Шпаргалка является неотъемлемой частью учебного процесса и часто используется учениками для подготовки к различным учебным работам и экзаменам. Однако, шпаргалка также может быть источником несправедливости, а её использование проводить к негативным последствиям.
Я надеюсь, что данная статья поможет учителям и ученикам лучше понять роль и значение шпаргалок в учебном процессе и поспособствует развитию эффективных методов запоминания и усвоения информации.
Для начала хочу обратить внимание на эволюцию использования шпаргалок. В целом, история использования и эволюции шпаргалок отражает постоянное развитие технологий и изменение подходов к образованию. Если раньше школьники самостоятельно выделяли для себя наиболее важную информацию из необходимого материала, знание которого будет проверяться, от руки писали получившийся “конспект” на листочек бумаги и придумывали различные способы списывания, то сейчас достаточно иметь умные часы с доступом в интернет, или же наушники, с помощью которых можно под диктовку записывать готовые ответы, даже не зная того, о чем ты пишешь. Однако, даже имея современные технологии некоторые школьники более добросовестно подходят к составлению шпаргалок, выполняя их самостоятельно, изучив перед этим материал, необходимый для сдачи той или иной работы.
Рассмотрим положительные и отрицательные аспекты использования шпаргалок и сделаем по ним краткий вывод.
Положительные аспекты:
•Создание шпаргалок стимулирует процесс усвоения материала;
•Шпаргалки могут служить инструментом для повторения и закрепления учебного материала перед экзаменами или тестами;
•Создание и использование шпаргалок может способствовать развитию умения кратко и лаконично излагать информацию.
Итак, использование шпаргалок учениками может оказать благоприятное воздействие на их учебный процесс, помогая им углубить знания, организовать информацию и развить умение кратко излагать идеи.
Отрицательные аспекты:
•Простое списывание со шпаргалок препятствует полноценному усвоению учебного материала;
•Использование шпаргалок может привести к развитию у школьников недобросовестности и склонности к обману;
•Использование шпаргалок может привести к падению мотивации учеников
Таким образом, использование шпаргалок школьниками имеет множество негативных аспектов, и важно осознать, что это явление может серьёзно повредить образовательному процессу, воспитанию морали и этике, а также развитию личности в целом.
Для того, чтобы лучше понять отношение школьников к шпаргалкам и мотивы их использования был проведен опрос среди учащихся 9-11 классов гимназии им. А.Л. Кекина. Всего опрос прошли 40 человек. Прежде чем начать анкетирование было разработано содержание анкеты, то есть, составлен ряд вопросов. Для создания самого опроса был выбран сервис Google Forms, так как этот вариант наиболее удобен для проведения опросов и их анализа, ведь статистика ответов отображается в реальном времени. Всего опрос состоит из 12 вопросов, 7 из которых предполагают возможность написать собственный вариант ответа:
- Как часто вы используете шпаргалки?
- По каким причинам вы используете шпаргалки?
- Какого вида шпаргалки вы используете?
- Вы делайте шпаргалки самостоятельно?
- Были ли вы когда-нибудь замечены учителем за использованием шпаргалок?
- Когда вас замечали за использованием шпаргалок, какие негативные санкции к вам применялись?
- Останавливает ли вас от использования шпаргалок возможность того, что к вам могут быть применены негативные санкции?
- Как вы думаете, почему стоит применять негативные санкции к ученикам, использующим шпаргалки?
- Как вы думаете, почему не стоит применять негативные санкции к ученикам, использующим шпаргалки?
- Как, по вашему мнению, использование шпаргалок влияет на усвоение школьной программы?
- Какие вы можете дать советы по составлению шпаргалок?
- Какие советы вы можете дать для подготовки к контрольным и самостоятельным работам без использования шпаргалок?
Исходя из результатов первого вопроса, можно сказать, что бОльшая часть респондентов используют шпаргалки из-за того, что испытывают трудности в изучении определённого предмета
По результатам второго вопроса можно понять, что большинство опрошенных используют шпаргалки для того, чтобы придать себе уверенности в своих силах
Результат третьего вопроса показал, что лишь 5% опрошенных пользуются только техническими шпаргалками, а значит, осознают, что данный вид шпаргалок наименее эффективен для усвоения материала
Результат следующего вопроса подтвердил вышесказанное
Следующие три вопроса относятся к последствиям использования шпаргалок при написании различных работ, их результаты показали, что несмотря на то, что ученики были пойманы за использованием шпаргалок, и к ним были применены негативные санкции, отказываться от применения данного инструмента гимназисты не собираются
Вопросы 8 и 9 касались отношения учеников к применению негативных санкций в отношении списывающих
Исходя из результатов следующего вопроса, можно сказать, что среди респондентов нет общего мнения насчёт влияния шпаргалок на усвоение школьной программы
В последних двух вопросах респондентам было предложено дать советы, касающиеся составления «добросовестной» шпаргалки и подготовки к работам без использования шпаргалок. Большинство сошлось во мнении, что шпаргалки следует писать от руки для лучшего за поминания, а чтобы они и вовсе не пригодились необходимо больше практиковаться в решении задач, чтобы активно применять полученные на уроках знания.
Таким образом, результаты опроса в целом показали, что немалая часть гимназистов, участвовавших в опросе подходят к использованию шпаргалок рационально, осознавая риски их применения и составляют их самостоятельно, что говорит о том, что они не просто бездумно списывают готовые ответы, а в какой-то степени разбираются в материале.
Подводя итог, можно сказать, что точный ответ на вопрос «Шпаргалка – благо или зло?» дать нельзя, ведь в её использовании есть как плюсы, так и минусы. В целом, грамотно составленную шпаргалку, которую ученик сделал самостоятельно с целью подготовки к экзаменам или школьным работам и оставил дома, можно безусловно назвать благом, в отличие от технических шпаргалок, которые используют школьники для прямого списывания работ, проверяющих знание программы, ведь таким образом необходимый материал не усвоится.