Кто бы что ни говорил, но работа напрямую с людьми очень стрессовая. Не всегда получается угодить своему заказчику: либо ты стрессуешь, что сам наделал ошибок, либо заказчик попадется слишком придирчивый и дотошный, либо попадется тот, кто может специально высасывать претензии из пальца, лишь бы выбить побольше скидку. Но в таких ситуациях главное - сохранить лицо. Расскажу на личном примере, как я справлялась с подобными ситуациями.
- Ситуация, в которой я сама наделала ошибок. Это как раз история про свитер на картинке. Как вы можете видеть, мой свитер получился не совсем такой, как на картинке, которую мне направил заказчик. И все это по нескольким причинам: 1. Я незадумываясь взялась за заказ, даже не убедившись в том, что у меня будет схема вязания; 2. Я не убедилась в том, что в магазинах, на маркетплейсах и у себя самой, есть в наличии необходимая пряжа, а именно нужной расцветки. Как же я выкрутилась? Я просто честно обо всем призналась заказчице, что схемы нет и я буду вязать "на глаз", как говорится. А также, что у меня нет нужного цвета, но у меня есть несколько вариантов других расцветок на выбор. Мне повезло, что заказчица оказалась очень понимающей девушкой. Поэтому мы с ней все согласовали, готовый свитер (его фотографию) я скинула ей на одобрение, и ей все понравилось. Она даже сделала такой комплимент моей работе: "получилось даже лучше, чем оригинал".
- История с дотошным заказчиком. Это уже история о моей дополнительной работе - копирайтер. Помню, как у меня девушка заказала пост "знакомство". Я написала этот пост по ее ТЗ, направила ей на одобрение. Но, вместо однобрения, я получила много правок. Вы скажете: "Ну значит плохо написала!". Но дело даже не в этом. Эти правки противоречили ее ТЗ. Например, она дала мне конкретную задачу написать про ее хобби, но затем попросила эту часть из текста убрать. И таких правок ещё пару штук, думаю вы уловили их суть. И как же я выкрутилась здесь? Очень банальная, но работающая схема - РАБОТА С ВОЗРАЖЕНИЯМИ. Я научилась этому, когда работала в колл-центре в отделе продаж. Каждое возражение заказчицы я начинала обрабатывать, как делала это раньше по телефону. И вы не поверите, это сработало! Каждая правка в итоге была онулирована.
- История с клиентом - мошенником. Да-да, и такие попадаются. Написала мне как-то девушка с желанием, чтобы я связала ей детский костюмчик. Мы с ней согласовали цвет, размер, состав пряжи и т.д. А когда дело дошло до цены, то ее сразу перестало устраивать то, что мы уже согласовали. Мол, и пряжа дешёвая, и пуговицы ей нужны другие и т.д... А потом вдруг она заговорила о СКИДКЕ. Ведь она заказывает впервые у меня, ведь она мать, ведь я вообще лентяйка - дома сижу, вяжу, а деньги космические за это прошу. Что же я сделала? Для начала я пыталась с ней провести работу с возражениями, как во втором случае. Но я поняла, что это другого поля ягодка. Тут хоть в лепешку расшибись, но заказчику не угодить (скидка - исключение). Поэтому, я просто с ней попрощалась, пожелав успехов в поиске другой рукодельницы, которая свяжет ей такой же костюмчик с желаемой скидкой.
Подведем итоги. К разным людям нужен разный подход. А с каким типом людей вы столкнулись, вы можете узнать только посредством диалога. Не бойтесь общаться со своими заказчиками, не бойтесь признаваться в своих ошибках, не бойтесь потерять заказчика, с которым вы не можете найти компромисс. Тогда ваша работа перестанет приносить столько стресса.