"Если бы вы знали их какого сора рождаются стихи". Фильм не экранизация знаменитого романа Булгакова, а скорее история его создания загнанным всеобщим мещанством и лицемерием гением. По мнению главного героя в исполнении Евгения Цыганова с вечной невысказанной тоской в глазах, все вокруг не соответствует его таланту, все бездарны, глупы, тупы, видят то чего нет и говорят то что нужно. И самое место в этом несовершенном обществе – это психиатрическая больница, где можно спрятаться от дилетантов от литературы и ненавистных критиков. "Стихов ваших не знаю, потому что другие читал". И все что он видел вокруг, все фамилии и должности перетекли в великий роман о Москве и москвичах, Дьяволе во плоти и его свите и о женщине, оказавшейся рядом в трудный для него момент, когда степень диссонанса достигла предела.
Лиходеев, Римский, Берлиоз, Бездомный, Латунский, иностранец-собутыльник стали героями его романа, где он имеет все возможности им отомстить за непоставленную пьесу в театре и изъятую из журнала, и впихнуть ее в сам роман. Он сам себя ассоциирует с Иешуа, мучеником и непонятым праведником, когда его слова со временем мифологизируются людьми и обрастают выдуманными подробностями. От самого романа осталось три сцены, разговор писателей с Воландом на Патриарших, выступление в варьете и бал грешников с Маргаритой, представленные как иллюстрация глав романа в воображении писателя.
Футуристичная альтернативная Москва 1930-х годов, построенная с широким размахом и его подвал в маленьком домике, где он спрятался от ужасного неуютного ему будущего, с кучей книг и котом, прообразом Бегемота, от реплик которого, в фильме невнятных, ничего не осталось. Но это и не подробная экранизация Бортко 2005 года, а фильм о страданиях одинокого человека, лишнего и непонятого, только Маргаритой, которая пошла в ад, как Орфей и продала душу дьявола ради любимого. А Мастер дописывает роман в психушке, то ли в реальности, в конце уже не отличишь, все зыбко в этой реальности, даже изображение расплывается, жизнь переплетается с выдумкой, обычные люди перемещаются из романа и обратно, а Мастер неизвестно где. Но чтобы закончить роман он продал себя дьяволу, который прикидывается обычным иностранцем, но он знает, кто перед ним на самом деле. Мир для писателя перемешался, и сюжеты настоящего знакомого романа меняются, что-то уходит, а что-то становится неважным.
Линия Понтия Пилата и Иешуа незначительна, только обозначена, но это неуважение к первоисточнику, а фантазия самого героя, который имеет право создавать сюжеты и образы в голове, как ему вздумается. И мы не можем понять, где реальность, а где фантазия. По сути, новый фильм должен назваться не "Воланд", как хотели вначале, по первому названию роману, а просто "Мастер", фантазию которого мы и видим. Так что логики и сюжета тут нет, но для тех кто знаком с романом будет жутко интересно совершить путешествие в параллельный мир, полетать над красивой довоенной Москвой, взорвать ее и признать людей такими же, которых так же испортил квартирных вопрос и банальное мещанство. Люди как люди, делает вывод Воланд, которому совершенно не веришь, немецкий актер как всегда плохо понял нашу переработку Гете, сдобренного гоголевщиной, гофманщиной и сатирой типа Ильфа и Петрова. И свита пародийна, актеры явно опираются на игру Абдулова, Филиппенко, Баширова сериале 2005 года, а Бегемот что-то невнятно шепчет голосом Юрия Борисова.
Но этот фильм не для того чтобы понравится нам, а чтобы погрузиться в думы и душу самого Булгакова, по версии создателей фильма. Он точно станет причиной перечитать роман Булгакова, создать его у себя в голове и самому найти ответы на вопросы, если конечно они у вас есть. А для чего, если не ради этого читать литературу?