Найти в Дзене
Военное Кредо

Союз Ирана и России в 2024 году: насколько это возможно?

24 января 2024 года, после переговоров в Москве секретаря Совбеза Николая Патрушева и его иранского коллеги Али Ахмадиана прозвучало громкое совместное заявление о том, что отношения России и Ирана выходят на новый уровень - по всему спектру, и это вскоре получит практическую реализацию и конкретное подкрепление. Ранее о том же самом говорили и другие высокопоставленные представители двух государств: послы, министры обороны, министры иностранных дел. Всякий раз речь шла не только о военно-политическом и экономическом сотрудничестве, но и о подписании некоего: «большого межгосударственного договора между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран». Который, по мнению этих деятелей «изменит политическую обстановку на Ближнем Востоке, в Южной Европе и Азии». То есть, речь идёт о полновесном и полномасштабном союзничестве двух стран. (Хотя, как мы помним, настоящих союзников у России всегда было и есть всего два: это её армия и военно-морской флот). Давайте рассмотрим подробности
Оглавление

24 января 2024 года, после переговоров в Москве секретаря Совбеза Николая Патрушева и его иранского коллеги Али Ахмадиана прозвучало громкое совместное заявление о том, что отношения России и Ирана выходят на новый уровень - по всему спектру, и это вскоре получит практическую реализацию и конкретное подкрепление.

Ранее о том же самом говорили и другие высокопоставленные представители двух государств: послы, министры обороны, министры иностранных дел. Всякий раз речь шла не только о военно-политическом и экономическом сотрудничестве, но и о подписании некоего:

«большого межгосударственного договора между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран». Который, по мнению этих деятелей «изменит политическую обстановку на Ближнем Востоке, в Южной Европе и Азии».

То есть, речь идёт о полновесном и полномасштабном союзничестве двух стран. (Хотя, как мы помним, настоящих союзников у России всегда было и есть всего два: это её армия и военно-морской флот).

Давайте рассмотрим подробности этого возможного «большого союза» 2024 года, а также выгоды, которые он несёт для наших двух стран.

20-летний «Договор об основах взаимных отношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» - был представлен на рассмотрение 11 декабря 2023 года. Он заменил прежний десятилетний, подписанный в марте 2001 года и продлённый дважды на 5 лет.

Новый договор подразумевает расширение не только по срокам (сразу на 20 лет). Но и, прежде всего, по охвату - в особенности, в оборонном и в энергетическом секторах (что предсказуемо).

Кроме того, в ряде моментов новый договор повторяет и дополняет ключевые положения всеобъемлющего «25-летнего соглашения о всеобъемлющем сотрудничестве между Ираном и Китаем», о котором стало известно в 2019 году.

№2 Экономический союз

В энергетической сфере новый договор закрепляет за Россией первоочередное право на добычу нефти и газа в иранской части Каспийского моря. В том числе, и на крупнейшем месторождении Чалус.

По самым скромным оценкам, вероятные запасы «чёрного золота» и «голубого топлива» в этой части Каспийского бассейна (включая как наземные, так и морские месторождения) насчитывают 48 мрлд баррелей нефти и 8 трлн кубометров природного газа.

Путин с иранским коллегой. Фото в свободном доступе.
Путин с иранским коллегой. Фото в свободном доступе.

Кроме Чалуса, то же самое первоочередное право на добычу будет распространяться и на крупные иранские нефтяные и газовые месторождения в Хоррамшахре и в граничащей с Ираком провинцию Илам.

Общие месторождения Ирана и Ирака давно уже позволяют Тегерану обходить мощные санкции Запада против самого ключевого для него нефтяного сектора, поскольку невозможно определить, откуда именно поступает нефть — с иранской или иракской стороны месторождений. Иран просто маркирует свою подсанкционную нефть как иракскую и отправляет её куда угодно.

Совместное использование месторождений даёт возможность Ирану установить сухопутный коридор к средиземноморскому побережью Сирии, который полностью поддерживает Россия. А в перспективе – превратить для США и Израиля конфликт на Ближнем Востоке в войну, которую в принципе невозможно выиграть - вроде той, что ещё недавно полыхала Афганистане.

Кстати, есть и ещё один амбициозный план – железной дороги от Каспия к Индийском морю и Персидскому заливу. Вплоть до того, что отдельный участок её пройдёт по территории Афганистана (в котором нынешний правящий режим вроде как в силах обеспечивать крайне важную для таких проектов политическую стабильность).

Новый договор установит цены на все промышленные товары в торговле между Россией и Ираном, включая военную технику и энергетическое оборудование. За экспорт своих товаров в Россию Тегеран получит себестоимость производства плюс всего лишь 8% сверху.

При этом, экспортная выручка от продаж в Россию будет переводиться не в Иран, а храниться в виде кредита в ЦБ РФ. А вот за экспорт российских и белорусских товаров в Иран Москва будет получать оплату до доставки. При этом, базовая цена до расчетов обменного курса будет основываться на высшей отметке за предыдущие 180 дней за любой проданный товар.

Платежи не будут привязаны к курсу доллара. Те из них, что связаны с юанем, будут производиться через китайскую систему трансграничных межбанковских платежей (CIPS) - альтернативу господствующей в мире системе SWIFT.

Иранские товары уже всюду. Например, в любом магазине автомобильных аккумуляторов. Фото в свободном доступе.
Иранские товары уже всюду. Например, в любом магазине автомобильных аккумуляторов. Фото в свободном доступе.

№1 Военный союз

Будет проведена модернизация ключевых аэропортов и морских портов двойного назначения.

Это аэропорты Хамадан, Бандар-Аббас, Чабахар и Абадан. В 2016 году Россия уже использовала авиабазу Хамадан для ударов по целям в Сирии: оттуда взлетали Ту-22М3 и Су-34.

Это морские порты, которые могут быть полезными военно-морскому флоту России - Чабахар, Бандар-э-Бушер и Бандар-Аббас.

С правом первой добычи в иранском секторе Каспия связано и то, что Россия также получит возможность совместного командования северным участком воздушно-космической обороны Каспийского региона Ирана.

Отобранный личный состав Корпуса стражей исламской революции будет обучен работе с новейшими российскими крылатыми ракетами малой и большой дальности – включая «Искандер» и «Кинжал». После этого предполагается развернуть производство по лицензии в Иране, при этом 30% продукции останется в Иране, а остальная часть отправится обратно в Россию.

Военный потенциал Ирана значительно расширится и упрочится. Тегеран обретёт новые рычаги влияния и сможет продвигать свои политические требования во всём регионе не просто вслух, но и на практике. В результате, страны Азии, Ближнего Востока и Южной Европы могут сделать вывод, что влиянию США уже можно и не подчиняться. Потому что – «гегемон уже не гегемон».

А как Вы считаете, возможен ли такой союз?