Самые распространённые речевые и грамматические ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому

334 прочитали

Грамматика и речь в сочинении ЕГЭ по русскому – это после пунктуации самые безотрадные зоны ученических достижений. В 2023 году процент выполнения по критерию К10 (речевые ошибки) был 66, по критерию К9 (грамматические ошибки) – 64. Причем, в статистике содержится некоторое лукавство: процент выполнения предполагает получение хотя бы одного балла по критерию. То есть какой процент выпускников получил максимум по критериям, эксперты ФИПИ скромно умалчивают. Вряд ли этот процент высокий: даже довольно убогое не бог весть какое сложное задание 8 на знание синтаксической нормы при победных 72% выполнения имеет неприятную деталь: только 47% выпускников получили за него в 2023 г. три балла.

К концу школы ничего не меняется. Стабильность!
К концу школы ничего не меняется. Стабильность!

Осень наступила, высохли цветы, мне никто не нужен, кроме ты

Классификатор ФИПИ даёт 20 типов грамматических ошибок, и все они с завидной (нет) регулярностью встречаются в сочинениях. Однако, разумеется, есть «любимчики», причем, даже у сильных учеников.

Во-первых, это многострадальный деепричастный оборот. Как говорится, прочитав несколько сочинений выпускников, мне стало грустно (видимо, потому что, используя деепричастные обороты, у многих учеников нашлись ошибки). Так как ДО – конструкция, употребляемая и в разговорной речи (в отличие от причастного оборота), неудивительно, что выпускники постоянно ошибаются: неправильное употребление ДО можно услышать даже в речи журналистов новостных каналов. Некоторым слабеньким ученикам я просто запрещаю оборот употреблять в сочинении: от его отсутствия ничего не изменится, а вот при употреблении точно будет ошибка.    

Во-вторых, любимая ошибка выпускников – нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Это понятно: когда пишешь сочинение, не было времени его проверить. Выполняя задание 8, все видят эту ошибку, она бросается в глаза, но в собственных сочинениях ученики постоянно сталкивают глаголы разных видов. Отследить эту ошибку при усердии, в общем, не так уж и сложно, главное, не менять временной план повествования при пересказе. Ну и, опять же, избегать деепричастий: они часто примагничивают сразу несколько ошибок разных видов, смело употреблять их я разрешаю только сильным ученикам.

  • Хотя (вспоминаю со слезами) как-то одна моя очень сильная ученица потеряла единственный балл на экзамене, сделав в сочинении ошибку именно при употреблении ДО. Как умудрилась, науке неизвестно (  

Ну и ошибка при употреблении однородных членов (для выпускников это также самый тяжёлый вариант задания 8). Я постоянно говорю и даже требую от учеников не увлекаться никакими «красивостями» в сочинении, в том числе синтаксическими: развитую речь скрыть невозможно, и отсутствие оборотов или однородных сказуемых не повлияет вообще ни на что. Главное, чего должен выпускник добиться, – это правильности текста. Всё остальное – это никому не нужная лирика. 

Эксперты ФИПИ также обращают внимание выпускников на часто встречающиеся «поднятие проблемы» и «рассуждает над проблемой» и просят эти словосочетания по возможности не использовать ) 

Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года

Письменная речь современных выпускников – это анекдот и драма в одном флаконе. Понятно, что, если речевые навыки выпускника развиты слабо, значит, и речевая зоркость находится на очень низком уровне, то есть своих ошибок ученик отследить не может. Но речевые навыки можно развить, в том числе постоянной тренировкой на черновике. И некоторые речевые ошибки выпускник может уничтожить в зародыше, если будет держать глаза широко открытыми.

Во-первых, довольно легко исправить тавтологию. То, что рассказчик чего-то там рассказывает, должно быть видно ученику. Абсолютно каждый выпускник, если постарается, может избежать тавтологии, которая является одной из самых частотных речевых ошибок в сочинении.

Во-вторых, нельзя допускать повтор одних и тех же фраз на разных этапах эссе. Проверяющие этого очень не любят: от учеников требуется показать динамику текста, а если выпускник одну и ту же фразу долдонит и в пояснении, и в авторской позиции, и в выводе, значит, динамики нет, текст «топчется на месте». Не гуд. За сами этапы проверяющий снять балл не может, если не сделана фактическая ошибка в понимании текста, но он снимет баллы за речь (или за логику). Так что, например, мои ученики знают, что одну и ту же мысль надо выразить разными словами, хоть все пальцы на черновике сточи. Проблемы индейцев – ну дальше вы знаете ) 

В-третьих, необходимо следить за употреблением местоимений. Вероника Маврикиевна встретилась с Авдотьей Никитичной, и она рассказала ей про ту встречу. Кто, кому, чего и что это за «та встреча» – неудачное использование местоимений приводит к потере баллов за речь и/или логику сразу, без СМС и регистрации. Однако подобные ошибки также можно увидеть. Каждому ученику я говорю, что при использовании местоимений его, ученика, должен тюкать в темечко здоровенный дятел и спрашивать: «Ты хорошо подумал?!»  

Эксперты ФИПИ также обращают внимание выпускников на часто встречающееся «приведу в пример рассказ» и просят это сочетание слов по возможности не использовать )  

О работе на черновике