Как- то посмотрел ролик на популярном канале в ютубе, посвященного работе звукорежиссюре на компьютерных программах. Ведущий по имени Александр взял, да и сказал, что песенку может сочинить каждый, а вот написать аранжировку к ней и довести звучание до хорошего качества могут далеко не все. С его точки зрения работа по цифровой обработки песни (сведение) является более важной составляющей нежели само творение в виде сочинения мелодии и текста. Под сведением понимается выставление звукового баланса, написание аранжировки, отсутствие частотных конфликтов, паранамирование – определение места звучания того или иного инструмента и так далее. Признаться, я был весьма обескуражен и даже возмущен. Как так: ведь песня изначальна и без нее не будет работы звуковым режиссерам. Но…
Действительно, в наш цифровой век, ни одна, даже самая потрясающая и оригинальная песня, за исключением, может быть, живого исполнения , при наличии плохой аранжировки и некачественного сведения не имеет шансов на успех. Этот успех обеспечивают профессионалы своего дела, и в первую очередь – звукорежиссеры. Потому что почти вся музыка сегодня доносится до слушателя через цифровые звуковоспроизводящие устройства.
КУРИЦА ГЛАВНЕЕ
Здесь уместно задаться вопросом, а что все-таки важнее? Над чем больше работать: над смыслом слов и мелодии или над обработкой звукового дизайна песни? На первый взгляд кажется: важно и то и другое. Но что первичнее и главнее? Бывает так, что абсолютно бездарная мелодия, на которую наложен бессвязный текст, а то и вовсе странные звуки, типа бубнения, после работы по музыкальному сопровождению, превращается в настоящий хит. Часто случается и обратная ситуация: достойная песня «убивается» непродуманной аранжировкой и безграмотным сведением. Специалисты скажут - это спор бессмысленный и его можно соотнести с риторическим вопросом о том: что первичнее курица или яйцо? Хотя, признаться , меня всегда удивлял этот пример. Ну, конечно же, курица первичнее, ведь она сложнее яйца и додумалась продолжать себя через него. Неужели это сложно? Ну нет! Воображаемые философы, с таким умным видом, повторяют: курица или яйцо? Яйцо или курица? Курица, блин! А в нашем случае сама песня. И вот почему…
СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ
Уже все заметили вторжение в нашу жизнь, так называемого искусственного интеллекта. Этот «непревзойденный помощник и друг», все больше и больше забирает себе полномочий по управлению нашей жизнедеятельностью. Многие усматривают в этом определенные опасения.
Каждому человеку на его пребывание в этом мире и выполнение личностных задач выделяется определенный энергетический потенциал. Но если, к примеру, человек отказывается от выполнения своего предназначения, то положенная на это энергия от мироздания больше не поступает. Если человек отказывается от каких-то своих функций в пользу искусственного интеллекта, то энергия на эти функции больше ему не нужна, но она не пропадает, а уходит к «другу», у которого с каждым днем растут аппетиты. ИИ очень быстро учится обрабатывать цифровую музыку и начинает это делать лучше людей, потому что цифра как таковая - его родное детище. Вначале с ним нянчились и игрались, а оно подрастало и все больше забирало себе все то что касается аудио инженерии. Все больше становится разных «волшебных» плагинов и программ по обработке музыки и они уже в недалеком будущем могут полностью заменить собой профессию звукорежиссера. К слову сказать: звукорежиссеры сильно любят использовать для сведения референсные треки ( популярные образцы музыки в разных стилях). А вот ИИ будет совсем не сложно просчитать алгоритмы таких треков, устранить частотные конфликты и резонансы, разобраться с фазой, определить место в звуковой панораме и тому подобное и взять их за основу для обработки вашей песни. И тогда…
ИДИ И СЛУЖИ ЖИЗНИ
И тогда ИИ скажет , что звукорежиссеры ему больше не нужны. Ведь любой пользователь цифровых программ в недалеком будущем буквально за одно нажатие сможет приводить свое произведение в идеальное по звучанию состояние. ИИ творить не может. Он способен только следовать за живым творением, догонять, копировать, преобразовывать и вписывать его в свой цифровой мир. ИИ безапелляционно укажет звукорежиссёрам на их настоящее место и обяжет служить истинным творцам, которые несут в наш мир жизнь. Так что вполне вероятно, сочинение «песенки», как выразился популярный блогер, станет намного ценнее любого мастерства по цифровой обработки звука. Помни об этом «звукарь»!