Представляем материал Дмитрия Осипова для ТАСС о студентах Северо-Восточного федерального университета, которые приехали учиться в Якутск из жарких стран. Студенты из Египта, Китая, Гвинейской республики рассказали, что они нашли в незнакомой стране, в одном из самых холодных мест мира – в Якутии зима длится почти полгода. Читайте далее в материале ТАСС.
Из Египта – в минус 40
Пять лет назад Шади Эламрусси из Египта приехал в Якутск, чтобы выучиться на врача. Он вспоминает, как трудно было сделать первый шаг из самолета и выйти в густой белый туман, окутавший аэропорт. Говорит, что самой тяжелой стала первая неделя. Правда, большей проблемой, чем морозы, оказался языковой барьер: египтянин приехал на англоязычную программу без предварительной подготовки, и ему было трудно без знания русского языка. «Доходило до смешного: однажды на вахте вместо «подушки» попросил «бабушку», чем напугал сотрудницу общежития», – смеется Шади.
Студент стал работать поваром в небольшом баре, чтобы улучшить свой русский язык. Сочетать работу и учебу было трудно. Но со временем ему удалось найти работу преподавателя английского языка с удобным графиком.
«Конечно, тяжелее всего привыкнуть к морозам ребятам из южных стран. Хочется изучать язык, город и культуру, но при этом важно помнить о своей безопасности и стараться не гулять долго в сильные морозы», – говорит он.
Шади советует студентам-первокурсникам из стран с тропическим климатом не работать в первый год учебы: важно дать организму адаптироваться. А еще нужно пройти медосмотр, наблюдать за здоровьем и купить теплую одежду: плотный пуховик, свитер, ватные штаны. «В минус 40–50 градусов в Якутске мерзнет только то, что открыто, – лицо, руки, если без рукавиц, ноги, если долго стоять. Кроме головных уборов, многие местные жители закрывают лицо – иначе не избежать заледеневших ресниц», – добавляет собеседник.
Мнение студента разделяют и ученые-медики. Завкафедрой нормальной и патологической физиологии Мединститута СВФУ Наталья Борисова отмечает, что студенты-иностранцы в первый год учебы проходят одновременно социальную и биологическую адаптацию. В институте выбрали группу студентов из Египта, Китая, Пакистана и Афганистана, чтобы изучать, как экстремально низкие температуры влияют на здоровье иностранцев, прибывших в Якутию. Ученые наблюдают за ними в самую острую фазу адаптации – первые пару месяцев после приезда. Исследования будут проводить несколько лет.
«Адаптивные реакции в организме сложились в ходе эволюционного развития. У одних они протекают без срывов, так как организм обладает огромными компенсаторно-приспособительными механизмами, у других могут наблюдаться срывы этих механизмов. Наша задача – определить первые признаки этого срыва, как, почему и в каких случаях могут они происходить. Если организм здоров изначально – переезд в иные климатические условия, в том числе с холодным климатом, не может принести прямую угрозу для жизни», – подчеркивает Борисова.
На Крещение – в купель
Шади нравится путешествовать по Якутии. Больше всего ему запомнился тур на собачьих упряжках по окрестностям Якутска. «В турфирме выдали шубу из волчьей шерсти, меховую шапку, штаны-ватники, и мне не было холодно. Это традиционная одежда, в городе так никто не одевается», – объясняет он.
Как волонтер-медик Шади ездил в Мегино-Кангаласский район в центральной части Якутии, где вместе с другими активистами учил детей оказывать первую помощь, а также брал у населения бесплатные анализы на ВИЧ. Кроме этого, он руководит студенческим клубом иностранных студентов NEFU International. Клуб проводит зимние и летние выезды на природу, выставки и ярмарки. Все это помогает студентам адаптироваться к учебе и жизни вдали от родины.
Египтянин не жалеет, что выбрал Якутск. Здесь у него появилось много друзей, интересная учеба и работа. Он даже начал изучать якутский язык. Признается, что к морозам привык и теперь ему уже не страшны 40-градусные холода. На Крещение он даже окунался в купель. «Было совсем не холодно», – улыбается Эламрусси.
Молодой человек планирует остаться в Якутске после окончания ординатуры и работать врачом. Со специализацией еще не определился, мечтает стать кардиохирургом или офтальмологом и продолжает учить русский язык. Еще он хочет показать Якутию отцу, который работает в Александрии врачом-травматологом.
«Местные очень удивляются»
Н’ватанго Конде из Гвинейской Республики учится на четвертом курсе автодорожного факультета СВФУ. Туда он поступил после года учебы на подготовительном отделении федерального университета. На учебу в далекую Якутию молодой человек приехал благодаря межправительственному соглашению о подготовке кадров между Российской Федерацией и Республикой Гвинея.
«Мне показали список университетов. Среди них выбрал Северо-Восточный федеральный университет в Якутске – самом холодном городе в мире», – вспоминает Н’ватанго. Приехав в Якутию в октябре 2019 года, он впервые увидел снег.
«Было минус 10 градусов. В первую зиму было сложно: у меня были только тонкая куртка и кроссовки. В декабре пришлось покупать зимнюю одежду и обувь, подходящую для якутской зимы. В каком-то смысле мне повезло – начался коронавирус, и мы перешли на дистанционное обучение, поэтому в 50-градусные морозы я сидел на изоляции в общежитии. С другой стороны, было сложно из-за изоляции и страха заболеть коронавирусом, не хватало общения и даже были мысли уехать домой. Но потом постепенно ограничения снимались, и я начал привыкать к городу и учебе», – добавляет он.
Во вторую зиму Н’ватанго уже лучше знал русский язык и сам город. В экстремальные морозы он ориентировался по приложению для отслеживания автобусных маршрутов. «Выходил только тогда, когда автобус подходил к остановке», – говорит он.
Будущий инженер-дорожник из Западной Африки – единственный представитель своей страны в Якутии. За все время учебы он не ездил на родину – дорого. Зато в Якутске молодой человек не только учится, но и преподает детям французский язык в Международной арктической школе.
Признается, что есть взаимовыручка в кругу студентов из Африки. «Вместе встречаем Новый год, помогаем друг другу. В Якутске учатся ребята из Камеруна, Конго, Сомали, Мозамбика, Зимбабве, Уганды, Замбии и других стран Африки», – рассказывает он.
Н’ватанго в Якутске не хватает привычных фруктов и овощей. «Во-первых, все стоит очень дорого. Например, я был в шоке от цен на бананы, манго, ананасы. У нас же их можно брать бесплатно. Авокадо очень дорого стоит. Во-вторых, не все можно купить. И каждый раз, когда я бываю в Москве, иду на африканский рынок в Теплом Стане и покупаю гомбо (однолетнее травянистое растение, овощная культура – прим. ТАСС), бананы для жарки, семена фонио (африканское зерно, которое особенно богато кальцием – прим. ТАСС), арахисовую пасту», – говорит Н’ватанго.
Каждое лето он ездит на производственную практику. Один раз поехал с группой на два месяца в отдаленный Оймяконский район на востоке Якутии. «Местные жители очень удивлялись – наверное, они впервые видели темнокожего человека. Было много комаров, но мне понравилось», – вспоминает студент.
В городе северного сияния
Аспирантка СВФУ из Китая Чжан Сяохун родилась и выросла в Харбине – самой северной провинции страны. «Сейчас, когда в Якутии 40-градусные морозы, в моем родном городе – минус 13. В Китае мы зимой часто ходим без шапки – в Якутске это невозможно», – рассказывает она.
Сяохун приехала в Якутию в 2017 году. Год изучала русский язык, а затем поступила в аспирантуру.
«Было, конечно, сложно. Я плохо знала русский – в магазинах пользовалась переводчиком Google. Но позднее адаптировалась и, помимо учебы в аспирантуре, работала в департаменте международных связей СВФУ, преподавала китайский язык в Институте зарубежной филологии и регионоведения. Я благодарна всем своим коллегам и наставникам за поддержку, особенно заведующей лабораторией по изучению экологического состояния Арктики Людмиле Пестряковой. Если бы не коллеги и их терпение, я бы не преодолела языковой барьер», – рассказывает аспирантка.
Китаянка выбрала Якутск из-за своей специализации в гидрологии и мерзлоте. «Якутск – один из мировых центров изучения мерзлоты. В Китае преимущественно сезонная мерзлота, а этот город стоит на вечной мерзлоте», – поясняет она. Сейчас девушка завершает работу над диссертацией по дендрохронологии – научной дисциплине о методах датирования событий, природных явлений, основанной на исследовании годичных колец древесины. В среднем и нижнем течении реки Лены она собрала свыше 400 образцов деревьев.
Иностранным студентам Сяохун советует покупать одежду в Якутске. «Например, в Китае сложно найти вещи для 50-градусных морозов. В первую очередь нужен хороший пуховик с теплым капюшоном с меховой опушкой. К сожалению, не могла позволить себе купить унты (национальную обувь народов Севера из оленьих шкур – прим. ТАСС), которые стоят более 20 тыс. рублей. В морозы обязательно надеваем шарф и снуд, иначе лицо будет обморожено. Закрываем лицо до самых глаз», – говорит аспирантка.
«Якутск – поистине хороший город, но нужно быть морально готовым перед приездом сюда: зима длится почти полгода, и из-за этого время для активностей и возможность выйти на улицу сокращается. Но это не значит, что нужно отказываться от приезда в Якутск. Сейчас я уже не боюсь морозов и, кроме работы и учебы, занимаюсь бегом в крытом манеже», – рассказывает она.
Самую холодную для себя температуру Сяохун зафиксировала в январе прошлого года – 54 градуса мороза: «Для меня большой разницы нет между минус 48, 49, 53 и 54 градуса – ощущения почти одинаковые, просто надо одеваться теплее».
Читайте новости СВФУ, смотрите фото и тексты в социальных сетях:
- Страница ВКонтакте