пункт, с которым Зельда вошла в историю, — это ее роман «Спаси меня, вальс». Она создала его за 6 недель. Чем сильно подгадила мужу, который мусолил «Ночь нежна» более пяти лет. Еще одним камнем преткновения между супругами стало то, что Зельда использовала в книге некоторые общие воспоминания, причем, те же, что утащил в свой роман Фитцджеральд. Писатель злился и настаивал на своем праве первой ночи, мол, раз известный писатель здесь он, то и автобиографические моменты – все его. В итоге супруги-таки смогли договориться, и Фитцджеральд даже немного помог Зельде подправить ее роман.
Он, безусловно, незрел, но очень хорош. И рисует нам совсем другого человека, вовсе не ту испорченную капризную женщину, о которой мы наслышаны...
Считается, что первое произведение автор всегда пишет о себе, оно наиболее близко к его сути. Так вот, когда говорят, что диагноз Зельде был поставлен неверно и ее легкое расстройство попросту грубо залечили тяжелыми лекарствами и врачебными экзекуциями, думаю, это чистая правда. Потому что книга очень здоровая. Ее главная героиня – Алабама — наблюдательна, остроумна, не теряется в обществе… Видно, что другие люди – скорее фон, оттеняющий ее сияние. Она не особо вдохновляется другими, предпочитает блистать сама.
Условно произведение можно разделить на 4 части. Первые две рассказывают о детстве и замужестве героини. А третья — посвящена балету.
И она о-о-очень вкусная.
Здесь и девичьи интриги, и профессиональная зависть, и склоки, и болезни, и запах пота, лимонной воды и мокрых пуантов в убогой студии.
Когда Зельда описывает многочасовые тренировки у станка хочется тоже встать и немедленно пойти заниматься. Честное слово, очень мотивирует. Героиня вскользь описывает изменения в своем теле – постепенно она становится ходячим жгутом мышц – и это таааак вдохновляет. Впрочем, в закулисье балета нет никакой эстетики – потная, злая, измученная Алабама не хочет видеть знакомых на своих репетициях. А те в свою очередь изумляются – зачем ей это надо. Ведь новыми умениями не похвастаешься вечером в гостиной?
На самом деле, героиня бредит сценой – она занимается с конечной целью – станцевать партию кошки в модной постановке, но видно, что сам процесс тренировок ей тоже по кайфу – она находится в моменте.
И, наконец, перед героиней впервые встает денежный вопрос. До этого она общалась с условно равными себе богатыми и изнеженными людьми, но теперь впервые оказывается в среде девушек, которые вынуждены биться за жизнь. Они должны сами себя кормить и оплачивать уроки балетом из своих крошечных заработков. Даже в начале прошлого века в культурном Париже балет – это мир бедности и служения искусству. Другие девушки смотрят на Алабаму с завистью и недоумением: у нее есть богатый муж, чего ей еще надо? И Алабама оказывается в довольно сложном положении, пытаясь не ильно выпячивать свое богатство и в то же время пытаясь помогать некоторым девушкам. Она предлагает им за деньги оказывать им мелкие услуги – зашить пуанты, починить носок — и в то же время раздражается и тяготится этими отношениями. И вся эта честная компания — бедных и богатых. Талантливых и не очень — пытается угодить Мадам, своей нищей русской преподавательнице, имеющей вес в балетных кругах.
В жизни Зельда, изнуряющая себя тренировками (делающая перед сном по 400 батманов на каждую ногу), лишь подхлестывает свою психическую болезнь. В книге она дарит своей героине шанс — проявить себя на сцене, но в итоге уводит Алабаму по совершенно другому пути. Ее героиня в финале романа чувствует себя повзрослевшей и окрепшей, с уверенностью глядит в будущее, ощущая связь поколений – от благодарности родителям за счастливое детство до готовности быть опорой и поддержкой своему собственному ребенку. В общем, это достаточно симпатичная книга о позднем взрослении и поиске себя. И здоровый правдоподобный финал очень в этом плане подкупает. Он будто списан из современного учебника по психологии о сепарации от родителей, инфантильности – этом вот всем.
Мы говорили, что Фитцджеральд всегда предсказывал себе одинокое падение – пока его герой опускается на дно, любимая женщина отталкивается от него и выныривает на поверхность. Видимо, для себя он тоже спасения не видел.
А вот Зельда предложила их – условной гипотетической — паре иной путь: они оба спасаются, растят ребенка, ценят то, что имеют… Очень логичный здоровый сценарий жизни для любимой, обласканной родителями дочери, какой была Зельда… Вполне реалистичный. Именно так происходит с большинством из нас. И вполне возможно, все сложилось бы именно так, встреться Зельде другие люди. Но они с Фицджеральдом заглядывали в бездну слишком долго…
То, что начиналось как счастливая сказка, обернулось горькой изнанкой. И все же их совместная реальная история – о преданности до конца. Они любили друг друга всю жизнь, пусть несчастную и не очень длинную.