Колыванская ваза, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, давно завораживает взгляды посетителей. Ее идеальные пропорции и невиданные размеры до сих пор поражают воображение. Однако за ее великолепной внешностью скрывается масса тайн и загадок. Как удалось создать такое произведение искусства в XIX веке? Кто были творцы этого шедевра и какие технологии они применяли? Попытаемся разобраться в этих вопросах.
Загадка создания Колыванской вазы
Начнем с основных фактов. Известно, что Колыванская ваза была изготовлена в 1816-1820 годах из камня зеленого цвета, добытого на ревневской каменоломне Алтая. Согласно статье в "Сибирском вестнике", который сообщает об установке вазы в 1820 году, вес добытого камня в не отделанном виде составляет более 700 пудов.
Давайте посчитаем. Один пуд равен 16 килограмм 380 граммов. Умножаем на 700 и получаем 11 тонн 466 килограммов! Каким образом вес исходного куска камня, из которого изготовлена ваза, значительно меньше веса самого изделия? Как такое может быть?
При обработке камня обычно происходят большие потери веса - от 25 до 85% от исходной массы. Соответственно, минимальный необработанный вес, из которого могла получиться такая ваза, должен был составлять 24-35 тонн. А 11 тонн - далеко не хватило бы.
Однако есть ещё нестыковки о создателях Колыванской вазы. Архитекторы, которые якобы её создали, в разных версиях все разные. Если верить источнику о котором я выше сказал ("Сибирский вестник"), то ваза является детищем Джакомо Кваренги, а вот описание установленное около вазы в Эрмитаже говорит совершенно другое, там написано, что создатель - архитектор Мельников.
Кроме того, предполагается, что над вазой трудились около 100 каменщиков-мастеров. Но стоит отметить, что никаких чертежей, производственных описаний или свидетельств самих мастеров не найдено. Заодно непонятен смысл создавать такой огромный по размерам артефакт, когда грамотность населения была крайне низкой.
А теперь разберемся с вопросом транспортировки этой громадины
Какая тяга применялась, на что грузилась эта ваза, где есть описание устройств? О всех этих нюансах и деталях деликатно и крайне загадочно не упоминается в статье "Сибирского вестника".
Короче говоря, супер ваза в суровой зиме, с 3 по 28 января, не понятно как проехала1900 километров от Барнаула до Екатеринбурга. Но смогли бы они справиться с 19-тонной ношей? Вряд ли это было реально осуществить с учётом тогдашних дорог.
Не менее загадочна её транспортировка по воде с апреля по август. Невозможно было перевозить хрупкую глыбу весом в 19 тонн по рекам Чусовой и Каме на плотах. Да и сплав по Чусовой - дело крайне сложное.
Наконец, к осени 1843 года вазу доставили в Санкт-Петербург. Здесь мы видим ее в первозданном виде - идеальные пропорции и точность исполнения поражают. Каким образом люди XIX века с его технологиями могли это создать? Не знаю, возможно ли одновременно управлять таким количеством лошадей, которое упоминается, но я считаю что опять вмешиваются вопросы психологии. Кто-то пытается сформировать некий образ транспортно-логистической операции, тяжёлого объекта большим количеством лошадей.
Но есть и ключевая фраза в статье "Сибирского вестника", которая всё объясняет. На нижней ей части приделан бронзовый позолоченный венок из дубовых листьев. Значит речь идет о совершенно другой вазе. Да, скорее всего, в статье описывается вот эта ваза стоящая также в Эрмитаже. На ней мы видим и разные яблоки, и раковину с ложками на ножке, но самое главное мы видим бронзовый позолоченный венок из дубовых листьев на нижней части ножки. Конечно эта ваза тоже является шедевром, но она совершенно другая, гораздо более меньшего размера, со своей историей и более простым исполнением.
Так что за Колыванскую вазу выдают исполинских размеров, древний артефакт, технология изготовления которого очень далека от уровня нашего развития. Столь явные нестыковки породили множество версий о её истинных создателях. По одной из них, Колыванская ваза представляет собой наследие более развитой цивилизации, предшествовавшей нашей. И лишь сейчас мы можем оценить масштабы её достижений по сохранившимся артефактам. Так что за тайной её происхождения, возможно, скрываются куда более интересные страницы истории, чем мы себе представляем. А официальная история её создания в XIX веке - лишь попытка объяснить происхождение шедевра.
Также нельзя не заметить странные элементы орнамента вазы - пальмовые листья, явно не характерные для ее времени и места. Этот узор не отражает ни самобытной Сибири, ни России в целом. Не буду комментировать описание процесса обработки чаши, описанного в "Сибирском вестнике" тех лет, тем более его там нет. Лишь только сроки: с 1816 по 1820 год. Хочу отметить, что никаких чертежей, заводских описаний и технологии изготовления колыванской вазы мы не найдем, что наводит на мысль о том что нас слегка обманывают. Возможно, это следы какой-то иной культуры. Исследователи полагают, что математическая точность ее форм свидетельствует об использовании передовых технологий измерения. Но каких?
Так или иначе, Колыванская ваза остается одним из самых загадочных артефактов в Эрмитаже. Ее происхождение, и создатели до сих пор окутаны завесой тайны. Продолжая изучение этого уникального шедевра, мы, возможно, сможем раскрыть некие тайны древних цивилизаций.
Кстати, о загадках самого Эрмитажа вы можете прочитать - здесь.
Если вы не верите, то попробуйте зайдите на сайт колыванского камнерезного завода. Ссылочку легко найти в поиске, вы сами увидите что размах у этого завода далеко не тот. И ничего подобного такой вазе, даже в более простых исполнениях завод не делает, древние технологии давно утрачены, а скорее всего их там и не было вовсе.
Колыванская ваза продолжает удивлять нас своими размерами и совершенством формы. За ее поразительной внешностью скрываются многочисленные несоответствия в истории ее создания и ряд загадочных деталей, указывающих на иную, более развитую эпоху. Мы попросту не можем повторить сейчас ничего подобного, разве что отлить из бетона, создав предварительно каркас из арматуры. Происхождение этого шедевра таит в себе немало тайн, раскрытие которых может переписать некоторые страницы человеческой истории. Продолжая внимательное изучение вазы, мы, возможно, сможем добраться до истины. А пока Колыванская ваза останется одним из самых загадочных шедевров Эрмитажа
Ставьте лайки, если статья понравилась, подписывайтесь на канал и высказывайте своё мнение, что вы думаете о загадке происхождения Колыванской вазы? Согласны с официальной версией или всё таки есть сомнения?