Только на Октябрьской железной дороге водятся электровозы ВЛ15, представляющие интерес для любителей поездов. Оно и не удивительно, ведь это самый мощный электровоз постоянного тока на момент постройки! Зверюга ещё та: две здоровенные шестиосные секции с двумя токоприёмниками на каждой, квадратные очертания и зелёная окраска... Правда, я уверен, что большинство обывателей, даже если этого крокодила и встречали, не заметили в нём всех этих особенностей: зелёный шкаф - он и в Африке зелёный шкаф.
Ну а мы ради поимки этого "зелёного шкафа" 2 марта 2014 года приехали на железнодорожную линию Петербург - Волховстрой - Вологда, выбрав в качестве места съёмки перегон Горы - Мга.
Попасть сюда проще пареной репы: сел в электричку в Петербурге, минут 30 в пути - и пожалуйста! Грузовые поезда льются, как из рога изобилия, а значит, что вероятность поймать нужный локомотив значительно повышается. А заодно сосчитайте по фотографиям, сколько нам попалось локомотивов в корпоративных цветах РЖД.
Проехал из Питера ВЛ10-1886, и уже через 3 минуты по встречному пути едет его брат-близнец - тоже машина поздних номеров тбилисской сборки.
Ещё три минуты - и из Петербурга проехала ЭТ2М в фирменной окраске Октябрьской дороги: зелёно-серый кузов и оранжевый прямоугольник на носу. Ненавижу эти прямоугольники! Даже на зелёной технике они смотрятся плохо. Но надо отдать должное: в 2014 году поймать в Петербурге не красно-серую электричку - это хороший знак.
Красота - 2014 год! Никакого красного и серого, только ВЛ10 идут один за одним. Сейчас, в 2024 году, эти утюги уже почти вымерли... А вот ещё один, кстати, со звездой и с козырьками на буферных огнях - именно так и выглядит каноничный, "правильный" ВЛ10. Поди сейчас поищи живую такую машину.
А этот пепелац чуть-чуть не дожил до полувекового юбилея. Построен в 1973, списан - в 2022 году. И вновь мы видим козырьки со звездой.
Эй, собака! А ну кыш! Тут поезда ездят, опасно!
А вот что в 2014 году для Петербурга было необычным - так это локомотивы 2ЭС4К по кличке "Дончак". А дело всё в том, что как раз в начале 2014 года их довольно крупная партия была передана на Октябрьскую дорогу с Западно-Сибирской, вместе с кучей других, даже более интересных электровозов, о которых я расскажу чуть дальше. Поскольку депо Волховстрой получило локомотивы ранних номеров, все они имели эксклюзивные расцветки, например, бирюзовую... Такая окраска первоначально шла с завода...
Большее распространение получили зелёные электровозы с жёлтой полоской - такие встречаются на Октябрьской дороге до сих пор, но найти их с каждым годом всё сложнее. Кто знает, может быть, новый тренд на возврат локомотивам исторических окрасок наберёт обороты и мы вновь увидим много таких вот красивых "Дончаков"?
Ещё одна классика со звездой, на этот раз ВЛ10У. Чем он отличается от обычных ВЛ10? Внешне - пожалуй ничем. Едва ли большинство из вас будет разглядывать расположение и форму боковых окошек, крышевое оборудование... Скажу вам по секрету, даже не все машинисты на это обращают внимание. С другой стороны, на фото представлен один из первых ВЛ10У 1977 года выпуска, построенный ещё тогда, когда не были сняты с производства ВЛ10. Раритет!
Поздний ВЛ10 со звездой... Кстати, звезда на всяких там ВЛ-ах говорит о том, что выпущены они на Новочеркасском заводе, а ещё такие же локомотивы делал завод в Тбилиси, и они имели не звезду, а надпись ТЭВЗ и кружочек... Я малость отвлёкся. Посмотрите, как прекрасен свежепокрашенный зелёный ВЛ10!
А дальше - мега-эксклюзив! Хотя, это как посмотреть, ведь в 2014 году такого на Октябрьской дороге было навалом. Знакомьтесь: пучеглазый ВЛ10, мой любимый локомотив! Какие у него выразительные круглые большие фары, выделенные белой обводкой... А заодно и логотип Тбилисского завода, между прочим. Вот таких-то локомотивов и получила Октябрьская дорога целую кучу вместе с "Дончаками" из Сибири. Правда, машина, представленная на фото, на Октябрьской дороге работала и до этого.
Эпоха Пучеглазов ушла в 2020 году, и лишь машина 1535, благодаря подмене номера, проработала в подмосковном депо Орехово до весны 2023-го. Увы, судя по всему, до наших дней не сохранился ни один ВЛ10 именно с такой мордой. А в депо Орехово на постамент вместо 1535 был поставлен ничем не интересный 1515, да ещё и в корпоративных цветах РЖД... Бездарности!
А железнодорожная линия не спит: следующий товарняк - уже через 10 минут после пучеглаза, и ещё один эксклюзив: "Дончак" в родной окраске.
Далее, после небольшого затишья, скучная во всех отношениях электричка ЭТ2М в направлении Петербурга: сама по себе выглядит, как ЭР2 с уменьшенной детализацией благодаря своим топорным формам, так ещё и в корпоративных цветах, способных изуродовать что угодно.
А за ней - ещё одна, но у этой каким-то оригинальным шрифтом нанесено обозначение и номер. На безрыбье и такое отличие - рыба.
Пригородное окно закрывается, и уже менее чем через 10 минут, появился очередной грузовой... Правда, не следом за электричкой, а в другую сторону, на Волховстрой. Издалдека непонятно, какой локомотив стоит в голове, ведь все они зелёные и с одинаковыми полосами... Были. Так что заветный ВЛ15 удалось опознать, когда поезд находился примерно в 150-200 метрах от нас. Эх, была бы у меня в 2014 году зеркальная камера с RAW-форматом, на обработке вышла бы красивая картинка, невзирая на контровой свет, а это... Посредственность, но для истории сойдёт. Чай, не художественная галерея.
Ещё 10 минут - и очередной грузовой! Невероятно, уже третий "Дончак" в ранней заводской окраске! Эх, сейчас таких уже и не осталось...
Ещё один локомотив, который не был редкостью в 2014 году для Петербурга - одиночный М62 с круглыми фарами. Правда, всё же надо было знать места, где они водились в больших количествах, а вот на Волховстроевское направление "Машка" эта залетела случайно. Вероятно, едет в Тихвин или в Подборовье, чтобы приступить к работе на тамошних малодеятельных тепловозных линиях... Тоже, кстати, раритет, 1977 года. А в 2018 эту Машку списали. А сейчас в России вообще не осталось живых "Машек" с такой мордой - все стоят на консервации и едва ли опять поедут.
Ещё один "Торжок", отличающийся от остальных лишь шрифтом обозначения и номера.
Но неужели мы за целый день на этой оживлённой железной дороге поймаем всего один ВЛ15?! К счастью, нет. И на этой фотографии отлично видны его особенности: шесть колёсных пар под кузовом вместо привычных четырёх, по два токоприёмника, а также форма прожектора, путеочистителя, и в целом, кабины. Издалека не отличить от ВЛ10 из-за однотипной окраски, зато всё сразу становится понятно при ближнем рассмотрении. Пепелац на фото проработал чуть больше 30 лет и в 2018 году был списан. Эй, а чего так мало?!
Мы вошли в азарт! Это почти как казино: каждый следующий поезд может оказаться с ещё одним ВЛ15, и мы будем в выигрыше! Почти как казино: выкидываешь кучу денег на поездку с туманными для большинства окружающих целями... Почти как казино: железнодорожная фотография - отличный способ проявить азарт. Только вот ВЛ15 в тот день нам больше не попадались. О, ещё один поезд, что там?! ВЛ15?! А, нет, ВЛ10... И ещё один... И ещё один... Такой же... А хотя нет, это ВЛ10У... До такой степени эти электровозы похожи, что сейчас, спустя 10 лет, я пишу статью и различаю их только по тому, что на них написано.
С разницей в 20 минут из Петербурга в направлении Волховстроя прошли два пассажирских с абсолютно одинаковыми и не изменившимися за 10 лет электровозами ЭП2К. Правда, в составе второго поезда чудом оказались зелёные вагоны из фирменного поезда "Псков".
А на закуску - тепловоз ТЭП70БС-093 в заводской красной окраске с двумя парусами (или сто это?!) на морде. В марте темнеет рано, так что фото в 18:35 пришлось делать на длинной выдержке, вот оно малость и смазалось. Зато вышел эффект "проводки", когда камеру с длинной выдержкой надо вести за объектом съёмки.
Железнодорожная линия Петербург - Волховстрой получает от меня 8 зелёных ВЛ10 из 10. Зелёные ВЛ10 - это, конечно, хорошо, но не очень-то интересно, когда таких за раз ты снимаешь пару десятков. Правда, рассуждать об этом из 2024 года, когда зелёные ВЛ10 можно сосчитать по пальцам одной руки, а бал правят красно-серые "Дончаки" да остатки таких же красно-серых ВЛ10У - занятие не самое благодарное.
Пожалуйста, поставьте лайк, поделитесь этим фотосборником в соцсетях и обязательно отметьтесь в комментариях. Дзен почему-то в 10 раз сократил моему каналу показы, а желанием писать в стол я не обладаю. И если на монетизацию можно будет прикрыть глаза, то отсутствие обратной связи от подписчиков может поставить существование канала под вопрос.
Вот так. Хорошего дня!
"Всё, что движется" - поезда, самолёты, городской транспорт. Телеграм-канал, где несколько транспортных авторов с дзена анонсируют свои публикации.