Нева – единственная река, вытекающая из Ладожского озера, в дельте своей образует множество островов, на которых и раскинулся Санкт-Петербург. На всем остальном протяжении островов всего 3: Ореховый с крепостью у истока; небольшой Фабричный остров, бывший о.Святой Екатерины у левого берега, на котором разместился Невский судостроительный завод и небольшой остров, приютившийся у правого берега, с романтичным название Главрыба. Расположен он примерно посередине между Кузьминским ж/д мостом и г.Отрадное. О нём и пойдет речь.
Как остров назывался до шведов не знаю, они назвали Sirvisaari, не очень удобопроизносимо и непонятно. Возможно, неправильно прочитанное hirvi – Лосиный остров? Так или нет, но после возвращения приневских земель России, называли его чаще проще – Большой Невский. Что на острове было точно, так это дубрава, частично сохранившаяся и ныне. Диву даешься, читая описания разных мест, сколько в наших краях было дубрав, куда что делось, вопрос риторический.
Вероятно, остров входил в состав мызы, подаренной Екатериной 2 своему фавориту фельдмаршалу Потёмкину и был включён в ландшафтный парк его усадьбы Островки, но упоминаний об этом мне не повстречалось (про усадьбу Потёмкина и его отношения с императрицей в следующий раз). По крайней мере, протока, отделяющая остров от материка называется Оранжерейной. Возможно, в дальнейшем на Большом Невском размещались дачи, но основная его история начинается в 1921 году.
Здесь стоит сделать небольшое отступление, чтобы стала понятнее суть вопроса.
Нева хоть и недлинная, но глубоководная, издавна изобиловала рыбой. Все наверное видели гигантских осетров, поставлявшихся у царскому столу. Что-то мне подсказывает, что всех их съели еще в 18 веке. И сейчас рыбаки не жалуются на отсутствие рыбы, но изо всех многочисленных самой ценной является балтийская популяция атлантического лосося (сёмги). Когда-то в акватории Невы было 3 крупных нерестилища, но судоходство, работы по углублению, прочая хозяйственная деятельность, их истощили. Не подумайте, что в последнее время, в конце 19 века уже проводились опыты по оплодотворению и инкубации икры вот как раз на Большом Невском. Самое крупное нерестилище лосося, впрочем было в протоках между островами (здесь же и популяции молюска-жемчужницы, между прочим, сохранились ли, нет, история умалчивает).
В 1921 была заложена первая промышленная партия икры, вот тогда и началась история Невского Рыбоводческого завода на острове, ставшем Главрыбой. Икру тогда инкубировали непосредственно в реке, в специальных ёмкостях под водой. И уже до войны усилия по повышению популяции давали результат.
30 августа 1941 немцы вышли к Неве в районе порогов. Так как наших воинских частей ни на одном берегу в то время не было (даже не предполагали возможности прорыва фашистов), они довольно быстро стали продвигаться к Шлиссельбургу. Уже 1 сентября на остров высадился разведывательный взвод немцев. Оборудование завода на тот момент было вывезено, на Главрыбе было всего 4 человека. Все они погибли – фрицы добивались сведений о диспозиции частей Красной армии. 2 сентября в бой с непрошенными гостями вступили бойцы 5 истребительного батальона лейтенанта Иванова, тренировавшиеся в парке Потемкинской усадьбы. Вооружены они были винтовками первой мировой, но за 2 дня немцев выбили. Это было единственным кратковременным присутствием врага на правом берегу Невы.
Журнал боевых действий 227-й пехотной дивизии вермахта: "...артиллерийская группа «Юг» вела беспокоящий огонь по острову на р. Нева..." За годы войны рыбоводческий завод был полностью разрушен.
Восстанавливать его начали в 1947, с 1954 возобновились регулярные выпуски атлантического лосося в Неву. В 1999 цеха были полностью перестроены, предприятие перешло на финские технологии, увеличив мощность более, чем в 5 раз. Лосось с Главрыбы восстановил популяцию не только в Неве, даже в Финляндии помог здешний биоматериал, и нельзя сказать – искусственно выращенная рыба – пока небольшой процент, но лосось начал нереститься в реке.
Вылов лосося у нас запрещен (браконьеры, естественно, об этом не думают) Непонятно, почему, состояние популяции выше всяких похвал, а возвращение производителей к "родному" заводу лучшее из всех рек региона.
Остров с материком связывает автомобильный мост со шлагбаумом – он закрыт для посещений. Одно время на острове работала турбаза "Территория отдыха Островки", но ее уже нет. Однако, при большом желании побывать на Главрыбе все же возможно...